Стиль. Что это такое? Зачем он нам нужен? Как его
найти/развить/создать? Есть ли стиль на Марсе? Давайте разбираться.
Словарь!
СТИЛЬ
в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos —
палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее
творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую
художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.
Мрачное словечко - «морфологических». А речь-то идёт о
форме. О тех формах, в которых работает автор. А так как ни один автор не
работает во всех существующих формах, а имеет излюбленные, - то для каждого
автора число используемых форм ограничено. И все эти излюбленные формы в целом
и образуют стиль.
Например, один любит сравнения, преувеличения и сюжетные
песни. Другой – олицетворения, аллитерации и составные рифмы. Третий ничего не
любит, поэтому каждая песня начинается словами «Я ненавижу …». Четвёртого
пропускаем, пятого тоже. А вот шестой интересен. Он любит пропускать четвёртого
и пятого.
Конечно, у авторов не по 3 приёма, а по 300, но суть ясна. Обычно,
когда стиль есть, он сразу виден – он притягивает тебя, как наркомана, ты
качаешь всё, что связано с этим человеком, чтобы изучить, потребить его стиль
со всех сторон.
Стиль растёт из личности. Нет личности – не будет стиля. Настоящего,
по крайней мере. Фальшивый стиль типа «прилепили-отвалилось» можно сделать хоть
пятилетнему – вопрос недели. Это,
правда, уже называется «имидж». Это когда вчера кандидат в президенты отрывается
в сауне с б***ми, а сегодня фотографируется с ветеранами войны. И подпись к
фотографии: «Кандидат такой-то нашёл время и встретился с героями из народа».
Завтра публикуют его фото с женой и детьми, все очень милые и отфотошопленные.
Послезавтра публикуют его студенческую фотографию, где он молод и красив. Это
имидж, внешнее. Это не стиль.
Итак, здоровый стиль растёт из личности. Личность – это ты,
читатель. :) Можно назвать «Душой» или «человеком», я затрудняюсь с термином,
но понимаю суть: стиль – продолжение человека, как рука или пальцы. И когда я
говорю о стиле, представляйте, что вам предстоит вырастить ещё одну руку. :)
Но чтобы вырастить руку, нам же нужен сам человек, на
котором её выращивать? То же самое со стилем. Нужна личность. Нужен тот, кто
говорит «Я». И при этом после «Я» не повторяет то, что слышал по телеку или
читал в книгах. А говорит то, что понял сам (возможно, послушав телек и почитав
книги).
Если сравнить человека с деревом, то стиль – это цветы. Очевидно,
что до цветов дерево должно дорасти. Тому, как дорасти до цветов, каждый учится
сам. Я только обращаю внимание, что это охренительно полезно как для
творчества, так и для жизни вообще.
В трактовке определения я сказал, что стиль – это
совокупность излюбленных форм. Отсюда можно вывести совет по поиску своего
стиля.
Найди свои
любимые приёмы.
Главное тут – «любимые». Это приёмы, которые тебе либо
нравятся, но ты не умеешь, либо умеешь, но удовольствия не получаешь. Вариант
«умею и нравятся» - тоже включается сюда, но в нём нет проблемы, поэтому нет
смысла на нём останавливаться. А «не умею и не нравится» - это что-то чуждое,
это не твой стиль. Возможно, когда-то ты к этому придёшь, но сейчас нет смысла
смотреть в эту сторону.
Супергероям из фильмов обычно не нравятся их способности.
Они хотят быть обычными серыми жлобами, потеть от страха перед девушкой,
работать в офисе и нищенствовать прочим образом. Это «умею, но не нравится». Ну
или давайте пример из российской жизни :) В школе ты знал одного мальчика,
который математику никогда не учил и даже не брал из библиотеки учебники. Не
делал уроки и каждый урок писал на последней странице матерные стишки. При этом
он знал всю математику, решал всё в уме и побеждал на олимпиадах. То же самое.
Умеет, но не нравится.
И противоположная ситуация. Например, тебе аццки нравится,
как Некто поёт. И дома в ванной ты пытаешься петь так же, но не получается. Или
не поёт, а танцует, рисует, говорит на французском и т.п. «Нравится, но не
умею».
И третье – если и умеешь и нравится.
Все эти ситуации – верхушки айсберга твоего Стиля. И давайте
на песенных примерах.
«Умею, но не нравится». Умеешь придумывать мелодии, или
темы, или идеи, или рифмы, или сравнения, или припевы, или соляки, или что-то
ещё, но удовольствия не получаешь. Ищи в этом направлении. Задай себе вопрос:
«Чего не хватает, чтобы меня начало колбасить от каждого придуманного
фрагмента?»
Поспрашивай нейтральных людей по поводу придуманного.
Друзья, родственники или заинтересованные коллеги-конкуренты тут будут
бесполезны, т.к. будут врать. А тебе нужно чистое восприятие равнодушного
человека. Спроси его, что он чувствует, когда читает/слушает эти фрагменты? Что
бы он сам добавил? Чего не хватает?
Я в 5 лет брал ножницы и вырезал из цветного картона зверей.
