Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (12.06.06-18.06.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #129


НОВОСТИ с 12.06.06 по 18.06.06 (4)

Существует определенный временной предел, до которого композитор может продолжать совершенствоваться в создании того или иного танцевального ритма. Этот предел был достигнут Равелем к концу "La Valse" и к началу "Болеро".
Констанц Ламберт
(1934)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1352] Читаем роман последнего русского философа о пианистке-мыслителе
[1351] "Ветер судьбы" - книга Евгения Фёдорова
[1350] Скончался Олег Бошнякович
[1349] Умер Дьёрдь Лигети
[1352] Читаем роман последнего русского философа о пианистке-мыслителе
17.06.2006
[Рисунок: Мария Юдина (1899-1970)] "...Мысль не есть задумчивость. Задумчивость — это какие-нибудь Шопеновские "Ноктюрны". Нет, Радина гораздо больше и значительнее по самому калибру своей игры, чем сексуально-эстетические утонченности Шопеновского романтизма. Мысль не есть и мечтательность. Мечтательна какая-нибудь Лунная соната Бетховена (в своем Adagio), в которой даже наличная там серьезность и элементы трагизма не способны возвыситься до чистой и подлинной мысли. Я вам скажу даже больше. Музыкальная мысль не есть даже просто созерцание. Радина не просто созерцает свои видения, она их мыслит! А созерцание слишком пассивно для Радиной, оно для нее слишком статично.
[...]

— Да... У меня много вопросов... Да... Скажите, пожалуйста, что вас вообще заставляет играть Баха? Почему Баха вы предпочитаете всякому другому композитору?

— В этом исключительно виноват Пупочка... Вы знаете, он так любит Баха, он так любит Баха... Я только для него и играю... Милый мой Пупочка! — сказала она, с неизъяснимой нежностью и любовью посмотревши на сидевшего рядом с нею краснощекого, толстого и тупого барана, моего отъявленного врага в этом доме, и даже стала хлопать его по лысине, по затылку и по спине, приговаривая при всех:

— Милый мой Пупочка! Милый мой лысявочка! Поросеночек ты мой хорошенький!

Я заерзал у себя на стуле и, кажется, заерзали и многие другие.

Куда было деться? Что было предпринять? Да куда это я попал? Что это, публичный дом, что ли, или психиатрическая клиника? Какого черта я затеял эти дурацкие расспросы? Разве теперь можно решиться задавать новые вопросы?
[...]

...Вот она подходит ко мне голая, страшная, жестокая, сладострастная, свирепая, зовя не то на грех, не то к смерти... А я не смел ни поднять глаз, ни убежать, а только дрожал перед белым, блестящим и остро наточенным длинным ножом.

— Ты... — не заговорила, а заскрежетала, заклокотала она, — ты... И она занесла надо мною нож, настолько близко подойдя ко мне, что я уже чувствовал теплоту ее тела.

"Боже мой, да она еще и пьяная!" — подумал я, услыхавши запах какого-то отвратительного и крепкого вина.

— Ты... хотел узнать мои секреты?.. — хрипела эта голая, смрадная, пьяная, вся похоть, женщина. — Ты... хотел, чтобы был один повелитель... Так на же тебе, на-ж тебе, на-ж тебе!

И она три раза рубанула меня по шее.
[...]

— Философия и научила меня ценить музыку. Я слишком много философствовал, чтобы не любить музыку. Я сам влюблен в систему, в логику, в метод, в науку, я сам люблю чистую математическую мысль, люблю силлогизмы, формулы, диалектику, самую отвлеченную, самую трудную, самую головоломную диалектику и логику. Но я знаю, что вся философия пронизана музыкой, что все человеческое мировоззрение и мироощущение есть музыкальные творчества, что в истории философии нельзя понять ни одного факта, не привлекая музыки и математики соответствующей эпохи. Разве можно разобраться в Бахе без Лейбница, в Бетховене без Канта, Фихте и Гегеля, в Вагнере без Шопенгауэра, в Дебюсси и Равеле без Бергсона, в Скрябине — без Фихте и солипсизма, в Прокофьеве — без современного феноменологического морфологизма? Я начинаю понимать философа только тогда, когда знаю, какая музыка ему современна. В каждой сонате, в каждой симфонии, в каждом этюде, прелюде, ноктюрне, в каждой арии, песне, романсе я всегда чувствую склад души и ума, порождающего ту или иную философию. Проиграйте мне всего только несколько тактов, и я вам скажу, какой эпохи эта музыка и какая философия вырастала на таком музыкальном опыте. Понимать музыку только и может философ. Ощущать затаенные, интимные истоки музыкального стиля только и может тот, кто продумал и прочувствовал все основные мироощутительные типы, которыми жило человечество, а это только и может сделать философ.

