Первый в рунете музыкальный онлайн колледж Аккорды
Аккорд - это основа любой гармонии,в любом стиле.Как правило изучение аккордов предшествует освоению других элементов гармонии.
Большинство музыкантов оперируют очень ограниченым количеством аккордов, поскольку считают,что аккорды это созвучия расположенные по терциям.Однако любое сочетание звуков количеством больше двух называется аккордом.
Существует несколько способов создания аккордов:
Интревальный - это когда мы знаем интервальную схему аккорда и выстраиваем аккорд по этой схеме от необходимой ноты.Например формула увеличеного трезвучия большая терция + большая терция и если построить его от ноты D, то получим DF#A#.
Такой способ построения аккордов очень хорош на начальном этапе обучения поскольку позволяет строить аккорды не задумаваясь о их функциональной принадлежности.
Однако в таком подходе больше минусов чем плюсов,поскольку знание аккордов должно иметь практическое применение и в первую очередь необходимо понимать функциональную нагрузку аккорда.
Поэтому в тональной музыке для выстраивания аккордов лучше использовать другую систему построения аккордов,а именно ступеневую.
Известно,что в тональности каждая ступень имеет цифровое выражение 12345678 и т.д.Для гаммы таких ступеней будет 7,а для аккордов 13 поскольку необходимость выстраивать большие аккорды требует однозначности в определении ступеней.(тем более это не представляет проблемы,если Вы знакомы с составными интервалами).
К примеру нота D в до-мажоре это 2 ступень гаммы, однако в аккорде она может быть как 2 ступенью(add2), так и 9(например в нонаккорде).
Ступеневое построение аккордов очень легкий способ понимания гармонии.Вы просто берете какую-либо ступень гаммы или лада и шага через ступень от нее стоите аккорд это ступени.
Например аккорд 7 ступени BDF(7-2-4 ступени).
Таким образом можно построить аккорды любого лада.Восприятие аккорда в контексте тональности помогает выстраиванию аккордовой последовательности и нахождению верных вариантов гармонизации.
Однако в современной музыке используются не только терцовые аккорды.Существует огромное количество аккордов которые можно использовать в самых различных стилях музыки.
Например кварт аккорды.
Это аккорды построеные по квартам либо через две ступени тональности.Такие аккорды очень интересно звучат поскольку у них отсутствует функциональная определенность.Также такие аакорды можно строить используя тритон.
Группа аккордов которые состоят из одинаковых интервалов именуется МОНОАККОРДАМИ.
Могут быть секундовые,септимовые,секстовые и т.д аккорды
Также они называются одноинтервальными.
Также существуют полиинтервальные аккорды - это аккорды которые смешивают в себе самые различные структуры - например кварта+септима+секунда и т.п
Рассмотренные нами выше аккорды используют интервал как основную строительную единицу.Существуют также аккорды для постороения которых используется не интервал,а аккорд.Такие аккорды называются полиаккордом.
В таком аккорде могут сочетаться сразу две тональности.Существует огромное количество полиаккордов.Но самые простые комбинации похожы на строение основных трезвучий:мажорное трезвучие + минорное,минорное + мажорное,минорное+минорное,мажорное+мажорное.
Также существуют:
Однородные полиаккорды(включают как терцовые так и нетерцовые аккорды).Могут быть в 2 или 3 "этажа" .Также интервал разделяющий аккорды может быть различным от секунды до септимы и даже больше.
Неоднородные полиаккорды очень большая группа аккордов сочетающая в себе всевозможные типы аккордов,как терцовых,так и нетрецовых.
Каждый из таких аккордов имеет свое уникальное звучание и может быть даже использован для построения целого произведения.
В XX появилось огромное количество подходов к формированию гармонических единиц(или аккордов).для эксперементирования с ними дам еще одну небольшую рекомендацию:
1.Терцовые аккорды нужно использовать как можно реже
2.Обращения аккордов утратили свое значение
3.Аккорд это ЛЮБОЕ сочетание звуков не менее,чем из трех тонов
Классификация:
1.Терцовые диатонические и недиатонические аккорды.
2.Аккорды квартовые(кварты и тритоны)
3.Аккорды секундовые
4.Аккорды с добавками по принципу к любому аккорду можно добавить:
а)любую ноту
б)любой интервал
в)любой аккорд
5.Аккорды искуственных ладов(ступеневые и интервальные)
6.Кластеры
Как видите в современной музыке Вы не ограничены терцовой структурой аккорда,а можете использовать самые разные интервалы и лады для их построения.Вы даже можете создать собственный аккордовый стиль,который будет свойственен только Вам.