Добро пожаловать в косовскую западню
Наталья СЕРОВА
Проблема статуса края Косово, равно как и выбор сценария ее разрешения, увязаны
не только с вопросом о дальнейшей судьбе непризнанных государств или перспективами
европейского сепаратизма, который - и в этом не никаких сомнений - получит дополнительный
импульс после того, как вступит в силу пресловутый план Ахтисаари.
Для России независимость Косова связана с целым комплексом неприятностей, каждая
из которых повлечет за собой новые проблемы.
Впрочем, этот "эффект домино" коснется не только России. Эксперты говорят о том,
что потеря Косова приведет к росту радикальных настроений в очередной раз
оскорбленной и униженной Сербии. Белградские элиты и сегодня не отличаются единством.
Раскол наблюдается и в руководстве страны: президент Борис Тадич
является сторонником евроинтеграции, а премьер-министр Воислав Коштуница - ее
противником.
Последние аресты сербских военных преступников и новости о ходе процессов в Гаагском
трибунале вполне ожидаемым образом влияют на состояние общества. На
этом фоне тема Косова является мощным катализатором для националистических и
антизападных настроений. Сербия в полной мере осознала цену, которую ей пришлось
заплатить за "народные гуляния" второй половины 1990-х, и хотя в стране немало
людей, мечтающих о счастливой жизни в едином европейском доме, они уже не
составляют большинство населения. В Сербии слишком хорошо понимают, что в Европе
их не любят и не ждут. Более того, пассионарность балканских народов и,
в первую очередь, сербов является причиной постоянного беспокойства "старых европейцев".
Проект приручения и умиротворения Балкан, продвигаемый Евросоюзом,
основан на том, что рост экономики и уровня жизни населения снизит накал страстей,
подобно тому, как это происходило после Второй мировой войны, когда
путем финансовых вливаний и экономических манипуляций был сглажен антагонизм
между немцами и обитателями других государств Западной Европы.
Однако сербы - это не французы, да и косовские албанцы совсем не похожи на немцев,
и потому стремление ЕС ликвидировать очаг постоянного напряжения на Балканах
путем поощрения одних и унижения других может привести к обратному эффекту. С
другой стороны, нельзя сказать, чтобы косовские албанцы были в восторге от
таких пунктов плана Ахтисаари, как передача вопросов управления таможней, полицией
и всеми юридическими процедурами в ведение ЕС. Сегодня, когда вопрос
о независимости края еще не решен, албанские политики молчат, однако в дальнейшем
их амбиции с большой вероятностью вступят в противоречие с линией Евросоюза.
Нельзя сказать, что всего этого не понимают в европейских столицах и в Брюсселе,
тем более что независимость Косова станет прецедентом успешной борьбы не
просто за независимость территории компактного проживания национального меньшинства.
Все обстоит намного серьезней. Суть проблемы состоит в том, что статус
независимого государства получит территория, на которой вместо изгнанной титульной
нации, проживавшей в этой местности в течение многих веков, сравнительно
недавно поселились представители другого этноса. И потому косовский прецедент
опасен не только тем, что станет примером для старых сепаратистов, вроде
ирландцев и шотландцев в Англии, корсиканцев во Франции, басков и каталонцев
в Испании, валлонов в Бельгии, венгров в Румынии и Словакии. Гораздо более
серьезной является перспектива "национально-освободительной борьбы" индусов и
пакистанцев, компактно проживающих в Великобритании, турок или курдов, обосновавшихся
в Германии, или арабов, заселивших пригороды Парижа.
Регулярные стычки и погромы, а также стававшие своеобразным ритуалом поджоги
автомобилей все меньше похожи на обычное хулиганство. Когда арабская молодежь
отмечает главный национальный праздник Франции - День взятия Бастилии - гекатомбой,
в огне которой сгорают почти три сотни автомобилей, это уже не банальная
уголовщина, а политическая акция, предвестник грядущей борьбы за передел Европы.
В Восточной Европе эти проблемы пока не приобрели такого масштаба, но
почин тоже сделан.
В итоге амбиции Евросоюза, стремящегося превратиться в игрока мирового уровня,
могут обернуться большим разочарованием. Более того, временами создается
впечатление, что именно на такой результат и рассчитывают в Вашингтоне. Судя
по всему, США являются единственным игроком, чья заинтересованность в окончательном
решении косовской проблемы не вызывает сомнения. Ведь в Косовском крае пока нет
даже зачатков собственной государственности, и потому проект создания там
марионеточного правительства выглядит вполне перспективным. Проблемы, в полном
соответствии с планом Ахтисаари, будет разгребать Брюссель, а рулить - Вашингтон.
На территории Косова уже действует одна из самых крупных американских военных
баз Camp Bondsteel. А военное присутствие на Балканах, помноженное на административные
рычаги в виде марионеточного правительства в Приштине, позволят США не только
контролировать регион, в том числе, и трансбалканский нефтепровод АМБО, который
должен вступить в строй в 2010 г., но и укрепить за счет Косова свои редуты в
Восточной Европе.
Таким образом, независимое Косово превращается в геополитический приз США, которые
еще в начале 1990-х сделали ставку на мусульманское население полуострова.
Одновременно, тлеющий конфликт между Косовом и Сербией вполне вписывается в столь
любимую Вашингтоном концепцию контролируемого хаоса, который, в свою
очередь, может стать весьма эффективным инструментом ослабления старой Европы
и навязывания воли США Евросоюзу. Но и в этом сценарии есть свои подводные
камни.
