Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.17.01.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 17.01.10

1 книга
антология
«50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу»

1 фильм
«Черная молния»
Россия, 2009

1 фильм
«Ужасно медленный убийца с крайне неэффективным оружием»
США, 2008
1 фильм
«Мне бы в небо»
США, 2009


В этом выпуске хотел описать впечатления от книги Владимира Найдина «Реанимация. Записки врача», которую закончил читать на прошлой неделе.
На этой неделе стало известно, что 77-летний известный врач, занимавшийся реабилитацией больных после тяжелых болезней, травм, операций, скончался.

Так что о книге в другой раз.

1 книга
«50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу»
Серия: Религия. Библиотека мировых религий
Антология
М.: Эксмо, 2009
352 стр.

Из аннотации: «В этой книге увлекательно и доступно рассказано о самых распространенных мифах, связанных с православием, католичеством, протестантизмом, иудаизмом и язычеством. Впервые под одной обложкой собрано описание ключевых религиозных мифов. Есть мифы забавные, есть мифы, за которыми стоит трагическая история. Все эти ложные религиозные идеи ежедневно мешают нам жить в мире и согласии с ближними и лучше понимать людей другой веры. Авторы этой книги не понаслышке знают о затронутых ими темах. Они сделали мифы о религиозной жизни предметом своей научной или просветительской деятельности.
Издание адресовано всем, кто интересуется местом религии в современной жизни».
«Язычество. Иудаизм. Христианство. Православие. Католичество. Протестантизм».

Нужное чтение для тех, кто хочет разобраться с тем, насколько устоявшиеся – его собственные, общественные – представления о той или иной религии соответствуют канону.
И к попу, как весьма к месту говорится, ходить не надо, чтобы и без этой книги понимать, насколько все запущено. Насколько знания в области религий – не только «чужих», но и «своих» – не являются исключением в общей, к сожалению, весьма низкой нашей культуре.
Прочитав же сборник, становится ясен уровень чуть ли не, извините, мракобесия какого-то.

Чтение вызовет и новые вопросы: зачем людям все нужно представлять именно в таком свете, в чем выгода, почему важнее жить с мифом, с искаженным представлением, в заблуждении, чем знать правду? Авторы антологии даже ответят на некоторые. Их ответы и собственные раздумья, предупреждаю заранее, не прибавят светлых чувств – какие мы все-таки… сложные. И надолго.

Что касается «увлекательно и доступно рассказано». В целом да, но было и от чего поломать голову – статья про язычество показалась слишком расплывчатой (все хотелось, но никак не удавалось поймать смысл), а уж разобраться с тем, что такое исихазм, в чем смысл Евхаристии, и вообще оказалось за пределами моих возможностей. Но это, по сравнению с большей частью материала, кратковременные и преодолеваемые трудности.
1 фильм
«Черная молния»
Режиссер: Александр Войтинский, Дмитрий Киселев
Продюсер – Тимур Бекмамбетов
В ролях: Григорий Добрыгин, Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Иван Жидков, Екатерина Вилкова, Виктор Вержбицкий
Жанр: боевик, приключения, фантастика
Россия, 2009

Из аннотации: «Обычный московский студент становится обладателем обычной, хотя и раритетной Волги, но на поверку машина оказывается неуязвимой, да ещё и летающей, соответственно, у обычного студента и выбора не будет, кроме как из робкого юноши превратиться в отважного супергероя и борца со Злом. Скоро московская преступность притихнет и затаится, опасливо вглядываясь в ночные небеса, откуда в любой момент может появиться небесная кара с характерным логотипом...»

Тут и говорить особо не о чем – фильм для тех, кому нравится, когда все просто и незатейливо. Все просто и незатейливо до примитива.

У меня фильм вызвал резкое отторжение почти сразу. Не могу воспринимать отечественное кино, снятое «под кальку», по неким голливудским канонам. Когда подобный сверхупрощенный мир, населенный людьми-масками (одномерной функцией), создается на зарубежном материале, то его еще как-то можно допустить, принять условность. Это, типа, Там. Но когда сюжет протекает в современном российском антураже, использует текущие реалии, то уровень требовательности к убедительности-достоверности резко повышается. У меня не требовать этого не получается.
То же и с актерами, которых знаешь по серьезным драматическим ролям, а тут хоть от неловкости глаза закрывай: Как они согласились такое играть? Ведь это все равно, что микроскопом гвозди заколачивать… (Более-менее проработанная роль досталась Сергею Гармашу, и он справился великолепно.)