— Это — что же? Это так философы объясняются в любви? — спросила Радина с доброжелательной улыбкой.

— Да, дорогая, да! — восторженно ответил я. — Это так философы объясняются в любви!.. И я опять стал с жаром целовать ее руку.

— Но ведь... это невозможно... — застенчиво сказала она, отдавая мне руку без всякого сопротивления..."

* * *

[Рисунок: А.Ф.Лосев (1893-1988)] ...Более трех лет назад, в новости #270, я немного рассказал о художественно-философской прозе Последнего русского философа Алексея Федоровича Лосева и попросил знающих читателей прислать ссылку на возможную публикацию в Интернете лосевского романа "Женщина-мыслитель", заметив, что знаменитая пианистка М. В. Юдина "похоже, не оказалась достаточно тонкой и глубокой для того, чтобы не оценить, а хотя бы понять этот [...] роман". Несколько дней назад один из наших читателей прислал искомую ссылку, за что ему выражаю искреннюю признательность. Читатель также указал на досадную оплошность в моей тогдашней новости, где я перепутал Елену и Азу Алибековну Тахо-Годи (А.А. Тахо-Годи, профессор МГУ, коллега и самый близкий друг А.Ф. Лосева в последние годы его жизни, внесла огромный вклад в публикацию его наследия). Ошибка теперь исправлена.

Итак, знаменитый роман А.Ф. Лосева можно найти в разделе Русские христианские тексты на сервере CCEL (Christian Classics Ethereal Library).
Вот прямая ссылка на файл: А.Ф. Лосев. Женщина-мыслитель. Роман (PDF, 1,05МБ).

Ссылки по теме:
Алексей Зубов
[1351] "Ветер судьбы" - книга Евгения Фёдорова
15.06.2006
[Рисунок: Е. Федоров. Ветер судьбы] Недавно в Новосибирске (изд-во "Манускрипт") вышла книга Заслуженного артиста России, гобоиста и большого друга нашего сайта Евгения Евгеньевича Фёдорова "Ветер судьбы". В ней излагаются суждения автора по ряду вопросов музыкального исполнительства и педагогики, опубликованы автобиографические записки и стихи в подражание японским хокку.

"Иногда меня упрекают в отсутствии стержневой жизненной установки, требуют пояснить: "Кто я? Музыкант? Искусствовед? Поэт? Педагог?". Мне не легко однозначно ответить на этот вопрос..."

Читайте авторское предисловие к "Ветру судьбы", опубликованное в разделе "Аналитика" сайта oboe.ru.

Содержание книги:
МЕМУАРЫ
Некоторые эпизоды моей жизни в Ленинграде. – Ленинградский симфонический оркестр в Новосибирске в годы войны. – Воспоминания (1944-1970). – Рассматривая фотографии родного города.
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА
Развитие методических взглядов в истории преподавания игры на духовых инструментах. – Несколько слов об английском рожке. – Профессия – артист оркестра. – О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению. – Формирования музыкального тембра исполнителем-духовиком.
СЮИТА СТИХОВ
Сюита стихов в тональности японской хокку
Желающие заказать книгу могут связаться с ее автором.
Алексей Зубов
[1350] Скончался Олег Бошнякович
14.06.2006
[Рисунок: Олег Бошнякович (1920-2006)] В Москве на 87-м году жизни умер Олег Драгомирович Бошнякович, выдающийся пианист и педагог, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России.

Алексей Зубов
[1349] Умер Дьёрдь Лигети
14.06.2006
[Рисунок: Дьёрдь Лигети (1923-2006) (schott-music.com)] С глубоким прискорбием сообщаем, что 12-го июня на 83-м году жизни скончался "классик современности" композитор Дьёрдь Лигети.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное