Buy a comic book, or two, or...
Read a comic book, or two, or...
По-французски — bande dessinŭe (или кратко — «BD»), по-итальянски — fumetti, по-немецки — bilderbogen, по-сербски — strip, по-японски — manga, по-китайски — лианхуанхуа, по-английски — comic book (или comics), по-русски — комикс. Сегодня тот день, когда самое время поговорить о комиксах — жанре рисованной литературы, который уже давно стал в развитых странах
частью книжной культуры и прибыльной индустрией.
Ежегодно 25 сентября американцы и все любители комиксов отмечают Национальный день комиксов (National Comic Book Day). Девизом этого дня могли бы стать слова, вынесенные в эпиграф: «Купи комикс, или два, или... Прочитай комикс, или два, или...». В этот день магазины комиксов призывают не выбрасывать купленные комиксы, потому что даже самый
простенький комикс, считают они, через несколько лет может стать раритетом и украсить любую солидную коллекцию.
Интересно, что Америка не является родиной комиксов. Комикс — изобретение европейцев. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что рисунки с краткими подписями — графические истории — известны с незапамятных времен наскальной живописи. Также стоит отметить, что понятие «комикс» (Comic Book) распространено только в англо-американском лексиконе. И в России. В России потому, что в Советском Союзе так и не сформировалось
национальное определение этого вида искусства.
Итак, родоначальниками комиксов специалисты называют нескольких выдающихся деятелей искусства. В 18 веке английский живописец и график Уильям Хогарт (1697–1764) облекает драматическое повествование в рисунок. Немецкий поэт и график Вильгельм Буш (1832–1908) снабжает свои стихи серией рисунков, тем самым отражая сюжетную линию поэтического повествования. Истории о приключениях Макса и Морица, созданные им в середине 19 века,
популярны и сегодня. Первым образцом настоящей графической прозы считается серия о похождениях доктора Синтаксиса — «Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного» — английского карикатуриста и живописца Томаса Роулендсона (1756–1827).
США активно подхватили жанр, и в 1892 году свет увидел первый американский комикс «Медвежата и тигр», напечатанный в газете Sunday New York World. Некоторые источники называют первым комиксом «Желтое дитя», появившийся в мае 1895 года в той же газете. Автором обеих историй является художник Ричард Оуткаулт, которого называют одним из первых авторов этого жанра в США. Бум наступил в 1920-1930-х годах, с которых и берет
отсчет «золотой век комикса» в Новом Свете. Комиксы становятся неотъемлемой частью массовой культуры, их жанры расширяются — фантастика, детективы, ужасы, супер-герои.
В эпоху расцвета комиксов были созданы бессмертные герои рассказов «Утенок Дональд», «Микки Маус». В середине 50-х годов 20 века «Золотой век комикса» сменяется «серебряным», а затем, в начале 70-х годов, и «бронзовым» веком. Темы современных комиксов охватывают буквально весь спектр человеческой жизни: от любви до ненависти, от войны до мира.
Стоит отметить, что в США отмечается еще один день, посвященный комиксам — в первую субботу мая проходит День бесплатных комиксов (Free Comic Book Day). Другими словами, это — коммерческая акция, призванная привлекать новых почитателей комиксов.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале 17 века в европейской части России, в семье благочестивых дворян, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить
оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается. Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.
В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.
Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся
мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.
25 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
Память праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18 декабря, в день прославления (1694).
По приказу Екатерины II в Москве открыт Павловский госпиталь — первая публичная больница в России
Павловская больница была первой в ряду больниц, которыми славилась Москва. В 1762 году Екатерина II с наследником Павлом прибыли в Москву. Внезапно он серьезно заболел, и для лечения призвали лучших медиков. Все обошлось, и в память об избавлении Павла Петровича был издан указ об открытии в Москве больницы для бедных. Для
постройки выбрали усадьбу генерала Глебова, прилично задолжавшего казне.
(14) 25 сентября 1763 года в больнице, получившей название Павловской, начался прием больных. А чтобы не забывалось событие, ставшее причиной возникновения больницы, отчеканили медаль с изображением будущего царя и надписью: «Освобождаясь сам от болезней, о больных помышляет».
Первоначально больница была на «25 кроватей», но уже в 1766 году был выстроен большой деревянный корпус с церковью и 2 флигеля для служащих. В 1784 году этот корпус сгорел, а другие строения сильно обветшали. По указу Павла, который всегда принимал самое живое участие в делах больницы, в 1807 году было построено большое каменное здание дворцового типа в 3 этажа и с церковью в центре, освященную в память апостолов
Петра и Павла.
Постепенно количество мест для больных увеличивалось, и требовались новые помещения. В 1829 году возвели еще 2 каменных флигеля, 2 корпуса для квартир врачей, чиновников, духовенства и персонала, в 1866 году построили каменную часовню с усыпальницей и комнатой для вскрытия умерших. Позже был устроен даже конференц-зал, где разместились портреты основателя больницы, главных директоров и управляющих.
В феврале 1904 года по приказу Императора при больнице были организованы курсы подготовки санитаров, что положило начало преподавательской деятельности. Лечебно-медицинская часть в больнице всегда была поставлена на высоте требований науки, на заведование назначались выдающиеся деятели медицины. Здесь работали: Левенталь, Лорей, Уроносов, Рейн, Виноградов, Нестеров и другие.
Сегодня больница — медицинский центр на 1000 койко-мест, сложный комплекс зданий из тридцати корпусов разной этажности, раскинувшихся на территории в 13 гектар.
С самого начала своего образования и до сегодняшнего дня Павловская больница является крупнейшим медицинским и научным центром, вносящим вклад в изучение хронической сердечной недостаточности, и великолепным памятником архитектуры и искусства 18-19 веков.