Ежегодно в четвертое воскресенье сентября в Украине по традиции отмечается День машиностроителя. Дата профессионального праздника работников машиностроения и приборостроения закреплена Указом Президента Украины № 361/93 от 08.09.1993.
В структуре машиностроительной отрасли Украины в настоящее время насчитывается свыше 2800 промышленных предприятий и 230 организаций, которые выполняют научные и научно-технические работы. Общее количество работающих — свыше 1 млн. человек.
Основными составляющими рынка машиностроительной промышленности в Украине является продукция таких отраслей, как транспортное и энергетическое машиностроение, автомобилестроение, а также машиностроение для нефтехимической и химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, станкостроение.
В 2009 году исполнилось 20 лет с того дня, как в 1989 году Верховный совет Киргизской ССР единогласно принял Закон «О государственном языке Киргизской ССР», которым закрепил за кыргызским языком статус государственного языка.
Законом Киргизской ССР от 23 сентября 1989 года «О государственном языке Киргизской ССР» признавалось что:
В Киргизской ССР обеспечивается свободное развитие языков других национальностей, проживающих в республике.
В Киргизской ССР каждый гражданин имеет право свободного выбора языка общения.
Статьей 16 данного закона предусматривалось, что местные органы государственной власти и управления на территории компактного проживания национальных групп (узбеки, таджики, немцы, дунгане, уйгуры и другие) наряду с государственным языком вправе применять их родной язык. Лицам, не владеющим этими языками, обеспечивается соответствующий перевод.
Принятие Закона «О государственном языке Киргизской ССР» внесло большой вклад в дальнейшее развитие кыргызского языка, способствовало поднятию национального самосознания кыргызского народа, повышению престижа государственного языка.
2 апреля 2004 года Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был принят новый закон, прежний закон утратил силу.
Кыргызский язык — язык кыргызско-кыпчакской подгруппы, по другому определению — восточно-хуннской ветви тюркских языков. Из около 4 миллионов человек около 2,5 миллионов проживают в Кыргызстане, остальные компактно живут в Китае, Монголии, Афганистане, Пакистане, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. В кыргызском языке различают три диалекта: северный (основная база современного литературного языка), юго-восточный и юго-западный.
В истории кыргызского языка выделяют три периода: древнекыргызский (8-9 века), среднекыргызский (10-15 века) и новокыргызский (с 15 века). В рамках последнего выделяют четыре этапа: с 15 до середины 18 века, когда кыргызские племена, находясь на юге Кыргызстана, сохраняли тесные связи между собой (арабо-персизмы этой эпохи отличаются однородной адаптацией); с середины 18 века до Великой Октябрьской революции, когда диалектные
расхождения углубились; советский, когда с консолидацией нации формируется единый национальный язык кыргызов; постсоветский период, определяющей тенденцией которого является бурное развитие национального языка на народной основе при одновременном массовом заимствовании лексики из английского и других западных языков.
Кыргызский язык имеет глубокие и богатые народно-поэтические традиции, его история связана с местной древнетюркской и древнекыргызской руникой и письменными памятниками восточнотюркского варианта тюрки. С победой енисейских кыргызов над Уйгурским каганатом в 840 году связывают начало становления колоссального по объему кыргызского эпоса «Манас», для полного исполнения которого потребовалось бы 6 месяцев. Имя главного героя эпоса ассоциируется с мавзолеем
Манаса (14 век) на реке Талас. Кроме него, на кыргызском языке созданы дастаны — народные поэмы «Кедейхан», «Курманбек», «Ер Тоштюк», «Джаныш-Баиш», «Ер Табылды», «Сарынджы и Бокой», «Олджобай и Кишимджан» и др.
Письменная литературная традиция опирается на творчество акынов Калигула и Арыстанбека (19 век), Токтогула Сатылганова (1864-1933), Баимбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860-1942) и их последователей.
Основы кыргызского языкознания заложили выдающиеся тюркологи Игорь Батманов (1906–1969) и Константин Юдахин (1890–1975).
Праздник Седе приходится на 23 сентября, когда Солнце располагается в 1 градусе Весов.
Прошло лето, все, что должно, дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей.
Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала — в этот праздник едят семечки.
Зажигают 8 огней.
Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура — Мазде и Митре — покровителю законности и порядка.