Итак, вдохновение. Что это такое, какая от него польза и как
его вызвать?
ВДОХНОВЕНИЕ –
творческий подъём, прилив творческих сил (словарь Ожегова).
Состояние повышенной продуктивности. Когда за то же время
делаешь больше, лучше, легче, чем без вдохновения. Т.е. вдохновение нам полезно
тем, что ускоряет процесс и повышает качество. Второй момент – обычно во
вдохновлённом состоянии человек получает кайф от процесса. Говорю не только о
написании песен, а вообще о жизни. Состояние влюблённости – разновидность
вдохновения.
Кто-то находит вдохновение в наркоте или алкоголе. Я против
искусственной стимуляции нервной системы, поэтому эти варианты не рассматриваю.
Кроме искусственной есть и естественная – например, та же влюблённость,
вызывающая возбуждение мозга и выделение эндорфинов, естественного наркотика.
Так, спокойно! Не расходимся, граждане. Я слышал, как при
словах «искусственная стимуляция нервной системы» на последнем ряду кто-то
зевнул так, что чуть не сломал челюсть. Внимательнее! :)
По-хорошему, во вдохновлённом состоянии можно жить
более-менее постоянно, - для этого нужно заниматься Своим делом, жить со Своим
любимым человеком, общаться со Своими людьми и так далее. Но этими вопросами я
в рассылке не занимаюсь, так что просто давайте иметь в виду идеальный конечный
результат: постоянное вдохновение. Идёшь по улице, сидишь за компом, засыпаешь
в постели или сидишь на толчке – ты всегда готов взять бумагу и ручку и
написать свою лучшую песню. Если не готов, значит, тратишь энергию на какую-то
ерунду.
Это что касается «Что есть вдохновение и что оно даёт».
Теперь подумаем, как его вызвать.
Заметил у себя, что когда пишу песню без вдохновения – то я
словно смотрю в трубу. А когда вдохновение приходит – то я смотрю глазами, без
трубы. Ну или можно считать, что диаметр трубы становится огромным. И вместо
маленького кружочка я теперь вижу всю картину целиком. Например, вдохновение
расширяет активный словарный запас. Вдохновлённый, я нахожу совершенно дикие и
оригинальные рифмы, сравнения и образы. Оно расширяет «чувство мелодии». Придумываю
лихие мелодии с октавными прыжками, тогда как без вдохновения для придумывания
того же мне нужно в 10 раз больше времени, да и то выходит что-то серое, и я
это скорее удаляю.
Хорошо, что в мозгу всё связано в оба конца. :) Если
вдохновение даёт расширение кругозора, то расширение кругозора даст
вдохновение? Эту гипотезу я проверял, но проверять оказалось нечего – она
работает безотказно, как песочные часы. Итак, что же делать и как это работает.
Алгоритм вызова вдохновения! :) Для романтичности можете
заменить «алгоритм» на «заклинание».
Определи,
что ты хочешь придумать (Рифму? Идею всей песни? Мелодию припева? Рифф в
куплет?).
Найди
произведения, где есть аналогичные элементы, которые тебя колбасят.
Отдайся
им. :) Слушай (читай, наигрывай) их некоторое время (5-30 минут, грубо
говоря). Они должны войти тебе в мозг, ты почувствуешь их такими родными,
словно сам их придумал.
Начинай
мысленно импровизировать вокруг этих элементов.
Ты
должен почувствовать, что сознание расширилось, что ты стал слышать
больше, чем звучит в песне. Ты чувствуешь, что «мог бы лучше», и ясно
понимаешь, как именно это сделать.
Это начало. Это – ниточка, за которую теперь нужно тянуть,
чтобы распутать весь клубок вдохновения.
Постепенно, как в теории условных рефлексов, алгоритм
провалится в подсознание и вдохновение ты будешь вызывать просто начав
импровизировать, без прелюдии и трамплинов. Но для начала, пока алгоритм не
вошёл в мозг, нужно использовать костыли в виде «примерных песен» из пункта 2.
