Первый в рунете музыкальный онлайн колледж Последовательности аккордов
Записываю курс по введению в современную композицию(или по другому songwriting) и столкнулся с интересным явлением.В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей.Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии,что не всегда удобно,да и не всегда нужно.
Аккордовые последовательности - это универсальный инструмент для композитора,поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях.
И хотя знание гармонии несомненно необходимо,все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак,попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.
Аккордовая последовательность - серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру,либо центральному аккорду( в тональной гармонии),либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка являющаяся основой для построения пьесы.Таким образом последовательность может быть 2,4,8 тактовая и т.д.Последовательности очень тесно связаны с ритмом и формой.
Однако отличительной чертой последовательности должна быть повторяемость и определённого рода простота.Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.
Это главное отличие эстрадной музыки от академической.Она базируется на повторяемости аккордов,в противовес непрерывности гармонического движения в классике.
По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке,где простота исполнения была очень важна.
Однако по настоящему элементом стиля последовательность стала в джазе.При чем рэгтайм был основан больше на принципах классической гармонии,но стремился к простоте более поздних стилей.
По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.
Немного о типах движения аккордов.
Существуют три типа движения гармонии:
1.Кварто-квинтовое
2.Диатоническое
3.Хроматическое
На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии.
Поскольку основой для построения аккордов является гамма,то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступене,которая является его тоникой.Таким образом,любая последовательность может быть сыграна в любой тональности.
Нужно учитывать несколько правил для чтения аккордовых последовательностей.
При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.Например,цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7.Если же необхожимо взять септаккорд,то указывается смена класса( 7 или x),например III7.
Множно выделить два вида аккордовых последовательностей:
1.Функциональные
Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора,другой для минора
Таким образом, любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.
К таким последовательностям относятся:
I-IV-V-I
II-V-I
I-VI-IV-V
и другие.
2.Нефункциональные последовательности
К ним относятся и модальные,и тонально секвенционные последовательности.
Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженого разрешения доминанты или субдоминанты в тонику,в них отстутствуют тональные тяготения.Следовательно нефункциональные последовательности имеют,как минимум два варианта тональности.
Например, последовательность аккордов Am7- Hm7
Очень распространненая последовательность.Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Но также ее можно представить,как последовательность II-III по G мажору.
Очень часто нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.
Пример последовательности в миксолидийском G мажоре либо эолийский C:
G - Dm -Em -F
Очень часто аккордовые последовательности деляться на группы по количеству аккордов.
Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D.
Существует немало известых мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов.
Естетственно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов( о них в следующей статье).
Использование
Аккордовые последовательности основа многих стилей.Таких,как джаз,блюз,хэви-металл.Эти стили основаны более всего на аккордах.Известно много пьес, которые были основаны на заимствовании аккордовой последовательности.
Другим большим плюсом последовательностей является то,что их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя.Это, пожалуй, единственная часть музыки ,не облагающаяся авторским правом( иначе все были бы должны денег Баху :))
Многим гораздо легче наиграть,напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее.Многие известные songwriters сочиняют песни именно так.Это один из трех способов композиции.
Хотите верьте,хотите нет,но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежать всего две три последовательности.В такой музыке как правило гармония не имеет существенного значения.
Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания,минор на мажор и т.д.,к любому аккорду можно добавлять надстройки,аккорды модно менять местами и заменять по правилу функции.Предлагаю проделать такие пермутации
с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.
В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.
Не забывайте подписываться на обновления и жать на кнопочки внизу:)