К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 01.05.09 – макси
1 книга Слава Сергеев
«Места пребывания истинной интеллигенции» 3,5 фильма «Марли и я» США,
2008 «Ничего личного» США,
2009 [+ «Кит»] «Рок-волна» Великобритания,
2009 1 аниме «Железобетон» Япония, 2006
+арт-ссылка
1 книга
Слава Сергеев «Места пребывания истинной интеллигенции» Серия: Ирония XXI века Авторский сборник М.: «Зебра Е», 2006 336 стр.
От издателя: «Повести и рассказы Славы Сергеева продолжают сегодня традицию, связанную в отечественной
литературе с именами Сергея Довлатова и Венедикта Ерофеева. Берем на себя смелость утверждать, что перед вами одна из самых веселых книг последнего пятилетия. Однако «смешное» – лишь одно из лиц Славы Сергеева, его жанр – трагикомедия, и в этих небольших повестях и рассказах, вроде бы совершенно ни к чему не обязывающих и демонстративно несерьезных, подчас больше смысла, чем во многих претендующих на осознание жизни объемных томах».
За творчеством Славы Сергеева я стал
следить, когда в конце 90-х в одном из толстых журналов прочитал его уморительную повесть «Народный артист Ващенко», которую перечитывал, смакуя и зачитывая знакомым куски, несколько раз. Потом что-то еще попадало, но не запомнилось. Прошло несколько лет. Чего-то тут искал в Интернете, смотрю – знакомое имя. Вспомнил. Смотрю дальше – да у него книга вышла, еще и не одна! Решил начать с той, в которой «Ващенко».
Основная, да и единственная тема Славы Сергеева –
«наша грешная жизнь» во всей ее «красе» – пьянство, женщины, измены. Единственное произведение, где повествование идет от лица женщины и тема «ну что за мужики-то пошли?!», как раз «Народный артист Ващенко». Главные действующие лица – «разлагающаяся» интеллигенция, не особо успешно устроившаяся в пост-перестроечное время, для прожигания жизни использующая единственную тактику «сначала надо выпить, а там посмотрим». Трудно понять,
почему вспоминать пьяные выходки (если они обошлись без выражения злой агрессии) это смешно. Но такой способ повеселиться оказывается действенным – достаточно вспомнить большую часть эстрадных шуток и реприз. Для Славы Сергеева такой способ, к сожалению, к достаточно быстрому сожалению, оказывается единственным. Ни о чем другом он рассказать, похоже, не в состоянии. И вот тут уже не знаешь – смеяться (впрочем, надоедает над одним и тем же) или плакать (что же за жизнь-то такая, что даже интеллигенция
не знает других способов для поднятия настроения?!). Кстати, «место пребывания истинной интеллигенции» – это… ага, ларек, в котором можно купить спиртное. (В этом смысле выход книги все-таки запоздал: произведения были написаны, по всей видимости, в конце 90-х – время написания в издании не указано – и тогда еще были популярны подобные «советские» и «пост-советские» темы. Сейчас все-таки ситуация изменилась: и «интеллигенции» той уже нет, и
популярные «места» сменились.)
Из достоинств книги – да, «Народный артист Ващенко» (хотя какую роль тут играют мои приятные воспоминания о первых прочтениях этой повести, сказать трудно) + рассказ «Прыжок». В них мешанина человеческих персонажей, страстей, случайностей, закономерностей, склок, ссор, скандалов, споров, обманов, недоговоренностей и оговоренностей (еще и, по большей части, на пустом месте) и пр. – вся эта низовая – «пьяная» –
эстетика рождает Гармонию. А в «Ващенко» очень пронзительная лирическая тема. Другие произведения тонут в пустых разговорах, лишенных подтекста, преувеличенном значении прикольных деталей в ущерб смыслу, не говоря уже о «ценности» всего этого сергеевского «похмельного юмора».
3 фильма
«Марли и я» Marley & Me Режиссер – Дэвид Фрэнкель В главных ролях – Оуэн Уилсон, Дженнифер Энистон. США, 2008
Из аннотации: «Чтобы как-то отсрочить решение своей любимой завести ребенка, главный герой фильма берет щенка лабрадора – Марли, который быстро вырастает в полновесную собаку, превращая их дом в руины. Среди всех бед и «разрушений» герои понимают,
что «самый худший пес на свете», на самом деле, вызывает у них самые лучшие чувства, на какие они способны. Этот фильм – незабываемая история о том, как научиться ладить с крайне вредной собакой, задавшейся целью научить хозяев уму-разуму. По одноименной книге Джона Грогэна».
По трейлеру предполагал, что это что-то вроде легкой семейной комедии. Оказалось, что, хотя комедийные моменты имеют место быть, это, в целом, светло-печальная, но внушающая оптимизм мелодрама
с амбициями на подтолкнуть зрителя задуматься о том, насколько это серьезно – отношения между людьми, создание и забота о своей семье. (Кто-то, может, и всплакнет и умилится, но, на мой взгляд, заявленный пафос не подкрепляется ничем, от чего только вызывает раздражение.) И да, конечно, это фильм совсем не про собаку, сюжетная линия с которой важная, но далеко не главная.
