Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (19.06.06-26.06.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #130


НОВОСТИ с 19.06.06 по 25.06.06 (4)

[Дж. Гершвину, отказывая взять его на обучение:] Вы лишь потеряете стихийные свойства своих мелодий и закончите тем, что будете писать, как плохой Равель.
Морис Равель
(1928)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1356] Погребение в кларнете
[1355] Международная летняя музыкальная Академия в Костомукше-2006
[1354] Высоковольтный Gesamtkunstwerk длиною в пять дней
[1353] Шуман via Брамс
[1356] Погребение в кларнете
23.06.2006
Как сообщает AP, прах музыканта Роджера Басдикера, скончавшегося в возрасте 88 лет, захоронен в кларнете - любимом инструмента покойного.

См. также сообщение на сайте "Эхо Москвы".
Алексей Зубов
[1355] Международная летняя музыкальная Академия в Костомукше-2006
21.06.2006
[Рисунок: Panda Vic] Обновление на сайте XVIII Международной летней музыкальной Академии Баренцева региона и XIX Международного фестиваля камерного искусства в Костомукше: Panda Vic публикует программу Академии.
Алексей Зубов
[1354] Высоковольтный Gesamtkunstwerk длиною в пять дней
20.06.2006
Несколько последних дней Санкт-Петербург лихорадило. Около полуночи улицы города заполнялись несколькими тысячами людей, ждавших жаркого июня в течение года. Виновником их ожидания является тот, кто в течение четырех вечеров заставил забитый до отказа зал Мариинского театра вибрировать в такт высоковольтной передаче страсти. Валерий Гергиев давал "Кольцо нибелунга".

Петербургская тетралогия – из числа тех спектаклей, что становятся мифами уже с первого представления. Так и было: с момента премьеры все только и говорили, что о гигантских светящихся слюдяных колоссах да о цветовом буйстве авторства Глеба Фильштинского.

Ставить "Кольцо" – дело нелегкое. И дело даже не столько в циклопических масштабах работы, сколько в удивительной сопротивляемости Вагнеровского материала. Мало кому из режиссеров – даже самых крупных – удавалось справиться с сопроматом тетралогии. В какой-то мере это удалось Патрису Шеро в байройтской "постановке века" (1976), немногим менее – Харри Купферу в Берлинской и Барселонской постановках, немногим более – Петеру Конвичному в "Гибели богов" (Штутгарт, 2002/2003). Авторам концепции петербургского "Кольца" удалось избежать главного: Цыпин и Гергиев отказались от искушения "решать" Вагнера. То решение, которое было принято двумя Валериями, оказалось счастливым и, субьективно, единственно верным. Авторы соединили в поэтическом пространстве спектакля элементы и атрибуты верований различных культур. Культы вуду, мифология древнего Египта и обряды индейцев Майя – вот лишь неполный перечень "кирпичиков", из которых выстраивается целое спектакля Цыпина. Выбор материала предопределил и способы работы с ним, и общую атмосферу ритуального, фатально предопределенного каноном действия. Неоспоримое достоинство решения Цыпина – его смысловая многозначность. Контрапунктируя, мифы и ритуалы резонируют смыслами, сохраняя единую протооснову, влияние которой, минуя разум, метит напрямую в подсознание зрителя.

Цыпину удалось освободить Вагнера от политически-социального душка, издавне тянущегося за "Кольцом": кому в голову придет называть петербургского Зигфрида "светлым героем-социалистом", как сделал дедушка Маркс?

И, пожалуй, самое главное: Мариинское "Кольцо" – не имеющий аналогов в сценической истории тетралогии уникальный опыт синкретизма музыки, слова и действия. Первородный, апеллирующий к бессознательному спектакль Цыпина потрясающе совпал с бессознательной, природной энергетикой дара Гергиева. Наибольшим потрясением стал "Траурный марш на смерть Зигфрида": не отягощенный балансом певцов дирижер-демиург в прямом смысле слова выжигал квинтессенцию Вагнеровского цикла.

Мариинская тетралогия не стала бы тем, чем она является на самом деле без актерских и вокальных работ ведущих солистов труппы. Прежде всего назовем Виктора Черноморцева, чей Альберих – одна из величайших ролей современного отечественного оперного театра. Приятно удивил Алексей Тановицкий, дебютировавший в партии Вотана. Отчаянно грустно от того, что в "Гибели богов" на сцене не появилась обещанная Лариса Гоголевская, чей один только выход поставил бы финальную точку в цикле.

Этим летом Петербургскому "Кольцу" будет внимать публика Баден-Бадена. И, несмотря на то, что многое в спектакле покажется им знакомым (к примеру, фосфорицирующие нити, списанные Цыпиным с Купферовского спектакля), такого Вагнера они не видели. Не стоит ли задуматься наследникам композитора о переносе постановки в Байройт?

Фото: (с)2006, Наталья Разина, Мариинский театр, www.mariinsky.ru.
Дмитрий Ренанский
[1353] Шуман via Брамс
20.06.2006
[Рисунок: Мишель Дальберто] Нынешнее лето в Санкт-Петербургской Филармонии проходит под знаком фестиваля "Музыкальная коллекция", в рамках которого в северной столице состоятся выступления крупнейших звезд европейского музыкального небосклона. Завершится фестиваль 4 июля выступлением Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Юрия Темирканова, а в минувшее воскресенье в Большом зале филармонии заслуженный коллектив выступил под управлением Николая Алексеева.

"Главным блюдом" прошедшего вечера стало, безусловно, выступление французского пианиста Мишеля Дальберто. Однако уже поразила прозвучавшая в открытии концерта увертюра к Веберовскому "Оберону" – удивительно, но Алексееву без труда удалось "оживить" это классическое дежурное блюдо филармонических вечеров. Трудно описать звучание коллектива в тот вечер, сочетавшее и ровность одухотворенного тона деревянных и струнных, и свежесть гармонии раннеромантических оркестровых tutti.

Мишель Дальберто – одна из крупнейших фигур пианистического искусства современности. Репертуар пианиста огромен, однако наиболее ценны интерпретации Дальберто романтического репертуара. Нам неоднократно доводилось присутствовать на сольных выступлениях пианиста – к несчастью, в Европе: остается загадкой, почему этот выдающийся музыкант столь редко гастролирует в России – самые серьезные достижения Дальберто связаны с музыкой Шопена, Шумана и в особенности Шуберта. В центре репертуара музыканта – поздние сонаты Шуберта. Сонаты с-moll, a-moll, B-dur в исполнении Дальберто – безусловно, лучшие интерпретации этих сочинений после С.Т.Рихтера.

В искусстве Дальберто счастливо сходится пианистическое мастерство и неожиданная концептуальная смелость трактовок, освещенные поэтичным благородством. Есть и другая составляющая, столь редкостная в дне сегодняшнем – артистическая воля художника-исполнителя. Именно этот элемент оказался решающим в интерпретации Дальберто Фортепианного концерта a-moll Роберта Шумана, представленной в Петербурге 11 июня с.г.

Любопытно, что годом ранее собственное видение Шумановского концерта представил другой представитель французской пианистической школы – очаровательная Элен Гримо, выступившая июльским вечером в ансамбле с Юрием Темиркановым. Примечательно и то, что взгляды двух исполнителей на шедевр романтической музыки оказались диаметрально протиповоложными. Сквозь Шумана Гримо – утонченно-женственного, страстно-хрупкого – проглядывала Клара. На Шумана Дальберто падала тень Брамса – и оттого концерт a-moll прозвучал воскресным вечером неожиданно строго и сдержанно. Сдержанно – не значит эмоционально аскетично; страстности Дальберто позавидовали многие иные пианисты-романтики. Дальберто мыслит музыку Шумана "крупным штрихом", не размениваясь на сиюминутность аффекта. Волевая патетика крайних частей сменилась во второй, прелестном intermezzo, бережным piano, переходящем в крайнее pianissimo.
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное