Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.16.05.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 16.05.09

1 книга
Е.С.
«Черный риелтор»

1 фильм
«Молчание Лорны»
Германия, Франция, Италия, Бельгия, 2008

+арт-анонс

1 книга
Е. С.
«Черный риелтор»

Серия: Опера
М.: АСТ-Пресс Книга, 2007
368 стр.

Из аннотации: «Казалось бы, трудно удивить чем-нибудь бывалых кривовских оперов, многое повидавших на своем веку, однако серия жестоких убийств, сопровождавшихся разбоем и поджогами, поначалу поставила в тупик даже их.
Сыщики понимают: в городе орудует шайка изобретательных и безжалостных преступников, работающих с недвижимостью, наживающихся на человеческих пороках и пользующихся покровительством коррумпированных властей.
Друзья принимают вызов, хотя и отдают себе отчет в том, что исход схватки на этот раз абсолютно непредсказуем...»


Эту книгу прочитал из профессиональных интересов – о том, как отображается тема бездомности (причины, способы потери жилья, виды квартирных мошенничеств, и т.п.) в современной отечественной художественной литературе на отечественном материале.

Если помните, относительно недавно писал о своих впечатлениях об одноименной (однако, популярный тренд!) книге Михаила Болле, выпущенной в 2009 году.

Как в той, так в и в книге Е.С. (эти инициалы расшифрованы в выходных данных книги – Сартинов Е.П.) получил примерно одинаковую социологическую информацию – в данном романе мошенники (нисколько не гнушающиеся «мокрухи», извините за сленг) находят потенциальных жертв (а именно, склонных к употреблению спиртного или пожилых с ментальными проблемами), спаивают или обещают «златые горы», причем – находка Е.С. – не без помощи гипноза и чар, так как главная мошенница имеет цыганские корни, а в дело еще втянуты врачи-психиатры, оформляющие опеку над своими пациентами. Потом жертв либо выписывают и отвозят в какую-нибудь хибару, либо просто грабят и оставляют на улице. При этом, важное – в свете, извините, потешной борьбы в стране с коррупцией – обстоятельство: налажены четкие связи между мошенницей и паспортными службами, между мошенницей и милицией на уровне участковых и выше, между мошенницей и руководством психбольницы.

Также описаны случаи выживания несговорчивых клиентов, которые не хотят продавать или уезжать из родного места, которое оказалось не родным, но дорогим для предприимчивых застройщиков: поджигаются дома (иногда вместе с жильцами), после чего моментально появляются люди с маской сочувствия на лице с предложением купить пожарище.

С художественной точки зрения, книга мало интересна (для поездки в транспорте сойдет). Сюжет, да, развивается стремительно, динамика такая, что дух захватывает, но к концу утомляет однообразие и написано даже без претензии на художественность – просто репортажное описание случившегося, при том с таким количеством действующих лиц (которых, с развитием сюжета, становится все больше и больше), что в фамилиях начинаешь путаться практически сразу. (Возможно, что тем, кто читает серию с начала, будет больше понятно.) Также по некоторым деталям (например, очень странная хронология – то вроде бы справляют Новый год, то уже раз – и тепло на улице) видно, что писалось в спешке и не особенно перечитывалось – побыстрее бы в печать и браться за новую: серия – это конвейер.

Психологические примитив (в описании личных отношений, например, между мужчинами и женщинами) и недостоверность – однозначное разделение персонажей на «плохих» и «хороших» (в этом смысле особенно веселят кристально чистые следователи) – еще один большой минус книги.

Из профессионального социологического интереса отмечу четко выраженное отношение персонажей романа к алкоголикам, пьяницам, наркоманам, бездомным, как к «выбракованному человеческому материалу», от которого если избавиться, то всем станет только легче. Эти настроения, насколько я могу судить, достаточно популярны в нашем обществе и свидетельствуют о даже не тревожной, а об ужасающей социально-культурной ситуации в современной России. Я уж не говорю о гуманистических принципах, на которых только и может существовать и развиваться здоровое общество, но вот даже с демографической, экономической точек зрения – мы чего, такие богатые народом, чтобы им вот так разбрасываться?!..

И уж совсем, с точки зрения оценки настроений в нашем обществе, даже не абсурдно, а волосы-дыбом-кошмарно выглядят такие заявление не от «плохих», а от «хороших» персонажей, которые – оп-па! – сами любят спиртное и воспринимают хорошую попойку (так чтобы не помнить о том, что творилось, когда напился, а потом еще и смеяться с друзьями над этим) как норму жизни. Не сочтите меня ханжой, но если уж сами (это я, конечно, не к читателям рассылки, а к прототипам персонажей обращаюсь) пьете и у вас, слава богу, пока(?) еще все нормально, то разберитесь, почему у других это может принимать болезненные формы. Впрочем, наша трагедия в том, что никто разбираться и не будет, так как не хотят заблуждающиеся расставаться с ощущением своего (псевдо)превосходства.

