Ищем направление энергии, даём весь репертуар, советуем подрастать и тянем песни под гармошку
The Strokes «First Impressions of Earth» 2006, RCA
Третья пластинка нью-йоркской пятерки с модно-небрежными прическами и фамилиями как у гангстеров, вышла в свет как-то чересчур незаметно для группы, некогда нареченной спасителями рок-н-ролла. Профильная западная пресса дружно поспешила откреститься от The Strokes – если их дебютник “Is This It?” было принято единогласно восхвалять, то “First Impressions of Earth” принято столь же единогласно лениво попинывать. Истина, как водится, обитает где-то посередине – “Is This It?” не был спасением рок-н-ролла, и “First Impressions of Earth” не похож на капитальное крушение надежд. Более того, на этом альбоме The Strokes даже перестали полагаться в первую очередь на свою как будто нечаянную крутость модных нью-йоркских парней из тусовки, и взялись за инструменты как следует. Пятерка играет более слаженно, более четко, более изобретательно, чем раньше, и когда им удается совместить эту новообретенную хлесткость игры с достойными песнями, получается здорово. По пунктам – яркий, зубастый сингл “Juicebox”, как будто срисованный с заглавной музыкальной темы к какому-то забытому шпионскому телесериалу 80-х, оголтелый пост-панк “Vision of Division”, бойкая “Heart in a Cage”, неспешная “On the Other Side”, летящая под откос “Ize of the World”. В этих вещах The Strokes звучат именно так, как и положено настоящим спасителям рок-н-ролла. Проблема в остальных песнях – во-первых, их больше, а во-вторых, слушать их все равно, что долго и внимательно смотреть на тротуар. Промашка налицо, но совсем списывать The Strokes со счетов еще рановато – в них еще достаточно энергии, чтобы порадовать нас будущими свершениями. Главное, правильно эту энергию направить.
Royksopp «Royksopp’s Night Out» 2006, Virgin
Живые записи электронных коллективов – как правило, штуки весьма сомнительного свойства. Что могут такого особенного делать электронные музыканты во время живого выступления, помимо четкого воспроизведения своих композиций, запрограммированного в память их синтезаторов? Оказывается, много чего – достаточно взглянуть на этот мини-альбом, записанный дуэтом Royksopp вживую. Конечно, он немного не дотягивает до уровня мега-концертника “Everything, Everything”, выпущенного группой Underworld четыре года назад, однако почетное место в пятерке лучших живых записей электронных коллективов ему обеспечено. На “Royksopp’s Night Out” вежливые норвежцы представляют все варианты концертной работы с песнями. Они исполняют их так же, как на альбомах (отличная версия “What Else Is There?”); исполняют их с неожиданными изменениями (клаб-версия “Poor Leno”, ужесточенный и более динамичный вариант “Sparks”); исполняют их намного лучше, чем на альбомах (совершенно монументальный “Alpha Male”); и даже исполняют чужие песни (весьма занятный электро-кавер на “Go with the Flow” Queens of the Stone Age). Отличный подарок фанатам группы получился.
Звери «Когда мы вместе – никто не круче» 2006, CD Land
Каждый раз, когда я слушаю группу «Звери», меня не покидает ощущение, что они всё время поют одну и ту же песню. При этом они даже не особенно трудятся замаскировать этот факт – просто играют ее то чуть побыстрее, то чуть помедленнее. Любой куплет любой их песни можно пропеть вместе куплета любой другой их песни – вот увидите, сядет, как влитой. Проведем эксперимент – «Два часа на поболтать, поболтать и всё успеть, Я хочу, как в первый раз, и поэтому пока». Не в рифму, конечно, но по размеру сочетается идеально – куплет «Рома, извини» плавно переходит в куплет «Районы, кварталы». Подобный трюк можно провернуть практически со всеми песнями «Зверей» – хотя, с другой стороны, в чем смысл? У группы «Звери» всё прекрасно, они властители дум и грёз львиной доли девчонок страны, и их третий альбом явно ожидает такой же успех, как и два предыдущих. Так что какая разница, поют ли они всё время одну песню или две? Уж не знаю, чем так цепляет народные массы их простенький похотливый рок – может, именно своей простотой и похотливостью. Рано или поздно из такой музыки вырастают, как из школьной формы – чего и хочу пожелать всем любителям «Зверей». Растите уж скорей, дорогие мои.
