Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Универы" - рассылка для общения студентов и преподавателей


Информационный Канал Subscribe.Ru



Неформальная рассылка студентов и преподавателей ЧГУ

Ðàññûëêà '"Óíèâåðû" - ðàññûëêà äëÿ îáùåíèÿ ñòóäåíòîâ è ïðåïîäàâàòåëåé'

 

Один день из жизни Владимира Грызлова

Череповец, конечно, не Оксфорд и не Кембридж, вся жизнь которых определяется наличием известных во всем мире высших учебных заведений. Тем не менее Череповецкий государственный университет структура для нашего города весьма значительная. Редкий город в России, не являющийся областным центром, может похвастаться наличием столь крупного вуза. Поэтому неудивительно, что очередным героем рубрики "Один день из жизни:" стал ректор ЧГУ Владимир Грызлов.

 

Многие думают, что человек, облеченный большой властью, может спать сколько хочет. И правда, чего беспокоиться - все сделают подчиненные, можно встать попозже и на работу прийти часикам к 12 дня. Мнение это ошибочное: все мои собеседники из власть имущих просыпаются рано. Наверное, это одна из причин того, что они достигли таких высот. Не исключение и Владимир Сергеевич.

 Он утро встречает с рассветом. Подъем - в 6.30. Потом утренние процедуры, небольшая зарядка и завтрак. Затем - работа с документами. Все знают, что это "излюбленное" занятие большинства руководителей, которому они частенько предаются и в течение дня. На работу Владимир Сергеевич приезжает к девяти утра. Здесь, в ректорском кабинете, я его и застал. 9.00 - 10.00 - кабинет Владимира Грызлова. Работа с документами, просмотр сайтов Интернета о высшей школе. Когда идешь на встречу с обладателем множества высоких научных званий, в душе какой-то трепет. Как начать беседу?

"Правда ли, что многие знания - многие печали?", - задал я почти что с порога вопрос и понял, что попал в точку. Профессор оторвался от бумаг и после долгого размышления ответил: - Трудно сказать. Если эти знания направлены на благое дело, то и печалей никаких. А если на злое, то людям они могут доставить немало проблем. История это уже показала. А если отвечать в бытовом смысле, то недостаток знаний ставит человека в трудные ситуации. Помню, когда в начале карьеры я работал на стройке, то некоторые вопросы ставили меня в тупик, приходилось книги читать. Хотя все эти знания можно было приобрести еще во время учебы. Так что студентам я всегда говорю - учитесь по максимуму.

Владимир Грызлов снова погрузился в бумаги. Так обычно проходит первый час его рабочего дня. Необходимо посмотреть финансовые, научные, кадровые документы. Потом наступает очередь Интернета. Ректор должен отслеживать тенденции в высшей школе, быть в курсе того, что волнует коллег-ректоров. Но в этот день сеть всемирной паутины не смогла без остатка захватить Владимира Грызлова. Общение с журналистом требует жертв.

Череповецкий государственный университет образован в 1996 году на базе Педагогического и Индустриального институтов. В 1998 году в рамках Международной программы "Партнерство ради прогресса" ЧГУ получил награду "Золотой орел". В составе вуза работают пять институтов, 51 кафедра. Преподавателей - 500, студентов - более десяти тысяч.

 - Что значит быть ректором в таком крупном учебном заведении?

- Начну издалека. Слово "ректор" старинное. В Древнем Египте для ведения хозяйства из числа жрецов выбирали наиболее грамотного. Становился он чем-то вроде завхоза, а называли его ректором. Для меня быть ректором - означает полностью отвечать за всю работу университета. Глава вуза должен разбираться во многих вопросах - финансовых, научных, хозяйственных, чтобы понимать, что происходит во вверенном ему учебном заведении. Это первое требование. А во-вторых, он должен иметь авторитет как ученый. Институт - это не предприятие, где все можно сделать одними приказами. Если ректора не воспринимают как достойного ученого, плохи его дела.

10.00-10.30 - посещение здания вуза на Советском проспекте, 10, где идет капитальный ремонт. Сразу же после бумаг Владимиру Сергеевичу пришлось перейти к строительным вопросам. Здание бывшей школы передано университету давно, и до недавних пор в нем размещался художественно-графический факультет. Но внутренние перекрытия от времени пришли в такое состояние, что студентов пришлось перевести в другие здания, а это поставить на капитальный ремонт.

