Первый в рунете музыкальный онлайн колледж Золотая библиотека последовательностей
Как и обещал в предыдущей статье делаю подробнейший обзор на самые популярные аккордовые последовательности.Эти последовательности обязан знать каждый музыкант независимо от того в каком стиле он играет.Каждая из этих последовательностей встречается в сотнях различных песен и после их освоения, Вы сможете идентифицировать эти последования в любой песне.
Итак начнем.
1. Последовательность 50 или doo-wop Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора.Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни.
Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла.Первая песня которая приходит на ум это несомненно Pretty Women. Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте. Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях.Кроме различных повторений очень часто меняют местами аккорд
IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I- IV- VI -V.Такого рода последование нарушает логику движения функции и звучит более диатонично.Классический пример использования такого оборота песня More Than a Feeling группы Boston. Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I - VI - II - V Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises
2.Андалузская каденция Очень популярная последовательность используемая для создания испанского звучания.В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда на ступенях которого эта последовательность построена.В рамках тонального мышления данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D - S. Поскольку в основе фламенко лежит модальность,то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности ( либо мажор либо минор).В зависимости от мелодикигармония может тяготеть как последнему трезвучию,так и к первому минорному аккорду.Хотя есть случаи применения это последовательности в мажоре,все же это минорная последовательность. Основные вариации которые встречаются это замена
на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда.Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд,а также добавить надстройки к основным аккордам. Примеры использования: Hit the road Jack Ray Jarles God Bless the Children of the Beast Motley Crue Innuendo Queen Stray Cat Strut Stray
Cat Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов: Don't Speak No Doubt Big in Japan Alphavill
3.Backdoor каденция Так в джазовой гармонии н
азывается оборот IV - bVII,как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I. Таким образом backdoor - это оборот II-V,только от IV. За счет появления аккорда bVII данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения,так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того весь оборот можно трактовать как дорийский). Известные песни Beatles
In My Life и If I Fell. Чаще всего используется как оборот,а не как основа для целой песни.
4.Bird Progression или последовательность Чарли Паркера Это последовательность выкристализовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением в него секвенци оборота II-V Один из вариантов | I | viiø / III7 | vi / II7 | v / I7 | | IV7 | iv / ♭VII7 | iii / VI7 | ♭iii / ♭VI7 | | ii | V | I / VI7 | ii / V || Или по Bb BbMaj7 | Amin7♭5 / D7 | Gmin7 / C7
| Fmin7 / Bb7 | | Eb7 | Ebmin7 / Ab7 | Dmin7 / G7 | C#min7 / F#7 | | Cmin7 | F7 | BbMaj7 / G7 | Cmin7 / F7 || Как видите от блюза сохранилось 12 тактовость и доминанта в 9-10 тактах Применение: любой блюз Чарли Паркера
5.Квадрат или круг( в Америке) аккордов Движение аккордов по квинтовому кругу( последовательность квинт) Простейший приемер VI - II - V - I Если выписать нотами в нисходящем движении,то получим Полный круг в рамках диатоники I-IV-VII -III-VI-II-V-I Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке( например,у Баха и Вивальди). Вариции касаются изменения качества аккордов( например все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз.
6.Последовательность Колтрейна или Giant Steps Changes Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века. Ей свойственны ка черты джазовой гармонии,так и тональная неопределённость авангарда. В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор,а позже сделаю подробный разбор этой "магической" последовательности. Выглядит она так BM7* D7 | GM7* Bb7 | EbM7* | Am7 D7 | GM7* Bb7 | EbM7* F#7 | BM7* Основная идея этой последовательности перемещение стандартного
звена II-V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз,что Вы и можете наблюдать в приведенном примере. Статья рискует разрастись до огромных размеров,я хотел уместить все в одну ,но вижу что будет как минимум три части,поэтому следите за обновлениями сайта