Вот же меня разобрало на пафос!..
1 фильм
«Молчание Лорны»
Silence de Lorna, Le
Режиссёры, сценарий: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай.
Жанр: драма
Германия, Франция, Италия, Бельгия, 2008

По информации film.ru: «Чтобы реализовать свою мечту – жить в ЕС и стать владелицей маленькой закусочной – молодая албанка Лорна (Арта Доброши) по наущению проходимца Фабио заключает брак с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство. Фабио собирается убить наркомана, чтобы Лорна заключила такой же фиктивный брак с русским бандитом, готовым хорошо заплатить за европейский паспорт.
Приз за лучший сценарий на Каннском МКФ - 2008. Приз «Люкс», вручаемый Европарламентом за лучший европейский фильм года, иллюстрирующий различие культур и универсальность европейских ценностей. Во время прослушивания на роль Лорны актриса Арта Доброши, косовская албанка, знала по-французски лишь названия дней недели».


При всей разнице художественного качества – у братьев Дарденнов это, на мой взгляд, высочайшее мастерство, на уровне гениальности – в фильме присутствуют близкие темы – отношение к тем, кого можно отдать в жертву, чтобы достичь цели – заполучить гражданство (недвижимость). И если у Е.С. имеем топорную простоту: десятки персонажей носятся, мельтешат, но не могут создать картину Жизни, – то Дарденны показали настолько широкий спектр человеческого отношения к сложной, многосторонней жизни, что один человек – Лорна, со всей ее кажущейся противоречивостью, а на самом деле жизненностью – выступает как Вселенная.

Я сходил на фильм несколько дней назад, а до сих пор нахожусь под сильнейшим впечатлением. Был в хорошем смысле ошеломлен. В который раз – как на каждом фильме Дарденнов. «Дитя». «Сын». «Обещание». «Розетта». Теперь «Молчание Лорны».

И ведь не могу сказать, в чем очарование манеры этих режиссеров, из-за чего буквально впадаешь в какое-то восторженное оцепенение.

И вот ведь феномен – такое ощущение, что с каждым фильмом талант Дарденнов только растет.

На сеансе, на котором был я (днем, в будний день), в зале единственного в городе кинотеатра, в котором идет «Молчание Лорны», присутствовало человек 10. Массового интереса фильм не вызовет. Почему?.. Потому что в качестве основы для сценария берет острые социальные проблемы? Не предлагает простых решений? Отсутствует стрельба? эротика? Нет юмора? Нет раскрученных кинозвезд? Спецэффектов? Потому что нужно внимательно следить за происходящим на экране и не отвлекаться? Нужно слиться с героиней, чтобы понять, что она чувствует, ту сложнейшую гамму? Нужно поймать настроение, атмосферу, поэтический ритм фильма, которые вроде бы сопутствуют внешней фабуле, но без которых она «всего лишь еще одна история о тяжелой жизни эмигрантов»? Не знаю. Для меня это какое-то необъяснимое чудо. Которое не разложить на составляющие, чтобы понять, в чем фокус.

Трудно для оценки фильма сказать, хорошо это или плохо, но я глаз не мог оторвать от Арты Доброши – очень красивой и великолепно сыгравшей актрисы. Почему женская красота в кино (иногда и, хм, в жизни) это может быть «плохо»? Потому что она самодостаточна и может перекрывать присутствующие недостатки, так как для сильных ощущений от картинки достаточно оказывается очарования от актрисы в кадре и даже не требуется особого актерского мастерства. А часто бывает так, что если не подпадаешь под очарование, то сразу видны все «дыры и заплатки». Вроде банальность, что «зрители идут на актера или на актрису», но именно этим рецептом может объясняться не только то, почему кому-то понравилось, но и почему кому-то не понравилось – вот потому, что не любишь конкретного актера или актрису, соответственно, продолжая гастрономические аналогии, и само блюдо уже невкусно. И можно спорить, пытаться что-то доказывать, приводя разные аргументы, вроде оценки работы оператора, композитора, автора диалогов, а объяснение может оказаться совсем в стороне – тебе на самом деле не нравится тот актер, который сыграл главную роль.

арт-анонс

Муки ТВО. Закрытие сезона. «Борщ»
28 и 29 мая 2009 года. Санкт-Петербург. Клуб «Антресоль».
Будет смешно.

В избранное