К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно,
эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 12.05.09
1 книга Дэнни Кинг
«Банда Мило» 3 фильма «Киллер» США,
2009 «Операция "Мертвый снег"» Норвегия,
2009 «Токио!» Япония, Германия, Франция, Южная Корея, 2008
+арт-ссылка
1 книга
Дэнни Кинг «Банда
Мило» Milo's Marauders Перевод с англ.: В. Ивушкина М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007 288 стр.
Из аннотации: «Ограбление по-английски... Отвратительно задумано. Еще хуже организовано! Грабителей – в четыре раза больше, чем планировалось. Заложники – толпа идиотов, сеющих вокруг себя хаос и разрушения. Бомба – скверно сделанный муляж. Полиция не способна даже грамотно вести переговоры. А сейф, как назло, вообще не желает открываться! Предводитель банды проклинает тот день, когда вышел из уютной тюрьмы. Но события уже понеслись. Сделанного не воротишь. Спасайся кто может!..»
Сразу отмечу, интонация в аннотации, на мой взгляд, совершенно не соответствует настроению книги. Это не что-то такое абсурдно-комическое.
Дэнни Кинг – один из моих любимых писателей. Все, что у него вышло на русском, – серия из четырех «дневников» – «…грабителя», «… киллера»,
«…налетчика», «…порнографа», – я прочитал. Не все понравилось (особенно слабым показался последний), но восторг от первых двух вещей все же значит больше: если поднимут среди ночи и попросят назвать любимого писателя, то весьма вероятно, что Дэнни Кинг придет на ум одним из первых, хотя назову, конечно же, Ф.М.Достоевского… (шутка). Так что для меня он в какой-то степени культовый писатель, отсюда, к моей радости и к вашему сожалению, нежелательный субъективизм.
Не читал книг Д.Кинга уже несколько лет, а тут, приуныв от книжного безрыбья, решил проверить, а вдруг что-то издали новое… И да, есть.
Прочитал с удовольствием. Все тот же герой, хоть и под другим именем, остроумный, циничный (но без перебора: цинизм не как проявление снобизма, а как здоровая адекватность реальной жизни). Приятно было встретиться после долгой разлуки.
Все тот же, как и после предыдущих книг, острый вопрос об этической корректности описанных Д.Кингом подробностей
подготовки и совершения преступления: где же все-таки и должны ли быть табу у писателя, вводящего читателя в кухню преступления – ведь если не подтолкнет, то уж точно многому научит? Ответа у меня нет.
Но вот что точно, на мой взгляд, делает творчество Дэнни Кинга очень ценным с социально-этической точки зрения, так это то, что он довольно тонко – и при этом, что очень подкупает, как бы между прочим – подмечает те «больные» точки социальной жизни, которые делают человека
преступником, а преступника рецидивистом, рисует, по каким законам живет британское (чего уж там – любое) общество, благодаря которым по случайности можно совершить неверный, с точки зрения закона, шаг, после чего жизнь предопределена…
Сначала, думая о том, как передать свои ощущения от книги, хотел отметить как недостаток несколько затянутое описание ограбления, но, войдя во вкус, понял, что в этом есть даже определенная оригинальная задумка – что-то вроде «повести в романе».
Но проанализировать, вернувшись к субъективизиму, не является ли перевод «минусов» в «плюсы» следствием моего особого отношения к писателя, не могу.
Есть и еще моменты, казавшиеся слабостями, но превратившимися в достоинства, но не буду на них останавливаться.
В любом случае, тем не менее, если любите жесткую прозу на криминальной основе, не про суперменов, маньяков, а про живых людей, то Дэнни Кинга нельзя пропустить.
1 фильм
«Киллер» Killshot Режиссер: Джон Мэдден В ролях: Микки Рурк, Томас Джейн, Дайан Лэйн, Розарио Доусон, Джозеф Гордон-Левитт. Жанр: боевик, драма, триллер США, 2009
Из аннотации: «Черный Дрозд – киллер. По его собственному признанию, он «отстреливает людей. Иногда за бабки, иногда просто
так». Однажды, когда Черный Дрозд и его дружок Ричи отправились на дело – осуществить задуманное им помешали Кармен и Уэйн Колсоны. С этого момента супруги обречены, так как становятся очередной мишенью профессионального убийцы». По одноименному бестселлеру Элмора Леонарда («Вне поля зрения», «Джеки Браун», «Достать коротышку» и др.)»
После великолепной игры Микки Рурка в «Рестлере» вновь возник интерес к этому актеру, подыгравший
и «Киллеру» – заурядному криминальному боевику-драме (не последнего, замечу режиссера, снявшего «Влюбленного Шекспира», «Миссис Браун», «Выбор капитана Коррелли»).
О сюжете сказать что-то хорошее нечего, как и, забегая вперед, обо всем остальном. Бандиты какие-то нелепые, хотя и отмороженные и, типа, опытные (во всяком случае один точно)... В фильме, вообще, настолько высока концентрация нелепостей, а еще притянутых совпадений, что уже не себя, а создателей
фильма жалеешь, докатившихся до того, чтобы снимать такое.
Разведенные супруги задают параллельную криминальной лирическую тему – пытаются возродить свои отношения, а заодно и, как понятно, фильм. Роль Кармен, кстати, исполняет тоже «забытая» звезда – Дайан Лейн, которую лично я хорошо помню по «Клубу Коттон» Копполы. Но роль в «Киллере» вряд ли поможет ей снова стать известной.
