Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского.
В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.
Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и зажинки.
Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля».
На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу,
а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.
Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.
В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.
Сегодня День Бельгии (National Day) — главный праздник страны. Он проводится в честь знаменательной даты — 21 июля 1831 года, когда в результате выборов на королевский престол взошел Леопольд I (Leopold of Saxe-Coburg). Новый король Леопольд I принес присягу бельгийскому парламенту на верность конституции.
В ноябре 1830 года состоялись выборы в Национальный конгресс. Результатом работы конгресса стали принятие Декларации о независимости Бельгии и Конституции страны. В феврале 1831 года Бельгия была объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом.
Вопрос о том, кто будет королем Бельгии, стал предметом широкого международного обсуждения и дипломатических баталий (в Лондоне даже была созвана конференция послов). Национальный конгресс избрал королем сына французского короля Луи Филиппа. Последовавшие за этим решением громкие протесты англичан привели к тому, что королем стал Леопольд I, родственник правившей тогда английской королевы Виктории.
Праздничные мероприятия в этот день включают военный парад (Гран-пляс), проводимый в Брюсселе, а в Генте — крупный уличный фестиваль танцев и музыки.
Один из «великих пророков» и священников Иезекииль (Рrophet Ezekiel, 622–571 до н.э.) родился в Иудее, он известен как автор одной из книг Ветхого Завета — Книги пророка Иезекииля.
21 июля Католическая церковь отмечает День памяти ветхозаветного пророка Иезекииля. В 597 году до н.э. он попал вместе с переселенцами из своего народа в Вавилон. Там он открыл в себе дар пророчества, благодаря своим видениям (Божественное колесо, видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни; нового Иерусалимского храма
и другие).
«... так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.
И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом...» (Иез 37, 15-28).
Католики почитают пророка Иезекииля и считают, что «Любой желающий единства согласно Завету, должен оставить идолов и быть очищенным Богом».
В документе, опубликованном Папским Советом по содействию единству христиан, говорится: «Мы, христиане, посланные ко всем народам, надеемся и молимся о полном общении во Христе. Поэтому Книга Иезекииля призывает нас поразмышлять — в свете Христа — над призывом пророка к единству Народа Божия».