Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.171207


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 171207

1 кино
"Непристойная Бетти Пейдж "
1 CD
!!! (chk chk chk)
"Myth Takes"
1 недочитанная книга
Элизабет Джордж
"Обман"
(3 серия)

 1 кино
«Непристойная Бетти Пейдж»
Реж. Мэри Хэррон
США, 2005

Как бы биография иконы стиля пятидесятых – образцовой пин-ап модели Бетти Пейдж, якобы (тут нужно полагаться на веру) шокировавшей пуританскую Америку откровенными фотографиями в стиле «садомазо».
Я в пятидесятые годы не жил в Америке и не могу сказать, насколько значимой была фигура (невольный каламбур) этой женщины для тех, кто совпал с ней по месту и времени. Судя по фильму, сама она ничего не придумывала, а лишь легко соглашалась на предлагаемые ей костюмы или их отсутствие, а также на различные сопутствующие атрибуты, воспринимая это как некую игру и до конца не осознавая (создавая ощущение собственной легкомысленности, граничащей с тупостью) то, чем занимается. Судя опять же по фильму, не стала она и зачинателем какого-то нового стиля, а лишь удовлетворяла уже существующий спрос не-пуританской Америки. В общем, я лично не понял, в чем ее заслуги, в чем такой особенный ее вклад в эротическую культуру.
Сам фильм как произведение искусства ниже всякой критики и может рассматриваться лишь как малобюджетная псевдодокументальная, художественно инсценированная биография – вроде тех, что показывают на ТВ, когда галопом по Европе и при этом жутко скучно. Втиснуть кучу событий в ограниченный кусок времени. Играя лишь на скандальности и моде на «новое ретро». Никакого анализа, в т.ч. отсутствие объяснений, почему героиня поступила так или иначе, что ее вообще подвигло на занятия «непристойными фото»: вроде бы в детстве подвергалась сексуальному насилию со стороны отца, но это показано как-то вскользь и двусмысленно; был факт массового изнасилования, да, – но при этом вроде бы («вроде бы» потому, что исполнительница главной роли играет отвратительно) очень серьезное отношение к религии. Бросается в глаза искажение исторического антуража в угоду современному зрителю, который видит процесс фотосъемок, заснятый на качественную современную аппаратуру, при том, что зачастую реальным результатом, который видел американец в 50-х, были жуткого качества снимки в дешевых изданиях на газетной бумаге. Заканчивается маловнятная история тем, что, неожиданно (?) «прозрев», Бетти Пейдж устыдилась, обратилась к Богу и стала заниматься чтением религиозной литературы в публичных местах. Вот те раз – а дальше-то что с ней стало? В чем смысл фильма, поставившего точку в этом месте?..
Лишь мимоходом показано окружение Б.Пейдж – представители той самой индустрии «экстремальной эротики», которые-то и сделали ее «звездой», которые-то и экспериментировали постоянно, которые-то и отслеживали самые «извращенные» запросы своих клиентов, которые-то и работали в своих полуподпольных студиях на грани закрытия и в ситуации судебного преследования. Делать из них героев эпохи постмодернизма я бы не стал, как и представлять их в виде защитников идеи Свободы-которая-не-может-быть-ограничена, но внимания они заслуживают значительно большего. Но если уж биография Бетти Пейдж лишь мелькает, то эти и вообще в виде отзвуков теней или отблесков эха.
Ничего не потеряете, если не посмотрите.

1 CD

!!! (chk chk chk)
«Myth takes»

2007

Подтверждаю свое «принципиальное неумение» описывать музыку. Поэтому не столько «рецензия», сколько описание впечатлений от прослушивания.
Немного фактов. Группу с этим странным названием заприметил уже пару лет назад, но первый альбом не оставил никаких приятных ощущений и, забегая вперед – к сегодняшним дням, воспоминаний. Но повезло (имея в виду то, что случилось дальше) – увидел недавно на телеканале «А1» их новый клип и решил, что надо бы вот того этого самого как-нибудь обязательно. С «как-нибудь» повезло – альбом нашел быстро.
Музыка !!!, извините за мою слабую терминологическую базу, в стиле модного ныне «crossover’a» – тенденции создавать произведения искусства на грани жанров, в данном случае – диско в стиле, понятно, 80-х и психоделического рока (имеется в виду сыгранный на электрогитарах рефрен, закольцованный и повторяющийся столько раз, пока количество не перейдет в качество – слушателя «пробивает» и он «растворяется» в мире звуков и уже не важна мелодия, четкость структуры, а имеет значение только поддержание общей атмосферы). При этом танцевальности не ждите – хотя ритм четкий, однако музыка относительно сложная, может показаться монотонной и требует подготовленного уха. Из аналогов приведу Who Made Who, Gnarls Barkley, Justice.
Сложность !!! в том, что «пробивает» не сразу, а требует серьезного вслушивания, внимания и, если хотите, сосредоточенности. Лично я с первого раза не «въехал», услышав только сумбурное нагромождение звуков, абсурдные завывания, совсем не в тему гитарные запилы, вместо нормального вокала какое-то блеянье, да еще такое голосистое, и при этом еще явные, но для меня совершенно не оправданные амбиции, типа, вот как мы круты!.. И даже был готов, учитывая перегруженность музыкальной информацией, по-быстрому разочароваться в очередной надежде и забыть – и так много чего еще слушать. Но опытным путем установленный принцип «любую музыку, которая каким-то образом обратила на себя внимание, слушать не меньше двух раз» заставил вернуться. Все-таки было, было за что зацепиться.
Послушал второй раз – «своего» услышал больше; третий – еще больше… И где-то раза с четвертого Музыка Заиграла: все встало на свои места – и то, что казалось странным и нелепым, оказалось самым что ни на есть уместным и естественным. Тут уже и Радость, возникающая от первых аккордов, перекрывающая голоса «а вот что бы было, не будь у меня такого замечательного принципа?» или «а сколько было отвергнуто музыки, для понимания которой требовалось больше двукратного прослушивания?».

