Я уже касался этой темы вскользь, но подумал и понял, что
нужно прощупать эту тему до синяков. Снова обратимся к аналогии.
Итак, адресат. Я много переписываюсь по e-mail-у с друзьями. И с тех пор, как я занялся музыкой, я заметил,
что у письма и песни есть несколько общих моментов, из которых нас интересует
адресность.
Вы живёте, ходите, общаетесь с людьми, и вдруг что-то
происходит, и вы решаете написать письмо определённому человеку. «Что-то
происходит» - может, вы поняли что-то важное, что интересно этому человеку, или
что-то произошло в материальном мире, что касается человека и о чём он должен
знать.
Вы заходите в почтовый ящик, пишете ему письмо, нажимаете
«Отправить» и с чувством удовлетворения продолжаете жить, ожидая ответ.
Это – как надо. В идеале песню вы будете писать так же. А
теперь давайте погрузимся в «как не надо»! :)
Он жил нормальной жизнью, ходил, общался. Ничего не
происходило. И вечером он решил «а напишу-ка я письмо!». Зашёл в почтовый ящик,
нажал «Новое письмо», и, потирая руки, сел писать. :)
Полчаса он придумывал тему письма, но, не придумав ничего
сверхъестественного, остановился на варианте «Моё пламенное письмо».
Ещё полчаса он думал, с какого слова начать. Слово «Привет!»
казалось ему слишком банальным, а «здравствуйте!» было чересчур серьёзным и
никак не соответствовало «пламенному». Но оригинальность взяла своё, и первое
слово стало «Hello!».
«Хорошее начало!» - подумал наш герой и потянулся – за час
сидения за компом туловище порядком затекло. Следующий час он писал текст
письма. В результате получилось примерно следующее:
«Моё пламенное письмо
Hello!
Я сижу и пишу это письмо. В комнате больше никого нет.
Только я и Яндекс. Я ощущаю себя пустым, как новый почтовый ящик. В целом я
жизнью недоволен. Мне кажется, что я воспринимаю мир цинично и вижу в нём
только худшие стороны.
Я начинаю второй абзац письма. Это интересно. За окном
кричит сигнализация. А я чувствую себя пустым, как новый почтовый ящик. Это
сравнение я придумал, потому что пишу письмо.
Я недоволен жизнью ни в целом, ни по частям. У меня есть
только новый почтовый ящик и это письмо.
Good bye!»
Наш герой встал из-за стола с чувством, которое, видимо,
испытывал Бог, когда закончил создавать Мир.
Выпив чаю, он вернулся, удовлетворённо перечитал текст и
нажал «Отправить». Яндекс ответил в духе «Вы не указали адрес получателя», но
наш автор гордо закрыл окошко и лёг спать.
Прошла неделя, но никто ему не ответил. Он начал переживать.
«Почему же, ведь я написал письмо!?» И он пошёл на форум писателей писем и создал
тему, где привёл своё письмо и потребовал публичные комментарии.
Отвечали ему, что письмо в целом очень неплохое, что у
автора есть все шансы стать самым известным письмописателем, и что он должен продолжать!
Как видите, друзья, всё крайне печально. Вы говорите «Какой
аццкий бред!». Так вот я говорю то же самое. Когда слушаю случайные песни на realmusicи
других форумах в разделе «Ваше творчество».
Не все, конечно, такие. Есть песни «не для меня», - но про
такие я сразу говорю «Я ни черта не понял, но понял, что песня для других людей.
Им она будет понятна». Давайте не будем вместе с младенцем выбрасывать корыто. А
есть песни ни для кого. Вот о них и речь.
Прохаванные ребята в таких случаях говорят о целевой
аудитории и употребляют слово «маркетинг». Это то же, о чём говорю и я. Только
даже несмотря на мой цинизм, у меня опускаются чакры, когда я слышу «целевая
аудитория» и «маркетинговые исследования» применительно к музыке.
Итак. Песня – общение, а общение учитывает личность
собеседника. Когда в следующий раз будете писать, подумайте, кому и зачем вы
это пишете и как в тексте вы учитываете личность слушателя.
Несколько песен я сделал прямо из писем. Сначала написал
текст, но потом вместо «Отправить» выделил, скопировал, зарифмовал, спел и –
нате. Почитайте свои старые письма – можете найти свой будущий хит. :)
Кто-то из великих сказал: «Лучшие песни были написаны для
одного человека». Есть над чем задуматься.
Если вы пишете песню «для людей», обычно это значит, что слушать
её будут только ваши друзья и 500 человек с вашего сайта. Как говорят
маркетологи, «товар для всех не нужен никому».
Я говорю, конечно, о
тексте. Так как исполнения всё
вышенаписанное не касается. Да и вся рассылка к исполнению отношения не имеет –
для исполнения нужно только ходить на вокал, слушать лучших и, подражая им,
совершенствоваться, постепенно идя к своему стилю, а не рассылки читать.
Что интересно, когда вы понимаете, кому пишете и держите в
голове образ этого человека и ваших с ним отношений, - что бы вы ни придумали –
оно будет совершенно логично и понятно. Маразмы типа «любезный синус» или «светофорная
дружба» вообще не придут вам в голову. Надеюсь.
Да, вы правы, эту песню многие не поймут. Потому что будут
образы и детали, известные только вам и адресату. Зато те, кто поймёт, испытают
аццкое сопереживание. Помните график функции 1/х? Так вот вертикальная ось –
это сила эмоций слушателя, а горизональная – количество человек, для которых
пишется песня. Чем больше людей вы хотите зацепить – тем слабее будет ваш крючок.
А если пишете для одного – этому одному просто крышу на фиг вырвет с корнем. :)
Давайте чуть увеличим масштаб. Пишем не для одного, а для
ваших 500 фанатов. В песне достаточно упомянуть что-то про «Пятьсот фанатов» и
все 500 фанатов почувствуют себя соучастниками и начнут прятать улики. А наутро
вы придёте, и фанатов окажется уже 1000. Можно, конечно, теперь написать про
1000 фанатов, но может не прокатить. Скажут, «аффтар, повторяешься!».
Далее увеличиваем. У вас 5000 фанатов, из которых 3000 из
вашего города. Пишете песню про ваш город с упоминанием площади Ленина,
памятника Дзержинскому или что там у вас в городе охренительно знаменитое. И
3000 людей проникаются к вам глубокой сыновней любовью, или как там. Почему? Ну
потому что вы про них поёте и про себя. Вы все – вместе. Вы с ними общаетесь,
говорите на одну общую для вас тему!
Подход ясен. Может, у кого-то есть вопросы лично ко мне.
Напишите письмо. В качестве упражнения :)