Ляпис Трубецкой «Мужчины не плачут» 2006, Фирма грамзаписи «Никитин»
Из всех коллективов, избравших для своего творчества надрывно-дворовую пацанскую эстетику, «Ляпис Трубецкой» всегда казались мне наиболее симпатичными. В первую очередь благодаря очень точно выдержанному равновесию между дуракавалянием и искренностью – с одной стороны, их надрыв самый, что ни на есть, настоящий, с другой же, к собственному творчеству они относятся с должной долей иронии. На этом сборнике «песен для кино», как указано на обложке, они как раз предстают в своей дворово-романсовой ипостаси – исполняют протяжные, душещипательные песенки с большим количеством гармошки. Разумеется, во главе угла несчастная любовь – этой тематике посвящены «Нина», «Снежная королева», умилительная «Саяны», и многие другие песни. Бывают, однако, и любопытные отклонения – так, меланхоличный вальсок «Уголёк» посвящен тяжелым будням шахтёров («Угольком сыт по горлышко, от любви к угольку я могу помереть»), а в престранной вариации на тему босса-новы «Аргентина» рассказывается целая история босоногой девочки, пляшущей на площади одного прибрежного городка. Периодически «Ляписов» уносит в залихватское хулиганство – так появляется мультяшное ска под гармошку «Дядя Витя», в котором хулиганы пытаются отобрать у рабочего дяди Вити его зарплату, но получают вместо этого по первое число, или разухабистый ресторанный номер «Лабухи» («Лабухи играют модную попсу, Если ты меня разлюбишь, не перенесу»).
Николай Носков «По пояс в небе» 2006, Мистерия звука
В своё время Николай Носков записал одну по-настоящему гениальную песню – могучую рок-вещь «Я тебя люблю». Это был чуть ли не первый его сольный номер, и по нему не грех было подумать, что сольная карьера Носкова будет долгой и насыщенной – чего, однако, не случилось. Он то пытался заигрывать с современным саундом («Паранойя»), то вдруг ударялся в романтический академизм («Это здорово») – в общем, пытался поймать удачу за хвост, не понимая толком, чего именно ему самому хотелось бы делать. Судя по всему, когда дело дошло до записи «По пояс в небе», Носков таки решил эту проблему и принялся, наплевав на все, нарезать ту музыку, которая ему нравится. А нравится ему нынче исполнять неторопливые, благородные мелодичные песни с солидным привкусом этники в аранжировках. Альбом записан традиционным рок-составом, однако Носков не торопится выдвигать рок-составляющую на первый план – от души похрустеть «мясными» гитарными аккордами гитаристу позволяют только раз, во второй половине открывающей «По пояс в небе». В остальном же звук остается довольно сдержанным – теплым, упругим и сочным. За этническую составляющую отвечают неутомимые перкуссионисты – их многочисленные восточные барабанчики стучат практически в каждой песне. Сам Носков пребывает в отличном голосе – легко берёт и слегка хулиганский реггей «Иду ко дну» с цитатами из Боба Марли, и русский народный рок «Фенечка», и вполне торжественный балладный номер «На меньшее я не согласен». Рассчитывать на то, что этот новый альбом принесёт Носкову широкую популярность, в общем, бессмысленно – однако это ничуть не умаляет его достоинств. Есть какое-то строгое, спокойное удовольствие в музыке взрослого артиста, пришедшего к полному взаимопониманию с собственной музой.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» ∙ пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; ∙ Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74 ∙ Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.