Не знаю, насколько эта тема прозвучала в книге, по которой снят фильм, но линия с Марли, вообще, кажется какой-то странной,
недоделанной. То есть понятно, что режиссер хотел сказать, – что пес становится символом «семейных трудностей», – но на экране подтверждения этому нет: как будто режиссер отдал снимать эту тему кому-то, не поставив его в известность, насколько это важно.
Актерская игра на «троечку с минусом», а дети и вообще сыграли ужасно. Что самое печальное – ладно люди, но ведь и собака-то получилась совершенно не трогательная, не цепляющая: так как на протяжении жизни на
экране Марли играют разные псы, то претензии, понятно, не к животным, а к режиссеру. Отмечу из актеров только Алана Аркина, появляющегося в эпизодах. Он, конечно, не вылезает за рамки своего амплуа (остроумного, немного желчного старика с хитрым взглядом), но он единственный, от чьего появления на экране остается приятное чувство. Самый сильный момент фильма – тот, когда на экране появляется Кэтлин Тернер (помните ее по «Роману с камнем»?). Вот это был шок, когда до меня дошло, что
это она. Скажу мягко – очень, очень сильно изменилась.
Итог: бездарно убитое время.
«Ничего личного» Duplicity Режиссёр и автор сценария: Тони Гилрой В главных ролях – Джулдия Робертс, Клайв Оуэн. США, 2009
Из аннотации: «Офицер ЦРУ Клэр Стенвик и агент службы MI6 Рэй Коваль покинули сферу правительственной разведки, чтобы нажиться на холодной войне, бушующей между двумя конкурирующими многонациональными корпорациями.
Для их работодателей нет запретных методов достижения своих целей. Но по мере повышения ставок, загадки становятся сложнее, методы – грязнее; для Клэр и Рэя самым удивительным становится их растущее притяжение друг к другу. И хотя каждый из них пытается вести двойную игру, их честолюбивые замыслы рушатся, так как они не могут обмануть собственную любовь».
Ничего особенного не ожидал от сюжета – больше надежд было на кинозвезд.
Сюжет и оказался без претензий. Интрига
в истории о промышленном шпионаже подогревается регулярными возвращениями в прошлое, которое открывает зрителям, типа, истинную суть происходящего, почему и зачем так было задумано. Этот прием, очень часто используемый в детективах, когда зрителям-читателям не сразу, а только в нужный момент и еще порциями становится известно то, что изначально было известно героям, в последнее время стал очень сильно раздражать. Чувствуешь, что стал объектом дешевой манипуляции. Получается, признаться, абсурд – какой
смысл зрителю волноваться и пытаться что-то понять, ведь все равно невозможно ничего просчитать, разгадать, так как автор всегда держит козыря в рукаве, присвоил себе право менять правила игры и единственная его задача – оставить зрителя в дураках. Некоторые, есть примеры, делают это тонко, но не Тони Гилрой, точно. (Недавно смотрел подростковую драму «Кит» – хоть и не детектив, а тот же прием: героиня, влюбившаяся в заглавного героя, только в конце фильма –
вместе со зрителями – узнает, что парень болен смертельной болезнью, что объясняет ей – и зрителям – его странное (и жестокое) поведение, хотя в фильме куча персонажей, включая самого главного героя, которым, как выясняется, это было известно с самого начала. Авторы, использующие подобный прием, создают виртуальную, надуманную интригу. Так, если задуматься, глупость какая-то…Впрочем, если критиковать художественные условности, то можно далеко зайти.)
Разочаровали и звезды.
Зацепиться в их игре совершенно не за что. Обаяния минимум. Ходят, чего-то говорят, изображают какие-то чувства, но, на мой взгляд, совершенно неубедительно. Вообще-то, буквальный перевод названия фильма – «Двуличность», передающий как бы способность героев перевоплощаться ради достижения своих целей. Это могло бы стать – правда, не слишком оригинальной – изюминкой фильма: возникает интрига от того, что не понятно, когда герои искренни, а когда играют, и от того, как пытаются провести
друг друга, хотя испытывают любовь друг к другу, то ли не до конца осознаваемую, то ли от других скрываемую. Но такая тонкая игра по зубам только мастерам. Впрочем, актеры, играющие «актеров», вообще, сложная тема.
Итог: ничего хорошего.
«Рок-волна» Boat That Rocked, The Режиссер: Ричард Кертис В ролях: Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Ник Фрост, Эмма Томпсон, Кеннет Брэна. Жанр: комедия Великобритания, 2009
Из
аннотации: «Рок-волна» – комедия о романтических отношениях между молодым поколением 60-х и рок-музыкой. Это история о банде диджеев, покоривших Великобританию музыкой, которую обожает молодежь, но жестоко попирает правительство, предпочитающее джаз».
