Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Первый в рунете музыкальный онлайн колледж Фригийский лад


Наконец, добрался до серии статей про гаммы и лады.В этой статье рассмотрим фригийский ладили по другому фригийский минор.Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения,поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция.В сравнении с натуральным миноронм во фригийском понижена 2 ступень. Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды: Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад. В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот,который не имеет ничего общего с фригийским ладом,а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда натурального минора,который является фригийским тетрахордом: Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т Интересен тот факт,что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы( во времена Баха) фригийский лад единственный пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования.Позже однако и его вытеснила тональная система. Фригийскому ладу свойственно суровое,мрачное звучание.За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки.По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке. Классиками в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80 и до конца 90 практически в каждой песне можно встретить этот лад. Вообще фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow: В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные интервалы лада,но и некоторые редко используемые.Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционом мастерстве Hetfield. Итак характерные интервалы фригийского лада:
  • Малая секунда на первой ступени - используется во множестве мелодий,очень часто в музыке фламенко.
Используется также для опевания устоя( характерная черта натуральных ладов - сопоставление с постоянным возвращением к основному тону,иначе лад теряет определенность)
  • Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2(первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
  • Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.
Еще один пример использования фригийского лада.Песня Take No Prisoners группы Megadeth Обратите внимание на используемые интонации.

Гармония фригийского лада

Основными отличительными аккордами лада будут те в которых есть 2 ступень.Это трезвучия II,V и VII ступени.Обратите внимание на то,что трезвучие V ступени уменьшенное,что можно использовать в композиции для создания необходимой окраски. Чаще всего используются соединения II-VII и II - I поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада. Использование. В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания минорных аккордов при секундовом движении гармонии(либо при наличии явно выраженного фригийского звучания). Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание. Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада.Например, лад от E содержит в себе пентатонику D Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание. Фригийский лад также распространен в русской музыке( Мусоргский). Послушать увертюру к рок-опере Jesus Chris Super Star Metallica 88 Песня Варлаама из оперы Борис Годунов

В избранное