Обычная детская забава. Просто играл, убивал время, развлекался. Мне было по
барабану на этих зверей – они были одинаковые и страшные, но мне нравился
процесс. А однажды мама увидела этих зверей и сказала, что это круто, и что я –
охренительный гений. Стала показывать зверей знакомым и знакомые стали выражать
мне респекты. Понятно, какие респекты могут взрослые выражать детям, но я этого
не понимал и им верил.
И теперь каждый новый вырезанный зверь напоминал мне о
признании. И я стал получать божественное удовольствие от вырезания зверей.
Вывод отсюда нам нужен только один: если вы что-то умеете и
вам на это плевать, найдите того, кому не плевать, и питайтесь его восхищением
и его радостью. Она вдохновит и вас, и ваше умение начнёт работать на вас.
«Нравится, но не умею». Самая распространённая ситуация. Я отношусь
так. Навык – как язык. Нет ничего плохого в том, чтобы выучить другой язык.
Например, испанский. Разве можно обвинить меня в плагиате за то, что я учу
испанский язык? :) Точно так же нет смысла обвинять в плагиате Мистера X, который заметил в текстах
Мистера W множество
оригинальных сравнений и научился так же. Это всего лишь приём. Приёмы не
пахнут.
Особенно важно здесь, что обычно максимальной амплитуды
крики зложелателей достигают именно когда Мистер Х только-только научился
приёму, но ещё совершает огрехи. Ему кричат «тебе никогда не превзойти Мистера W, копия всегда бледнее
оригинала, ты – жалкий подражатель, Сальеришко!». Остановился я на этом так
подробно, т.к. этот маразм отпугивает очень
многих творческих людей от самого быстрого способа обучения – от
подражания.
Но почему-то крикуны совершенно не освещают то, что
происходит после! А ведь там самое интересное - результат! А происходит
следующее. Освоив приём, Мистер Х начинает использовать его в своём стиле. Он начинает говорить на
испанском языке, как на своём родном. И он продолжает выражать себя и никого,
кроме себя. Воспользовавшись приёмом как трамплином, Мистер Х разогнался и
прыгнул. И полетел свободно и с пошловатой ухмылкой. Он больше не подражатель.
Он – это он.
Что же конкретно делать, когда ты нашёл своё? Учиться, подражая и копируя! Это какой-то изысканный способ
сравнения? Садись и придумывай свои сравнения. Неделю сиди и придумывай. По
дороге на остановку, перед сном и во время читки зубов, за обедом и перед
ужином и так далее. Это преувеличение с интересным привкусом? Садись и
придумывай такие же. Рифмовка? Придумай такую же рифмовку. Фишка в ритмике?
Возьми её за основу и вокруг неё построй новую.
Сначала у тебя ничего не получится, кроме лажи. Потом
количество возьмёт своё и перейдёт в качество. Потом в один момент ты поймёшь,
что ты – жалкая пародия, Сальери и т.п. :) Всё, обучение закончено, можешь
пойти попить чаю, ты отлично справился! Оставь этот навык на несколько дней,
дай ему утрястись, подсохнуть, раствориться в тебе, - и через недельку он даст
новые ростки. Но уже твои. В твоём
стиле.
Итак. К чему мы пришли. Стиль – продолжение личности. Поэтому
стиль – это единство излюбленных форм
и приёмов. Стиль делает твои произведения узнаваемыми, добавляет им уникальный
тембр.
Где искать стиль? В других произведениях. У других авторов.
В других жанрах и сферах. Т.е. – везде. Бери своё, где бы оно не лежало, и кто
бы тебе не говорил, что раз ты не придумал, то не имеешь право. Имеешь. Кто не
может копировать мастера, сам не станет мастером.
Заметили, как много у меня в тексте тире? Деталь стиля. Вроде,
такая мелочь. А мне – нравится. :) Но тире ещё нужно правильно воспринимать. Я
большинство своих тире воспринимаю как жест рукой. :)
Позаимствовал я это тире из книг Николая Козлова,
российского психолога. Сначала вставлял чуть ли не после каждого слова, но
потом постиг истинный смысл тире и стал использовать его по-своему. Как жест
рукой.
Что касается эстрадников. Константин Меладзе пишет очень
узнаваемые мелодии. Стиль. Взять голоса Валерия Меладзе, Киркорова, Баскова – я
их узнаю с одной ноты. Потому что уникальные тембры. А значит – стиль. Пытался
вспомнить кого-нибудь из женщин, не вспомнил. Только AvrilLavigne, но она немного не из
русской эстрады. А вот Ларису Долину, Жанну Агузарову, Марину Хлебникову я
вообще с трудом различу. И Кобзона с Лещенко – какая между ними разница, если
не смотреть в телевизор? Нет разницы – нет стиля. Плохо, товарищи.
Тембр прятать никуда не надо (за гнусавость, хрипоту,
рядовые зажимы и прочую антивокальную дрянь), надо его вытаскивать и
максимально раскрывать и обогащать, делая узнаваемым.
Ну и последняя мысль. Железно-логичная и обнадёживающая :)
Артист со стилем
лишён конкурентов, так как стиль растёт из личности, а личность уникальна.