Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.01.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 24.01.10

1 книга
Всеволод Бенигсен
«
ГенАцид»
1 фильм
«Безумный спецназ»
США, 2009

1 фильм
«Приколисты»
США, 2009

+ ссылки: экология, социальное, арт

1 книга
Всеволод Бенигсен
«ГенАцид»

М.: Время, 2009
352 стр.

Из аннотации: «"Уважаемые россияне, вчера мною, Президентом Российской Федерации, был подписан указ за номером №1458 о мерах по обеспечению безопасности российского литературного наследия..." Так в нашу жизнь вошел «Генацид» – Государственная Единая Национальная Идея. Каждому жителю деревни Большие Ущеры была выделена часть национального литературного наследия для заучивания наизусть и последующей передачи по наследству... Лихо задуманный и закрученный сюжет, гомерически смешные сцены и диалоги, парадоксальная развязка – все это вызвало острый интерес к роману Всеволода Бенигсена: выдвижение на премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер» еще в рукописи, журнальная, вне всяких очередей, публикация, премия журнала «Знамя» за лучший дебют года, подготовка спектакля в одном из ведущих московских театров...»

Книга понравится, по всей видимости, тем, кто любит, когда какая-то буквально трактованная «русская идея» (в данном случае, следует полагать, речь идет о «высокой духовности русской литературы») накладывается на современную российскую действительность, чтобы посмотреть, во что это в итоге выливается – в конце концов, они противоречат друг другу, рождая адскую смесь.

Бенигсен подробно и неспешно создает модель российской жизни, основа которой (модели) – изолированный мир как бы типичной деревни.
И смысл у этой жизни, по Бенигсену, один – поддерживать бессмысленность и хаос. В общем, пьянство и безделье. Тоска и серость. А любые попытки упорядочивания, внедрения Культуры (через эксперимент с ГенАцидом) хоть поначалу и приводят к оживлению и в каких-то случаях к прозрению, но потом через неадекватную жестокость снова возвращают все к бессмысленности и хаосу.

Модели, образы русской жизни создавали классики еще XIX века. Автор «Генацида» идет по их стопам, добавляя к уже известным, растиражированным типажам своих – из нашего времени. Как бы вот они какие – мы. Посмотритесь, значит, в зеркало, полюбуйтесь и задумайтесь.
Все в русле существующей и до сих пор живой литературной традиции. У этой традиции есть свои почитатели. (Я не.)

На мой взгляд, в романе все уж слишком притянуто за уши, так сказать, идеологизированно. То есть, изначально была придумана какая-то схема, а потом под нее создается как-бы-реальность, ее подтверждающая (ага).
Я отношусь к читателям с очень чувствительным и моментально пробуждающимся скепсисом, поэтому «Не верю!» практически с самого начала. Читал и думал: ну зачем же так упрощать-то? И какой смысл в описании уже-надоели-вот-как-который-раз русского человека через то, что если он и умеет что-то делать хорошо и изобретательно, так это пить да материться? Кажется, что авторы, так подробно останавливающиеся на этом, как будто смакуют все это, что ли… Просто, извините, «Аншлаг» какой-то!
И все эти «чудаки земли русской» – ну сколько можно?! Вроде как автор хочет, чтобы его персонаж вызывал умиление, а на самом деле зеваешь…

И конечно, финальное переформатирование романа из «деревенской комедии» в «трагедию» – еще та «парадоксальная развязка»! Как будто первые четыре пятых романа писал Салтыков-Щедрин, а дописывал Чехов. Или, грубее, сидел и смотрел тот же «Аншлаг», а в заключение программы вдруг зачитывается официальное сообщение о трагическом происшествии… (Впрочем, некоторым писателям, в первую очередь вспоминаю раннего Владимира Сорокина, это вполне под силу.)

Из недостатков выделю еще хронологическую абсурдность. Но это, правда, если обращать внимание на то, сколько событий автор втиснул в короткий промежуток времени.