Эти песни тебя настраивают на рабочую волну.
Магия, впрочем, действительно, присутствует. Вдохновение –
это причина. А расширение словарного запаса, обострение образного мышления и
прочее – это следствия. А согласно алгоритму, мы хватаем рукой следствие,
трясём его, словно хотим разбудить, - и вуаля! – просыпается вдохновение.
Как ещё вызвать вдохновение. Основной момент в том, чтобы
запоминать ситуации, когда приходит вдохновение. «Приходит само, без причины» -
это ответ человека с интеллектом обезьяны, друзья. Причину имеет всё. Для
начала я предлагаю вам это признать. С толку может сбить огромное количество
совершенно непохожих ситуаций, в которых приходит вдохновение. Но это не
значит, что причин нет. И даже не значит, что они все разные.
В глубине души я верю, что причина вдохновения – одна. Но,
разумеется, не знаю, какая, иначе стал бы я столько тут писать?!
Итак, следующий этап (после признания) – слежка. Как только
вдохновение пришло в очередной раз – стоп! Записывай, что случилось за последний
час, о чём ты думал, что ел-пил, с кем общался и на какие темы, какую музыку
слушал и так далее. Идеальный вариант – вести дневник вдохновения.
Постепенно ты поймёшь, что во всех этих ситуациях есть общие
моменты. Они и есть причина вдохновения. Следующий шаг – сознательно создавать
эти «общие моменты», вдохновляться и бросаться творить! :)
У меня вдохновение прилеплено к общению с людьми «моего»
уровня. Буквально, скажу ему – «Приветствую, любезнейший» - и просто начинаю
представлять, что он может мне ответить на такое приветствие – и уже становится
интересно. Мозг разогревается, активируется, как WindowsXP, и начинает работать во
вдохновлённом режиме. :)
Ещё меня периодически вдохновляет чай. Мой наркотик.) Ну и
так далее. Эти моменты слишком индивидуальны, поэтому общаться на эти темы не
получится, это будет монолог, а не диалог.
Вдохновение – явление чисто психическое, с физиологией не
связано. Убедиться в этом просто. Сколько времени без сна, еды, пищи и воздуха
:) вы можете заниматься любимым делом? Сколько-сколько?! Трое суток подряд?!
Вот и я о том же. :)
Так что если вы слышите от кого-то «Я устал, у меня болят
такие-то органы, а ещё в комнате душно и жарко, и я голоден» - человек явно
ищет причину не в том месте.
Расслабление – ключ к мастерству в чём угодно. Импровизация
как раз расслабляет, а в расслабленном состоянии вдохновение придёт гораздо
быстрее, чем когда сидишь напряжённо и заклинаешь его явиться.
О вдохновении в инете пишут разное, большинство –
эзотерическая возвышенно-бесполезная муть, но встретил и практический совет.
1. Ритуал. Чтобы
«приманить вдохновение», писатель Джозеф Конрад обычно принимал горячую ванну,
Людвиг ван Бетховен (говорят) обливался холодной водой, а композитор Брамс
начищал ботинки…
2. Заведите себе воображаемую
Музу (или Героя). Это может быть кто угодно, выдумать можно что хотите. И перед
любой творческой работой дайте себе клятву, что Вы делаете это не для себя, а
для Неё (для Него)! Будто бы Она (Он) Вас об этом очень попросила (попросил).
В качестве ритуала я отчасти рассматриваю импровизацию. Ты
начинаешь импровизацией, а заканчиваешь готовой песней. Хотя если кто-то
вдохновляется начисткой ботинок – кто я такой, чтобы запрещать такие
прогрессивные методы? Причём, я не шучу. Если метод работает – это главное. И
плевать, кто там что говорит и что считает.