В ЧГУ имеются семь учебных корпусов общей площадью более 66 тысяч квадратных метров, три общежития общей площадью 17 тысяч квадратных метров и спорткомплекс площадью 10 тысяч квадратных метров. Два года назад завершился капитальный ремонт административного здания на проспекте Луначарского. В планах окончание строительства здания столовой на Советском проспекте.

Мы сели в белую служебную "Волгу" и поехали на стройку. Внизу нас уже ждали руководители строительной организации, ведущей ремонт, и начался обход строения. Сейчас в нем меняются перекрытия, застекляются окна. Владимир Сергеевич слушал строителей и со знанием дела задавал вопросы. А как иначе - всю свою сознательную жизнь Владимир Грызлов занимается строительными вопросами. В 1965 году он закончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-строитель-технолог". Два года работал на стройке, а затем перешел в научно-исследовательский институт, где защитил кандидатскую диссертацию.

"Я вполне могу давать строителям указания, что и как делать, но в этом нет необходимости - они все делают правильно", - говорит Владимир Грызлов. На стройку он выезжает один-два раза в месяц. Планируется, что ремонт будет завершен осенью следующего года. В здании разместится Институт повышения квалификации.

11.00-12.00 - финансовая оперативка. Деньги в наше время решают если не все, то очень многое, поэтому финансовым вопросам приходится уделять очень много внимания. Перво-наперво поговорили о зарплате. Как обычно, ее планируют выплатить вовремя, и деньги уже переведены. Зато другие темы оперативки были не столь радостны. В университете возросло потребление электроэнергии, а соответственно и платежи за нее. Было решено выяснить причину. Затем речь зашла о неравномерных нагрузках у преподавателей кафедр. А под конец возник обычный российский вопрос - где взять денег? Впрочем, как их заработать, вузы прекрасно знают: набирать студентов на платное обучение. ЧГУ - государственный вуз. Однако государство дает только 50 процентов от необходимых средств. Этих денег хватает лишь на зарплаты и стипендии. Остальное добирается на платном обучении.

Сегодня в ЧГУ на коммерческой основе обучаются две тысячи студентов, или 20 процентов от их общего числа. Но как заставить раскошелиться тех, кто поступил, но платит весьма нерегулярно? Оказывается, в ЧГУ ряд коммерческих студентов не рассчитывается в срок. Приходится ставить вопрос об отчислении. А это зачастую по-человечески сложно. Да, рынок - штука непростая, особенно в наших условиях. Приходится постоянно учиться тому, как в нем жить.

Но вот оперативка закончена, и было бы грешно не задать Владимиру Сергеевичу вопрос о том, как он относится к платному образованию.

 - Это необходимость, - говорит Владимир Грызлов. - Но вообще я к нему подхожу отрицательно. Идет деградация высшей школы. Конечно, ЧГУ держит планку качественного образования, но этого нельзя сказать о многих частных вузах. Они устанавливают низкую плату, на которую можно только арендовать помещения и приглашать преподавателей. Никаких лабораторий или хороших библиотек у большинства из них нет. Все это требует больших средств, но в таком случае стоимость обучения была бы запредельной. А в ряде вузов коммерческое обучение переродилось в простую покупку диплома. Да и коммерческий студент отличается от бюджетного. Те, кто заплатил деньги, в ряде случаев считают, что им учиться не надо, а оценки им должны ставить просто так. В общем, идет и деградация студентов.

Проблемы платного образования так увлекли Владимира Грызлова, что он едва не забыл про обед. Но стрелки огромных часов не дали ему этого сделать, и мы решили вернуться к затронутой теме после обеда. Снова "Волга", и путь к пище телесной. 12.30-13.30 - обед. Мне почему-то всегда казалось, что ректор должен жить в доме с колоннами, ну, в крайнем случае, с эркерами. Но здесь меня ждало большое разочарование. Живет Владимир Грызлов в самой обыкновенной пятиэтажке на улице Парковой.

- Когда в 1984 году я переехал в Череповец, то, гуляя по городу, забрел на Парковую. Этот район мне так понравился, что подумал: "Хорошо было бы здесь жить". Так оно и произошло. Мне здесь очень хорошо: река рядом - летом можно на пляж, а зимой покататься на лыжах. Когда мы подошли к дому, Владимир Сергеевич заметил, что некоторые строительные решения, примененные в домах этой серии, придуманы им вместе с коллегами. Уж не поэтому ли так мил профессору этот скромный домик, где даже кодового замка нет?