Да и названия романа я не понял. Каким боком, на самом деле, самоистребление народа связано именно с русской литературой?.. Точнее, задуматься тут есть над чем, но (серьезный) уровень проблемы не соответствует, как мне кажется, (легковесной) стилистике романа.
1 фильм
«Безумный спецназ»
Men Who Stare at Goats, The
Режиссер: Грант Хеслов
В ролях: Джордж Клуни, Юэн МакГрегор, Кевин Спэйси, Джефф Бриджес, Роберт Патрик
Жанр: комедия
США, 2009

Из аннотации: «Журналист берется расследовать слухи о том, будто бы при армии США было организовано специальное подразделение, укомплектованное экстрасенсами, и встречает парня, который рассказывает ему, что он в свое время в этом подразделении состоял, затем вышел на пенсию, а после терактов 11 сентября был призван обратно на службу и теперь с особой миссией направляется в Ирак. В своей подрывной деятельности против врагов государства герой использует «древние китайские ментальные технологии», а также умеет растворять облака и убивать козлов при помощи длительного на них смотрения.
Экранизация одноименной книги британского журналиста Джона Ронсона».

Фильм оставил только чувство недоумения. Что это было? Я ничего не понял.
То есть как бы понятно, что это такая сатира [на «паранойю военных»], но при этом не понятно, конкретно на что. О чем кино?
Наравне с откровенной, гротесковой тупостью поведения персонажей присутствуют типично драматические ситуации, к которым не знаешь, как относиться: вроде как внутри одного художественного произведения должны быть единые правила.
И что ужаснее всего – смешного-то и нет почти ничего. А ведь действительно комедия, если судить по подаче. Однако от сцен – которые, как можно чуть позже догадаться, должны вызывать смех, – ждешь продолжения, а оказывается, что его не будет, и смеяться можно прямо сейчас. Только вот над чем? Не над неудачной же игрой актеров, не сумевших стать смешными? Не над режиссером же, не сумевшим добиться цели?.. Чтобы не обидеть знакомого, который не умеет рассказывать анекдоты или пропустил в нем какую-то важную деталь, можно похихикать, но не в этом случае.
От отсутствия смешного юмора появилась смутная надежда, что авторы пытаются предложить альтернативный вид юмора, но лично мне следов новаторства найти не удалось.
В общем, даже не слабое, а какое-то непонятное кино.
1 фильм
«Приколисты»
Funny People
Режиссер, сценарий: Джадд Апатов
В ролях: Адам Сэндлер, Сет Роджен, Лесли Манн, Эрик Бана, Иона Хилл, Джейсон Шварцман
Жанр: комедия
США, 2009

Из аннотации: «Джордж (Адам Сэндлер) – успешный стэнд-ап комик – узнает, что ему осталось жить не больше года из-за неподдающейся лечению болезни. Во время одного из выступлений он встречает начинающего комика Айру (Сет Роджен) и решает научить его секретам мастерства. Историю, основанную на его собственном опыте начинающего комика, Джадд Апатов вынашивал уже давно. Роджен, Манн, Бана, Иона Хилл и Сэндлер сами писали тексты для своих скетчей, которые снимались вживую с участием настоящих зрителей».

Это никакая не комедия, а длинная (многим зрителям кажущаяся затянутой) – на 2,5 часа – драма о жизни стэнд-ап-комиков (то есть юмористов, выступающих со сцены, вступающих в общение с залом). Юмор присутствует, но только в том количестве, чтобы обрисовать профессиональные занятия героев (в большинстве случаев юмор, как говорится, туалетный) и их остроумие в бытовой жизни. Но в остальном типичная жизнь – с разборками, предательством, прощениями, изменами, прощениями, ревностью, любовью, переживаниями, и т.д., и т.д. Вот меня именно «жизнь» и зацепила. Особенно поведение персонажа Сета Роджена, настолько он необычный для современного кино, но при этом такой какой-то близкий и понятный (даже немного сладковатый). Я погрузился в атмосферу фильма и смотрел бы и смотрел…
Сэндлеру, на мой взгляд, часто изменяет чувство меры и вкуса. В большинстве фильмов с его участием юмор вызывает у меня просто отвращение, но иногда Сэндлер вдруг раз – и сверкнет. Как в фильмах «Любовь, сбивающая с ног» или «Миллионер поневоле». А в «Приколистах» вокруг него к тому же такая большая команда нормальных актеров.
Необычное и приятное кино.
ссылки
Обращение от Greenpeace: Лесу нужна Ваша помощь!
Отсутствие охраны в лесах привело к ужасающему росту свалок, незаконных рубок и захватов лесных территорий. Подпишите обращение! Собранные подписи будут переданы в администрацию Президента, что поможет вернуть лесную охрану.
http://www.greenpeace.org/russia/ru/lesnadzor


Юные журналисты из Петербурга предлагают свои способы очистки города от снега
http://vo-gazeta-spb.narod.ru/


GREGORY MIOFIS, художник
http://community.livejournal.com/art_links/1706223.html


В избранное