Насчёт второго пункта – я бы связал это с выпуском «Кому
писать». Если ты пишешь конкретному человеку (пусть даже вымышленному, лишь бы
ты чётко представлял его, что он любит, зачем ему твоё творчество и чем он тебе
интересен) – то Муза эта на фиг не нужна. А если ты пока не знаешь, кому пишешь
– пиши Музе. Какая она? На хрена ей твои песни? Как она на них реагирует? У неё
черты знакомых людей, она собирательный образ? Ты исполняешь ей песни лично со сцены
театра или представляешь, что она сидит одна в комнате и слушает тебя в
наушниках? Или может, это он? «Нет, я не гей, они всё врут!» :)
Вдохновение – состояние возбуждения, т.е. ненормальное
психическое состояние (нормальное – это когда возбуждения нет). А раз
ненормальное, то во время сочинения «под вдохновением» автор может пропустить
ляпы. Поэтому написанное произведение нужно оценить как минимум разок в
спокойном состоянии.
И вот именно тут начинается самое интересное. Вернувшись к
песне в спокойном состоянии, ты вдруг замечаешь, что не такая уж она и
гениальная, а рифма «кровь-любовь» уже не выглядит такой оригинальной, как
вчера во время написания. И сравнение «твои глаза, как два нуля» тоже
становится сомнительным. И ты хладнокровно заменяешь все эти явные ляпы на
более удачные варианты. Правишь строчку за строчкой, меняешь длину строк, слова
припева, выкидываешь лажу и вставляешь более свежие образы. И в конце
понимаешь, что песню можно написать … без вдохновения вообще???
Ты вскакиваешь, бегаешь по комнате, и садишься «писать
песню» (в духе «Щас я напишу письмо», ага, разбежался! :). В результате либо не
получается ничего, либо адская хрень. Значит, без вдохновения нельзя?..
Нормальную песню, я считаю, без вдохновения нельзя. Но как я
описал выше – вдохновение не нужно на
всю песню. Оно нужно только для главного. А что у нас в песне главное? :) Есть
несколько «главных». Для электронщины – это атмосфера, для бардов – смысл
текста, для гитарастов – крутость соляка и тембры гитар ну и т.п. Этой фигни
много, но она ограничена. Так вот вдохновение
нужно только для того, чтобы придумать главное. Остальное – дело техники,
это дело можно выполнять полулёжа с бутылкой пива – мозг практически не нужен.
Давайте пример. Итак, пишу я песню, где главное – смысл текста
(жизненные образы, оригинальные рифмы, новизна идеи, новизна темы). Вдохновение
я буду тратить на то, чтобы придумать
А) Общую структуру Б) Логическую цепочку идей для куплетов-припевов В) Рифмы (т.е. просто придумать слова – не составляя полноценные
строки).
При этом мелодию, музыку, укладывание строк в ритм куплета,
рифмовку и прочее – я оставляю на следующие дни. Вдохновение там мне не будет
нужно, как не нужно вдохновение для решения системы двух уравнений. Ты
переставляешь слова туда-сюда, двигаешь их, меняешь на синонимы, сокращаешь или
удлиняешь и в результате паззл собран. Жертв среди гражданского населения нет.
Может показаться, что я себе противоречу в том плане, что в
прошлых выпусках я ратовал за цельное написание песни типа «вдохновился-написал».
Без откладывания на 3 недели и прочего запора. Тут суть в том, что пока мы
учимся (я тоже учусь, иначе я бы уже дал 33 концерта в Олимпийском), мы пишем
по частям. Когда научимся – будем писать сразу целиком.
Ну и следующий принципиальный этап, где вдохновение
необходимо – это запись. То бишь, когда начинается исполнение, которое есть 90%
успеха песни. Понятно, что после 50 дублей все эмоции сотрутся, как информация
с форматированного винта. Поэтому я и стою за скоростную запись. Чем быстрее
запишешь – тем чище и сильнее эмоции. Тем сильнее они зацепят слушателя. Тем
сильнее эффект от прослушивания.
Эмоциональному исполнению простят пару-тройку огрех в песне.
Где-то не выговорил букву, где-то слегка промахнулся с ритмом, - «зато
искренне», как говорят в таких случаях. Но спой без эмоций – и как бы идеально
техничен ты не был, тебя удалят и забудут, причём далеко не каждый скажет, в
чём проблема.