Сразу сесть за стол не удалось. Едва Грызлов начал открывать дверь, как в нее изнутри стал кто-то ломиться. "Эмма", - заметил Владимир Сергеевич. Эмма оказалась весьма приятной особой - рыжей собакой из породы коккер-спаниелей. Пленница побежала на улицу, и нам ничего не оставалось, как последовать за ней. Питомица ректора гуляла минут 15, бегая между деревьями возле дома. А мы в это время вели разговоры о высоком - о политике. Не хочет ли Владимир Сергеевич податься в депутаты по примеру ректора ВГУ Лешукова и первого ректора ЧФУРАО Ерохова. Как оказалось, этот путь Грызлова не прельщает:

- Я не думаю, что ученый должен этим заниматься. Депутатство - это всегда определенные компромиссы, отстаивание чьих-то интересов, принадлежность к группам. Это не для меня. Я думаю, что человек из высшей школы как максимум может быть советником при каком-то органе власти или руководителе. Но вот собачий моцион закончен, и мы таки попадаем в квартиру. Она достаточно большая - около 90 квадратных метров. Но ничего особенного я там не заметил. Все как у людей, достигших определенного уровня - евроремонт, хорошая мебель, стеклопакеты. На балконе стоит велотренажер. Кабинет у ректора очень небольшой (с компьютером на столе). А вот кухня как раз большая. Там обычно собирается вся семья - сам Владимир Сергеевич, дочка и жена. Иногда приходит и весьма неторопливый черный кот Том. Этого пушистого зверька я тоже видел. Он вальяжно лежал на кровати и о чем-то размышлял. Вид у него был весьма ученый. Но что поделать - в каком доме живет:

Днем дома из родных ректора никого не было, так что обедать чем бог послал мы начинаем вдвоем. А послал Бог в этот раз холодную рыбу с овощами, картошечку с укропом, разогретую в микроволновке. Был на столе и сладкий болгарский перец. На него ректор особо налегал: - Знаете, в последнее время стал предпочитать овощи. Особенно нравится перец - очень полезно. А вообще я в пище неприхотлив - суп, картошка с чем-нибудь. Большего и не надо. На десерт был подан торт, приготовленный супругой ректора, Аллой Германовной. "Она мастерица по тортам", - заметил Владимир Сергеевич. Торт был действительно замечательный. Впрочем кулинария - не основное занятие жены. Она возглавляет кафедру строительных материалов и конструкций в ЧГУ. Дочь - студентка. Когда мы выходили из дома, встретили ее, как раз возвращающуюся с занятий вместе с подружкой.

13.30-14-00 - работа с документами. На этот раз разобрал почту, пришедшую из министерства, и просмотрел финансовые бумаги, требующие утверждения. Но с этой работой было быстро покончено, и мы вернулись к теме деградации высшей школы. - Владимир Сергеевич, у многих сейчас такое ощущение, что платное образование заставляет деградировать не только коммерческих студентов, но и преподавателей. В городе масса преподавателей бегает из института в институт, зарабатывая на жизнь. Они приходят через пять минут после начала лекций, за пять минут до конца уходят. Им надо бежать зарабатывать. Студенты с ними и поговорить-то толком не могут.

- Такая проблема существует. Но можно ли назвать это деградацией? Я бы сказал, что это не лучшим образом влияет на уровень преподавания. Сейчас на одну зарплату преподавателя вуза прожить сложно, поэтому люди вынуждены подрабатывать. Соответственно, у них не остается времени, чтобы читать специальную литературу, готовиться к занятиям. Ни к чему хорошему это не ведет. Воспользовавшись умиротворенным послеобеденным настроением ректора, я решил обсудить весьма неудобную тему - высшее образование и взятки:

- Владимир Сергеевич, говорят, что в ЧГУ преподаватели берут деньги за сдачу экзаменов, дипломы?

- Это не более чем домыслы. Ни одного факта не выявлено.

- А как вы оцениваете такие вещи? Например, во время защиты диплома студенты накрывают для приемной комиссии стол - покупают воду минеральную, конфеты, колбасу, цветы. И это в порядке вещей. Цветы я еще понимаю, но колбаса-то зачем?

- Взятка - это когда преподаватели берут деньги. А так все нормально. Мы тоже в студенческие годы покупали цветы, воду. Их, что, преподаватели должны покупать? Защита - мероприятие торжественное. Любимых преподавателей студенты после защиты диплома могут в ресторан пригласить. В этом нет ничего плохого.