Мало кто сомневается в том, что США уже нашли или найдут общий язык с косовскими
элитами, чего не скажешь о "мусульманской вольнице", которая ориентируется
на другие авторитеты. Не только в Косове, но и в Боснии и Герцеговине постоянно
действуют эмиссары исламских организаций, под влиянием которых находится
значительная часть населения. И потому в результате своей экспансии на Балканы
США рано или поздно столкнутся с проблемами, воспроизводящими иракский,
афганский или пакистанский сценарии.
Если же посмотреть на проблему Косова с точки зрения России, придется признать,
что эффект "косовского домино" в полной мере может коснуться и политики,
которую проводит Москва на постсоветском пространстве. Действительно, Россия,
так же, как и Европа, не заинтересована в развитии сепаратистских тенденций,
и в этом смысле Путин, скорее всего, не лукавит, когда заверяет Саакашвили в
своей приверженности принципу территориальной целостности. Но если Россия
не сумеет отстоять целостность Сербии, это, с одной стороны, ударит по ее авторитету,
а с другой - поставит ее перед необходимостью признать независимость
самопровозглашенных республик, образовавшихся после распада Союза. Население
этих вполне состоявшихся государств уже выразило свою волю на всенародных
референдумах, и если Москва, проиграв на Балканах, откажет Абхазии, Южной Осетии
или Приднестровью, она подорвет свой авторитет на постсоветском пространстве.
Такой поворот событий неминуемо повлияет на настроения в Армении, где прозападные
настроения сдерживаются только единством по вопросу Нагорного Карабаха.
Следующей потерей России могут стать государства Центральной Азии, где, с одной
стороны, тоже не любят местных сепаратистов, а с другой - мучительно выбирают,
с кем дружить: с Россией, Китаем или с США и ЕС. Китай давно и активно играет
в этом регионе через структуры ЕврАзЕС, и ослабление России, скорее всего,
качнет маятник в его сторону.
Учитывая все эти нюансы, Москва тянет время, продвигая свой проект решения проблемы
Приднестровья. Сыграв на проблемах, возникнувших между Кишиневом и Киевом
в связи с ценами на поставляемую из Украины электроэнергию, России удалось развернуть
руководство Молдавии в свою сторону. В минувшую субботу российская
компания "Интер РАО ЕЭС" начала поставки электроэнергии с расположенной на территории
Приднестровья Молдавской ГРЭС в Румынию. Практически решен вопрос
о возобновлении экспорта в Россию молдавских вин.
В качестве ответного жеста Молдавия освободила из-под стражи Валерия Пасата,
обвинявшегося среди прочего в попытке госпереворота и шпионаже в пользу России.
Эксперты считают Пасата представителем новых молдавский элит, ориентированных
на развитие отношений с Россией. До своего ареста он исполнял обязанности
советника главы РАО "ЕЭС", а еще раньше занимал посты министра обороны и нацбезопасности
Молдавии. Судя по публикациям молдавских СМИ, Пасат лишился высокой
должности как раз за то, что не сумел сорвать очередные президентские выборы
в Приднестровье. То есть в известном смысле, его освобождение можно рассматривать
как свидетельство того, что Кишинев готовится к постепенной смене курса.
Тому есть и другие свидетельства. В июне дело дошло до того, что молдавский президент
Владимир Воронин отказался участвовать в саммите ГУАМ в Баку, вместо
этого прилетев в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Судя по невнятным
утечкам, именно на этой встрече Россия и Молдавия почти договорились вернуться
к плану приднестровского урегулирования образца 2003 года. Напомним, что четыре
года назад речь шла о возвращении Приднестровья в состав Молдавии в статусе
широкой автономии. Тогда этот сценарий, известный как "план Козака", был похоронен
прямо накануне торжественного подписания: Воронин, не выдержав давления
Евросоюза и США, отказался от всех договоренностей, и с этого момента в отношениях
России с Молдавией наступило резкое похолодание.
Сегодня же эксперты уверенно говорят о потеплении отношений, объясняя это как
разочарованием Кишинева в сотрудничестве с ЕС, так и готовностью Москвы пойти
на существенные уступки по проблеме Приднестровья. В известном смысле новый план
приднестровского урегулирования можно рассматривать как российскую модель
решения подобных проблем, и Россия спешит опробовать его в Молдавии.
Аналогичным образом спешит и Михаил Саакашвили, сорвавший все сроки обещанного
возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии. И чем больше он спешит,
тем выше вероятность силового сценария, который при любом раскладе противоречит
интересам России. В качестве "холодного душа" для разгоряченного грузинского
президента Россия провела в начале июля военные учения на территории Северной
Осетии, но она не может делать это вечно.
Между тем обстановка, складывающаяся на Кавказе, чревата полноценным военным
конфликтом, и повлиять на ситуацию можно только с позиции силы. В этом контексте
решение России о моратории на выполнение условий Договора об обычных вооружения
(ДОВСЕ) выглядит более чем своевременным. Стремясь избежать принятия решения
о признании независимости непризнанных республик, Россия затягивает переговоры
по Косову с тем, чтобы, с одной стороны, удержать от необдуманных шагов
Грузию, а с другой - предъявить на примере Приднестровья свой проект урегулирования
подобных проблем.
Но Молдавия уже показала себя ненадежным партнером, да и грузинское руководство
не отличается особой сдержанностью, и потому велика вероятность того, что
России все же придется принимать трудные и совершенно ей самой не нужные решения.
подписчиков на данный момент 92