1 недочитанная книга
Элизабет Джордж
"Обман"

Пер. с англ.Ю.Вейсберга
М., "Иностранка", 2007
Серия "Лекарство от скуки"

Третья серия
Продолжаю делиться впечатлениями от чтения 900-страничного романа. На данный момент я на 589 странице.
В прошлых сериях: главная героиня, детектив из Нью-Скотленд-Ярда, участвует в расследовании убийства пакистанца, совершенного в небольшом английском городке, в котором сильна пакистанская община, готовая и способная на беспорядки в том случае, если ее не устроят итоги расследования. Итоги расследования могут не устроить в любом случае: так как межэтническая обстановка накалена, то «если убил свой», значит, детективы – расисты, «если же убил белый», значит, тем более надо бунтовать. Благополучие города, живущего за счет немногих крупных предприятий и туризма, во многом зависит от пакистанской общины и от спокойствия на улицах. Убитый – жених дочери владельца местной фабрики, пакистанца.
Жара продолжается.
Разрабатываются намеченные ранее линии расследования – у кого-то не хватает алиби, кто-то сознательно врет, кто-то пытается замести следы, выясняются интересные подробности, причем как для читателей, так и для следователей (в некоторых книгах бывает так, что читатели знают, а следователи еще нет; третий вариант похуже – это когда только в конце книги выясняется, что следователи все знали). Описание хода расследования следует отнести к немногим достоинствам романа – главная героиня и ее начальница делятся между собой и обсуждают различные версии убийства, некоторые из которых выстроены только на предположениях. Бывает, что тщательно разработанная версия, на которую было потрачено немало сил и времени, моментально рушится от того, что находится какая-то новая деталь. Такая «кухня» работы детективов уж и не помню, встречалась ли мне в подобной литературе.
Новых трупов пока нет.
Моя «надежда», рожденная печальной читательской интуицией, на романтическую линию между главной героиней и одним из пакистанцев пока не оправдалась, хотя она «в одном халате» уже заставила зайти его к себе в номер, чтобы он помог с переводом. Пока главная героиня ничего не проговаривает о том, что у нее с этим мужчиной, но автор продолжает уделять внимание их отношениям, пока особенно концентрируясь только на теплых отношениях героини с маленькой дочерью пакистанца.
С прошлого раза сильное развитие получила гомосексуальная тема. Вроде бы убитый был склонен, а так как это противоречит исламу, то встает вопрос о новых версиях причин убийства. А если он действительно занимался любовью с мужчинами, то встает вопрос, насколько возможна его женитьба, не говоря уже о позоре для него, его родных и тех, кто с ним связывал определенные надежды.
Со стороны невесты читателей ожидает другая беда – она оказалась беременна от… любовника, который, к тому же (Элизабет Джордж, наверно, казалось, что надо накрутить побольше), оказался белым и безответственным. Если беременность вскроется, то позор на нее, ее родных и тех, кто мог бы породниться с ее семьей. На аборт же ей тоже тяжело идти, так как проснулись материнские чувства. Чтоб нам всем жить такой драматически насыщенной жизнью!
Элизабет Джордж уже не вводит в роман новые сюжетные линии, а ведет старые, существование некоторых из которых, кажется, ну никак не оправданы жанром «детективного романа» (так как вроде совершенно не связаны с убийством), а если нужны для описания некой общей ситуации, то мы уже все про нее давно поняли. Так что можно предполагать, что либо у автора что-то не так с чувством меры, либо «если висит ружье, то оно, в конце концов, должно выстрелить». А может, просто такая обманчивая интрига – типа, заставить читателя думать, что ведь не зря же рассказывает, значит, что-то тут не так, а потому за этими персонажами тоже надо следить? К сожалению, выяснится это только в конце.
Конец третьей серии

ПОМОГИТЕ родителям найти сына -
МЕРИНОВА АЛЕКСЕЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА, 1997 года рождения,
пропал 18 февраля 2007 г. в г. Липецке.
[подробная информация, фотографии]
 

Благотворительная акция по сбору продуктов питания и одежды для бездомных (Санкт-Петербург, Тольятти, Мурманск, Петрозаводск, Новодвинск, Владимир)

Арт-Процессор
придуманные рецензии на выдуманные выставки

В избранное