Даже на навязчивую рекламу, размещенную внутри фильма, и подобострастные послания руководителям нашего государства не обращаешь внимания – в фильме просто нечего портить.
1 фильм
«Ужасно медленный убийца с крайне неэффективным оружием»
The Horribly Slow Murderer with the Extremely Inefficient Weapon    
Режиссер, сценарий, продюсер, оператор – Ричард Гэйл
Жанр: ужасы, комедия, короткометражка
США, 2008

Из аннотации на www.kinopoisk.ru: «Можно умереть за долю секунды. Можно умирать долго и мучительно от страшной болезни, на руках у родственников. Случайная авария может лишить вас жизни. Загадочный зомби-вирус превратит вас в ходячий труп, что само по себе смерть. Или он превратит в зомби ваших соседей и они перегрызут вам горло. Это уж как повезет. Нашествие инопланетян с планеты Железяка, восстание злобных шахтеров и клонирование динозавров, парочка ядерных грибов у вас на заднем дворе и нападение диких зверей. У человека огромный выбор, как ему умереть. Не говоря уже о смерти от старости в роскошном особняке с кучей жаждущих наследства товарищей. Все это может казаться абсурдным, глупым, страшным и смешным. Но ничто не сравнится со смертью от рук ужасно медленного убийцы с крайне неэффективным оружием».

Фильм, который легче и быстрее просмотреть, чем читать о нем. Идет всего 10 минут. В Интернете находится быстро.

Я решил посмотреть из-за названия и не разочаровался – адекватное. Ода идиотизму жанра «хоррор», когда производство сценариев и фильмов поставлено на поток, а творчество все больше превращается в абсурд.
Новаторство фильма в том, что он снят в виде трейлера. Или трейлер превращается в фильм. Как бы рассказ о том, что будет происходить в фильме, уже и есть сам фильм. И больше ничего и не надо. Коротко и ясно. И весело.
1 фильм
«Мне бы в небо»
Up in the Air
Режиссер: Джейсон Рейтман
В ролях: Джордж Клуни, Анна Кендрик, Джейсон Бэйтман, Мелани Лински, Вера Фармига
Жанр: комедия, драма
США, 2009

Из аннотации (взятой отсюда http://www.kinoafisha.spb.ru/movies/7789839/): «Райан Бинэм – корпоративный юрист, всё время проводящий в командировках. Образцовый потребитель, он преуспел в корпоративных связях, чем не может похвалиться в личной жизни. Отношения на одну ночь для него просто часть длинного списка с бесчисленными люксами отелей, арендованными автомобилями, электронной почтой и сообщениями на автоответчике. Постоянные разъезды отдалили его от родной семьи, а свою он так и не создал.
Порой Райану кажется, что в небе существует отдельное государство. Пункт регистрации в аэропорту в нём граница, питание на борту – местная кухня, премиальные мили – валюта. Да, он налетал много миль, до рекордного одного миллиона ему осталось совсем немного. Накопление и подсчёт премиальных миль очень занимают Райана, ведь он считает их своей неотъемлемой частной собственностью, способной осуществить его мечты. Тем очевидней окажется бессмысленность его надежд, когда компания, управляющая начислением иллюзорных бонусов, начнёт менять правила игры».

На фильм не хотел идти – попробуйте вот сами что-то понять из вышеприведенной аннотации (специально привел полностью), чтобы решить, о чем он. Но уговорили друзья. Им посоветовали «Мне бы в небо» как остроумное, смешное и заставляющее задуматься кино. Так и оказалось.

Но, возвращаясь к аннотации, конечно, она просто поражает фантазией-с-потолка тех, кто ее сочинял или переводил. Мало того, что невнятная, так еще и изобилует фактическими ошибками, перевирает сюжет.

Итак, Райан Бингэм – специалист, которого нанимают фирмы, чтобы он, человек со стороны, проводил болезненный процесс увольнения сотрудников. Как специалист, Райан очень ценится, поэтому постоянно мотается по Америке, накручивая авиамили, пользуясь всевозможными льготами постоянного клиента авиакомпании и пр. У Райана своя философия жизни – если кратко, не надо ничем себя обременять (квартирой, отношениями, детьми, и т.д.).
Сюжет строится на том, как он, под воздействием обстоятельств, меняет свою философию и приходит к осознанию ценности для себя семейных ценностей (сознательная тавтология).

Поклонникам Джорджа Клуни фильм точно понравится. На мой взгляд, как актер, он слабый, но в «Мне бы в небо» его фактура работает на все 100.
Актерские работы, вообще, в фильме удались. Особенно я бы выделил молодую Анну Кедрик, играющую молодую и амбициозную коллегу Бингэма.

Фильм в первой половине, в которой особенно много острой критики корпоративной этики, всяких новомодных теорий управления персоналом, очень смешной.
Во второй половине режиссер, на мой взгляд, потерял контроль над материалом. Есть предположение, что раз фильм снят по книге, то скорее всего режиссер экранизировал ее в кратком изложении, как это часто бывает, из-за чего многое, тщательно разработанное в литературном тексте, превращено в кино-тезис. Что-то и вообще, видно, опущено. Финал просто скомкан. В итоге, ощущение испорченного удовольствия.

Однако фильм о многом заставляет задуматься – о тех же семейных ценностях, крайне неоднозначных, какой бы ни была финальная точка фильма, о личной свободе, о цене профессионализма, сложности выбора жизненного пути. Мы с друзьями даже немного поспорили. Поспорили бы и больше, но надо было расходиться – разговоры разговорами, но дома у каждого свои заботы и дела.

В избранное