14.00-14.30 - встреча, посвященная будущему НИИ региональных проблем. НИИ - это филиал. Головная контора находится в Санкт-Петербурге. После смерти Ерохова, возглавлявшего эту структуру в Череповце, в Санкт-Петербурге задумались, кто будет ею руководить и где она станет располагаться. Остановились на профессоре Владимире Маралове. ЧГУ предоставил помещение. На встрече Грызлова и Маралова обсуждалось, как будет функционировать НИИ, вопросы финансирования, тематика научных исследований. Слушать беседу двух ученых мужей было весьма приятно. Давно мне не приходилось быть свидетелем такого делового разговора, когда собеседники хорошо понимают друг друга и нацелены на достижение взаимоприятного результата. Видимо, и Владимир Грызлов был доволен результатом, так как распрощался с гостем весьма тепло. В течение дня мы не раз вспоминали о студентах. А как относится к своим студенческим годам Владимир Грызлов, считает ли их самыми счастливыми?

- Конечно. Это молодость, масса друзей, ни врагов, ни завистников. Владимир Сергеевич сказал последнюю фразу так грустно, что я не удержался от вопроса: "Сейчас у вас много врагов?"

- Да нет. Ни присутствия врагов, ни зависти я не ощущаю. Есть определенный дискомфорт от общения с определенными людьми. Но тут уж ничего не поделаешь. Не знаю, лукавил ли ректор, но краткость ответа обычно словоохотливого Владимира Сергеевича заставляла задуматься. В каждой организации всегда есть масса личностей, имеющих свой взгляд на то, как она должна развиваться. Да и зарплата ректора, прямо скажем, весьма значительна по меркам оплаты труда работников образования.

- Владимир Сергеевич, рядовые сотрудники всегда могут друг у друга денег занять. А вот у кого занимает ректор? Ведь у подчиненных неудобно.

- Слава Богу, я уже вышел из той ситуации, когда надо занимать. Обычно хватает. А на крупные покупки можно взять кредит. Впрочем, легким хлебом должность главы вуза назвать сложно. Проблем достаточно. Это показало следующее совещание.

15.00-16.00 - расширенный ректорат. Только на этом мероприятии я понял, что подразумевал ректор, говоря о том, что он во всем должен разбираться и за все нести ответ. Конечно, можно во всем положиться на подчиненных, но если будет допущена ошибка: Безусловно, виновного можно наказать. Но кто его назначил, кто недосмотрел? Поэтому делая кому-то выговор, ректор оценивает скорее сам себя, чем работу подчиненных. В этой связи весьма любопытно, как отзывается о двойке, как оценке учебы студентов, Владимир Грызлов:

 - В 70 процентах случаев преподаватель ставит двойку не студенту, как таковому, а самому себе. Это значит, что он не мог донести до слушателя знания, объяснить, заинтересовать. В остальных случаях виноват сам студент - не занимался. Кстати, несмотря на то что Владимир Сергеевич был хорошим студентом, в его институтской жизни была одна двойка. Подвела его коррозия металлов. А один раз будущий ректор пользовался шпаргалкой. Да только была она написана не им, притом очень плохо, и никакой пользы не принесла. С той поры пользоваться шпаргалками наш герой зарекся. Зато сам прекрасно знает, кто из студентов списал, а кто - нет: - Представьте себе, что во время ответа студент читает мне с листочка формулу, которую я сам не помню. Я прошу его ответить, не глядя в бумаги. Если не может, значит, списал.

Но вернемся к заседанию расширенного ректората. Речь на нем шла о праздновании Восьмого марта, о встрече со школьниками города, аттестации специальностей. Затрагивался и уже упоминавшийся вопрос о неплатежах коммерческих студентов. Подчиненные высказывали самые разнообразные предложения. Владимир Сергеевич всех выслушивал, но окончательное слово оставалось за ним. После совета Владимир Грызлов встретился с дипломниками. Ректор активно участвует в учебном процессе: читает лекции, одним из первых освоил программу подготовки магистров.

В 17.30 рабочий день был закончен, и ректор поехал домой. Там после ужина его снова ждала работа - завершение монографии, подготовка к лекциям. Совсем поздно вечером можно будет посмотреть телевизор или помечтать о летнем отдыхе на даче. Там у Владимира Грызлова от берега реки до дома проложена маленькая железная дорога с вагонеткой, по которой он спускает на воду лодку. Владимир Сергеевич мечтает дорогу электрифицировать. В официальной жизни наш герой - ректор, а в частной - "железнодорожник". Какой пост он занимает на дороге своей мечты, нам остается только догадываться. Наверное, начальника станции "Знания".

 

Клим СНЕГОВ.

www.metacom.ru/~golos

 

Приглашаем на нашу страницу www.psymanager.km.ru
Письма присылать по адресу vil@tchercom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное