Одному читателю не понравилось вскрытие Билана. Видимо,
пахло чересчур гнусно. :) И читатель предложил свою песню. И теперь я понял! В
следующий раз, когда захочу, 1чтобы мне прислали песни для разбора, я начну
разбирать Глюкозу или Руки вверх. А на фразе «И целуй меня везде» остановлюсь
особенно подробно :)
Итак, песня.
Воробей молодой,
сказочно доверчивый,
вьюгою заверченый,
сел погреться на ладонь.
Завладеть малышём,
стиснуть пальцы клеткою,
вырвется калекою
с исковерканной душёй.
пр.
ну что,дружёк,сломили неудачи,
а может любопытства через край?
мне всё-равно,но так,или иначе-
не улетай,не улетай.
И стою недыша,
А из пальцев стынущих,
как из хворостиночек,
вью гнездо для малыша.
Пусть лютует метель,
В комнате за шторами
не страшны и штормы нам-
испугался-улетел.
пр.
Один живёт мечтой о сытом рае,
другой всю жизнь по зёрнышку клюёт,
мы сами свои судьбы выбираем-
кому уют,кому-полёт.
Прежде, чем возьмусь за скальпель, дам общий эпикриз. Или
как это у них называется. А общий эпикриз – решительное ДА! У песни есть
главное - идея, стержень, на котором намотаны детали. Лично мне сама идея
неблизка, но она объективно есть, и я ничего не могу с этим поделать. :) И раз
она есть, то кому-то она будет близка.
Идея в аналогии «неопытный человек – молодой воробей».
Сестра, скальпель!
Бросились в глаза небанальные рифмы в куплетах. Причём,
обратите внимание на следующий момент. Можно искать небанальные рифмы к
банальным словам (например, берёте любое слово и рифмуете его на имя
собственное. У Маяковского это был излюбленный приём, с годами отточенный и
ставший элементом стиля), а можно изначально выбирать небанальные редкие слова,
и тогда какую рифму не возьми – обе будут звучать свежо. В куплетах данной
песни я наблюдаю второй вариант.
О новизне я уже немного говорил, и ещё буду говорить позже.
В масштабах рифмовки новизну я предлагаю именно такого рода: либо небанальные
рифмы к банальным словам, либо банальные рифмы к небанальным. Банальные к
банальным – так пишут все серые графоманы, так что нет смысла пополнять их и
без того плотные ряды. А небанальные к небанальным – это что-то вроде идеала,
который нужно постоянно держать в голове.
Далее явно заметен «детский» стиль текста: сказочно доверчивый, малышём, дружёк, хворостиночек,
малыша, зёрнышку. (Кстати, 2 раза употреблено слово «малыш» без
необходимости). Стиль сохранён на протяжении всей песни, так что у меня лично
создаётся ощущение, что песня написана для конкретного ребёнка (помните выпуск
про адресата? Когда адресат конкретный – песня наиболее цельная, образ адресата
сам «диктует» автору что и в каком стиле писать) или детей вообще.
По этим «детским» словам я лично определил, что песня не для
меня.
При этом сама идея (аналогия) и выраженная в конце мысль
(каждый сам выбирает свой путь) – этак на две октавы выше стиля текста. Я это
воспринимаю как несоответствие. Второе несоответствие в припеве. «Сломили
неудачи» - при этих словах я представляю сорокалетнего усатого мужика с
намечающейся лысиной, от которого ушла жена. Вчувствуйтесь в слово «сломили» -
оно пафосное, оно подразумевает, что эти самые неудачи сначала много лет «просто
ломали», а потом уже только «сломили». Это никак не вяжется с детским стилем.
Для цельности нужно одно из двух. Либо ребёнок, либо лысеющий мужик. Кому же
всё-таки песня?
Как слушатель я это не понял. Мне нужны разъяснения и объяснения,
чтобы понять. Но мы договорились, что пишем песни так, чтобы слушатель всё
понимал сразу и однозначно, чтобы не нужно было к каждой песне прилагать
сопроводительное письмо.
Далее припев. С припевами у большинства беда. Куплетные
рифмы «атрофирован - человек-амфибия» к припеву исчезают и превращаются в «полетел-улетел»
и «кровь-любовь». Кроме этого, деградирует смысл, опускаясь чуть ли не до
партийных лозунгов.
И нашему автору не удалось избежать этой болезни. Куплет: «штормы
– шторы нам», это чуть ли не Маяковский. Припев: «неудачи – иначе», «край –
улетай», это 3-й класс, урок литературы, тема урока «38 самых распространённых
рифм русского языка». Причём судя по бессмысленной (для песни) фразе «но так
или иначе» (обратите внимание, «мне всё равно» уже подразумевает в себе, что автору
всё равно – «так» будет или «иначе». Дублировать мысль синонимичной – незачем) ,
автор просто лепил «какую-нибудь» рифму. Я советую сесть и потратить полчаса,
час, два – на то, чтобы найти 30 рифм к «неудаче». Даже если среди 30 не
окажется ни одной подходящей, как минимум у тебя теперь будут 30 рифм на «ачи»,
и ты спокойно их можешь использовать в другой песне.
Я хочу сказать, что проделанная работа не пропадает даром. На
что бы вы не потратили время, если вы полностью были погружены в работу,
внимательно занимались чем-то – даже если результат был нулевой, чему-то вы всё
равно научились. Вы посеяли в себе семена, причём семена эти такого рода, что
взойдут, даже если их не поливать и вообще забыть о них.
Да и вообще я не имею в виду, что нужно сесть на стул,
засечь будильник и придумывать рифмы 2 часа. Можно утром проснуться, сказать
себе: «Так, сегодня я придумаю 40 рифм к слову «ковёр». Вечером одну из них
выберу для песни». И ходишь весь день, в свободные минуты возвращаешься к ковру,
и что-то придумываешь. Работает подсознание, а ты делаешь что хочешь.
Так вот о «неудачи-иначе». Выше я говорил, что либо мальчик,
либо мужик. Если мы выбираем мальчика, то автоматически нужно убираем «сломили
неудачи» как неуместный оборот, разрушающий цельность. Это всё равно, что одеть
костюм за $5000 и
кроссовки за 500 рублей. Несколько стилей разрывают целое на части (более
подробно см. басню Крылова «Лебедь, рак и щука»).
И раз мы убираем «неудачи», то убираем и «так или иначе». И
вписываем туда что-то новое, более хитро рифмованное и осмысленное.
Насчёт структуры. Первый куплет – это сцена №1 (улица).
Второй куплет наполовину продолжает сцену №1, а на вторую половину начинает
сцену №2 (место действия переносится в комнату). И сцена №3 абстрактная – т.н. «авторский
комментарий», о чём я говорил в выпуске о структуре. Для баланса я бы второй
куплет полностью перенёс с улицы куда угодно (в комнату или ещё куда). Тогда мы
реально получим 3 точки обзора и песня станет объективно объёмной. Но даже в
имеющемся видна структура, согласитесь.
В принципе, написать я могу много по данной песне. Вопрос в
другом – что именно хотел бы узнать автор насчёт своего текста? Давайте на
будущее так договоримся. Если кто-то шлёт свой текст, указывайте конкретные
вопросы или хотя бы направления, в каких мне смотреть. Например «Вот текст.
Какие 5 самых слабых мест, над какими работать?». Или «Всё ли у меня логично, если
нет – то где?» Давайте в таком формате попробуем.
И последнее по этой песне. У Бродского есть стихотворение «Баллада
о короле». Последняя строфа:
Простись, простись,
простимся с ним, простимся, чья вина, что тишь да гладь
нужна одним, другим нужна война, и дробь копыт и жизни
дробь, походные костры. Одним - удар земли о
гроб, другим - кларнет зари.
Сравните с последней строфой песни. Совпадения не случайны,
товарищи. Всё имеет закономерность, причину и следствие. Но обо всём этом мы
поговорим в следующий раз.
Ещё я планирую поговорить о велосипедистах, комментаторах и
архитекторах. Вы удивитесь, насколько близки эти профессии к написанию песен.
Тут мне кто-то прислал на мыло письмо: «привет, не мог бы ты разобраь одну мою песню? я только-тоько начинаю
писать... у других сам нахожу недостатки, а на свои нужно чтоб кто-то указал.
так вот, можешь разобрать мою псню?»
Я не только «мог бы», но и даже «хотел бы», для этого я тут
и нахожусь. Шли текст и поменьше церемоний. Все свои. :)