Пойдя на этот фильм, я серьезно ошибся. Не обратил внимания / не придал значения информации о том, что это комедия, и тому игривому тону, который сопровождал трейлер фильма. А как, скажите, можно вообще доверять трейлерам и
аннотациям?! Их же задача – не информировать, а привлекать!.. Но все-таки сам виноват – стоило поподробнее узнать о том, на что идешь.
«Рок-волна» – это наивная рок-сказка, апология мифа о, типа, крутых рок-н-рольных временах, основанном на реальном факте существования пиратской радиостанции, расположенной на судне в Северном море, недалеко от Британии. Радиостанция вещала рок-музыку, была очень популярна. По сюжету, на судне сидят брутально грязные, но свободные, жизнелюбивые
и настоящие безбашенные чуваки, дарующие народу Счастье (в виде желанной музыки), – им противостоят картинно-гротескные – чопорные и лицемерные – чиновники из правительства, задача которых защищать Великие (читай – скучные) Ценности. В «Рок-волне» много музыки того времени (правда, роль ее фоновая) и юмора, комических ситуаций (в стиле «Дня Радио» – почему-то именно оно всплыло в качестве первой ассоциации). Есть даже что-то вроде массовых танцевальных
номеров. В общем, не просто комедия, а почти мюзикл, обогащенный большим количеством известных актеров. По реакции соседей по залу было понятно, что фильм сильно нравится.
Важные или не важные факты: Ричард Кертис снял «Реальную любовь» и написал сценарии «Ноттинг-Хилл» и «Четыре свадьбы и одни похороны»; персонажей дублировали голоса популярных российских радиоведущих.
Когда до меня дошло (довольно быстро), что это будет не реальная история, с тяготением
в документальность (тема-то очень интересная и очень сложная!), а героико-романтическая ода про пижонов, то уже мало интересовался происходящим, а только ждал, когда закончится, и слабо надеялся – а вдруг... Ничего хорошего не дождался – от неимоверно зашкалившего уровень здравого смысла пафоса «во какие мы крутые! Рок-н-ролл навсегда!» в финале просто тошнило. Ничего не хочу сказать плохого про молодежь (сам был таким) и тех, кому это нравится, но всякие слишком громкие слова – признак
внутренней неуверенности и, как правило, недостаточной глубины. А тот, кто использует этот способ, чтобы получить одобрение «целевой аудитории», просто циник и лицемер, спекулирующий на феномене рок-музыки, главное достоинство которой, замечу, – искренность. Это я про Ричарда Кертиса, если кто не понял.
Итог: если идете на легкую музыкальную комедию, то, возможно, получите удовольствие.
1 аниме
«Железобетон» Tekon kinkurito Режиссер – Майкл Ариас Япония, 2006 Полнометражный мультфильм
Из аннотации: «Футуристический мир Города Богатств, в котором проживают двое мальчиков сирот. Их называют «Black & White». На восходе и закате они охраняют свой город.
…краски сгущаются, когда они оказываются связанными миссией: сразится и отвоевать у злоумышленников, мечтающих завладеть властью в метрополисе, то, что считается душой Города, и спасти самих себя».
Долгое время не попадалось хорошее аниме, как-то даже упал интерес к жанру. «Железобетон» посмотрел совершенно случайно – и, представляю, было бы очень жалко, если бы пропустил (впрочем, тут вопрос: чего жалеть о том, о чем не знаешь?..).
Сюжет, как практически
всегда в аниме, сумасшедший. Есть какие-то то ли бандиты, то ли «народные дружинники», которые то ли охраняют город, следят за порядком, то ли и являются главным злом. Помимо них есть еще самые разнообразные банды на разных уровнях… Просится для сравнения Россия 90-х, но такое сравнение потянет не связанные с фильмом ассоциации. В общем, понять, кто с кем воюет, невозможно, при этом количество желающих подчинить Город себе растет, вместе с ростом возможностей – от сверхординарных
до фантастических далее до волшебных. Тем, кто смотрит аниме, это будет не в диковинку. И, признаюсь, какая-то безудержная фантазия в аниме очень нравится. Завораживает и восхищает.
Аниме все-таки любим за картинку. Сначала к рисунку были сильные претензии. В сущности, они и остались, но… Наряду с великолепно, тонко вырисованными статичными фонами, с какой-то просто маниакальной страстью к деталям, просто убогими казались динамика, то есть сами персонажи, движения в кадре – и нарисованы
в совершенно другой технике, и как будто эскизно, левой ногой, без подробности и без души. Впрочем, в динамичных сценах поединков и погонь это практически не ощущалось – там детализация не так важна, как передача ощущений. Но есть еще и третий визуальный план – фантазии, сны героев, – сделанный в третьей, совершенно отличной от первых двух, технике. И сделанный великолепно – по настроению и по форме.
Из сильных сторон «Железобетона» отмечу еще психологическую проработку
персонажей. Не могу не отметить очень сильного по драматическому накалу, эмоционально сильно пробирающего – до мурашек и даже слез – одного из главных героев – Белого.
Итог: поклонники аниме – не пропустите; для тех, кто хочет познакомиться с жанром, – хороший повод.