Игра Рурка в «Киллере» (по поводу того, почему именно так
переведен фильм – буквальный перевод «Убийственный выстрел», – можно предположить следующее: именно Рурка российские прокатчики хотели вывести, таким образом, на первый план, хотя его персонаж в фильме далеко не самый главный) бесцветна и не вызывает никаких эмоций. Он еще там и индеец по происхождению – так и хочется добавить – зачем-то.
Когда я смотрел, то дополнил фильм еще одной – более острой, чем задуманные создателями, – интригой: подтвердится мое
предположение, что «Рестлер» – случайность в карьере Рурка, или нет. Получилось, что и не и не так – такую роль хоть кому дай, играть там нечего. А зачем актеры соглашаются на такое, это отдельная тема.
1 фильм
«Операция "Мертвый снег"» Død
snø / Dead Snow Режиссер: Томми Виркола В ролях: Шарлотта Фрогнер, Стиг Фрод Хенриксен, Вегар Хоел, Еппе Леурсен Жанр: приключения, ужасы, боевик, комедия Норвегия, 2009
Из аннотации: «Группа студентов-медиков отправляется в горы, чтобы провести там несколько дней на каникулах. Вместо отдыха и развлечений в декорациях идиллического норвежского пейзажа молодые люди попадают в кошмарный сон – им приходится бороться за жизнь в схватке с пропавшим здесь когда-то
во время войны отрядом немецких солдат, превратившихся теперь в зомби».
Фильм – хороший образец трэш-хоррора – жанра не для всех: нужно уметь ценить черный, даже садистский юмор, понимать, почему ужасное может становиться смешным, а отвратительное – трогательным. Особо веселится от трэш-хоррора молодежь, у которой ради того, чтобы пощекотать нервы, с моральными запретами отношения простые.
Особая пикантность фильма в том, что снят он в Норвегии – стране,
мало известной (во всяком случае у нас) кинодостижениями, тем более в жанровом кино. Норвежская экзотика в фильме представлена снежно-зимними развлечениями при безветрии и ярком солнце, а так как фильм очень бодрый, а главные герои – молодежь, то у меня даже возникла версия, что фильм снят, как говорится, «по заказу министерства по туризму».
Но, конечно, главная фишка фильма – фашисты-зомби. Мифологические образы нелюдей вкупе с отлично переданной психикой машин-убийц идеально
ложатся в наши, так сказать, ячейки сознания, сформированные утрированной советской пропагандой. Достаточно вспомнить те гротескные образы, которые были рождены советскими карикатуристами, теми еще, если задуматься, мастерами по трэш-хоррору.
К недостаткам ленты отнесу слишком затянутый зачин.
1 фильм
«Токио!» Tokyo! Режиссер: Джун-хо Бонг, Мишель Гондри, Лео Каракс В ролях: Аюми Ито, Аяко Фудзитани, Джулия Дрейфус, Дени Лаван, Жан-Франсуа Бальмер Жанры: драма Япония, Германия, Франция, Южная Корея, 2008
Никогда не был в Токио и, вообще, в Японии. Признаюсь, не люблю тематические киносборники, посвященные городам, – практически всегда художники начинают работать с устоявшимися мифами, представлениями, что ничего кроме раздражения не вызывает – ну не втиснуть сложнейшую
реальную жизнь мегаполиса в пусть и яркие и глубокие образы (которые, по большому счету, можно приложить к любому крупному городу). [Мифологизация, типизация, вообще, мои любимые темы, так что я бы много мог...]
То же самое и со сборником «Токио!», в котором японская столица представлена как сумасшедший человеческий муравейник, – ну, а какой город не сумасшедший? Какой – не человеческий муравейник? И т.п.
Заканчивая «туристическую» тему,
отмечу, что не буду судить о городе по этому фильму. Да и не за этим шел на него.
Понравился, каким бы неоднозначным ни было отношение к трейлерам, рекламный ролик фильма, из которого узнал, что одну из новел снял Мишель Гондри – один из моих любимых режиссеров (хотя вот его последняя «Перемотка» сильно разочаровала). В принципе, этой информации и хватило.
Гондри снял идущую первой новеллу про молодого авангардного самодеятельного кинорежиссера, пытающегося стать известным,
и девушку, не нашедшую себя и, в итоге, превратившуюся в стул. Замечательная – грустная, поэтически мудрая – история, великолепно выполненная технически, с замечательными спецэффектами.
Вторая – «Дерьмо» Лео Каракса, режиссера, не снимавшего уже давно, а мне так и вообще малоинтересного. Его новелла про отвратительное, странное, чуть ли не инопланетное, если не вкладывать символистский смысл, человеческое или, лучше сказать, анти-человеческое существо, держащее в страхе
Токио даже после своей поимки и казни, – понравится не всем (сужу по реакции, например, моего хорошего знакомого), но меня просто потрясла. Даже не могу сказать чем. И настолько нахожусь под впечатлением, что даже пока и не хочу разбираться.
Третья история – «Трясущийся Токио» Джун-хо Бонга, режиссера вообще мне неизвестного, – впечатления не произвела. Тема ее – одиночество в перенаселенном обществе – острая. Вроде бы хороший повод вызвать
сильные эмоции у горожан, больных тем же самым. Однако, то ли сама по себе, то ли на фоне первых двух, но не смотрелась. (А вот моего хорошему знакомому понравилась. Вот и попробуй разбери!)
Итог: всем любителям авторского кино – постарайтесь не пропустить.