Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (29.05.06-04.06.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #127


НОВОСТИ с 29.05.06 по 04.06.06 (5)

Я пытаюсь заставить музыку передавать просто и прямо то, что я чувствую во время сочинения. Если в моем сердце находится любовь или горечь, или печаль, или религия, - эти чувства становятся частью моей музыки.
Сергей Рахманинов
СОДЕРЖАНИЕ:
[1344] Премьера нового сочинения Андрея Рубцова
[1343] Скончался гобоист Александр Корешков
[1342] Анонс: концерт молодых дирижеров
[1341] В поисках Стравинского
[1340] Вдова Е. Ф. Светланова проиграла иск
[1344] Премьера нового сочинения Андрея Рубцова
04.06.2006
[Рисунок: Андрей Рубцов, композитор и гобоист] Недавно, в рамках традиционного волжского тура Российского национального оркестра, состоялась премьера нового сочинения Андрея Рубцова - Элегии памяти Павла Хлебникова (для струнного оркестра). "Еженедельная газета интеллигенции" писала об этом событии: "Саратовскую программу открыла мировая премьера "Элегии памяти Павла Хлебникова" Андрея Рубцова - сочинения поэтичного, одухотворенного, обнаруживающего заданную преемственность с национальной классикой".

Аудиозапись доступна на сайте Андрея Рубцова.
Алексей Зубов
[1343] Скончался гобоист Александр Корешков
01.06.2006
Редакция сайта news.oboe.ru c прискорбием сообщает, что 26 мая скончался замечательный гобоист, заслуженный артист России, доцент кафедры духовых и ударных инструментов МГК.

Александр Корешков долгое время был солистом Большого симфонического оркестра п/у Федосеева, Российского национального оркестра п/у Плетнева, воспитал многих студентов и был просто незаменим во всех технических вопросах, связанных с гобоями. К нему обращались за советом и помощью практически все гобоисты Москвы. Столичным филармоническим мастерам (да и всем остальным) его уровень знаний по настройке и ремонту гобоев может только сниться.

Нам будет Вас очень не хватать, Александр Николаевич.
Андрей Рубцов
[1342] Анонс: концерт молодых дирижеров
31.05.2006
14 июня с.г. в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится интересное событие. К "телу" Национального филармонического оркестра России будут допущены молодые дирижеры-стажеры. Сотрудничество одного из ведущих оркестров России и молодых талантливых музыкантов длилось весь прошедший сезон: они имели возможность посещать репетиции известных маэстро (Курентзиса, Спивакова, Конлона), пользоваться нотной библиотекой оркестра, репетировать с отдельными оркестровыми группами.

Двое из музыкантов, которые будут представлены на концерте 14 июня, - выпускник Академии хорового искусства, а ныне студент Московской консерватории Денис Власенко (р. 1981) и 16-летний (!) студент лицея при Ташкентской государственной консерватории Азиз Шохакимов - уже имели возможность проводить открытые репетиции с полным составом НФОР. По отзывам музыкантов оркестра, юные маэстро показали себя вдумчивыми и чуткими музыкантами.

В программе концерта прозвучат сочинения Брамса, Вагнера, Вебера, Равеля, Свиридова, Хачатуряна.

Дирижеры: Александр Соловьев, Петр Киселев, Ксения Жарко, Денис Власенко, Сергей Кисс, Азиз Шокахимов.
Алексей Зубов
[1341] В поисках Стравинского
30.05.2006
"6 стадий повесы" Романа Рудицы в Эрмитажном театре

[Рисунок: Похождения Повесы Петербург] Похождения повесы – вот уже несколько столетий как типический сюжет европейской культуры Нового времени. Проходящая в эти дни в Эрмитаже выставка представляет петербургской публике два графических решения знаменитого мифа о юноше, попавшем в переплет судьбы: первое – офорты Уильяма Хогарта, послужившие в качестве отправной точки для либретто одноименной оперы И.Ф.Стравинского (о ней речь впереди); второе – графические листы Дэвида Хокни, пересмотревшего печальную историю глазами художника второй половины XX века. 16 мая в Эрмитажном театре прошла премьера третьего элемента выставки "Похождения повесы" – сочинения Романа Рудицы "6 стадий повесы", написанного для коллектива eNsemble Санкт-Петербугского института Pro Arte. И если Хокни выстраивает драматургию своего цикла, опираясь на диалог с оригиналом Хогарта, то исходным материалом для "Повесы" Рудицы стала музыка оперы Стравинского.

Сочинение, прозвучавшее в исполнении eNsemble института "Pro Arte" и солистов Ирины Андряковой, Виталия Панфилова и Андрея Славного, представляет собой 45-минутный дайджест "Похождений повесы": в скромные масштабы сочинения Рудица умудрился вместить все ключевые музыкальные номера оперы. "6 стадий повесы" задуманы автором как явный диалог не столько с конкретным опусом Стравинского, как с творческим методом композитора в целом. Рудица не просто компилирует отрывки музыки Стравинского: художественная ткань сочинения, словно паззл, складывается из препарированных фрагментов оригинала. Не вторгаясь в материю сольных партий, Рудица аранжирует партитуру Стравинского для камерного ансамбля из 14 исполнителей. В этом, по сути, заключается наиболее существенная художественная идея сочинения: Рудица пытается пересочинить Стравинского, как последний в свое время поступал поочередно то с Перголези, то с Бахом, то с Джезуальдо.

Пытается – и только. Ибо в опусах Стравинского – будь то "Пульчинелла", "Канонические вариации" или "Monumentum pro Gesualdo da Venosa" на стыке канона и новации, в сочетании авторского и привнесенного извне рождался принципиально новый смысл и художественный результат. Система отношений в пересочиненных Стравинским опусах строилась по модели "как написал бы X, если был бы Стравинским?". Свойства творческой натуры композитора экстраполировались на авторов прошлого – чего, безусловно, не хватило Рудице.

Основной прием Рудицы проверен временем – вся драматургия сочинения построена на помещении музыкального материала Стравинского в новый тембровый контекст. И здесь, на наш взгляд, кроется одна из принципиальнейших проблем "Шести стадий повесы". Каждое из сочинений Стравинского (а "Похождения повесы" в особенности!) – имманентная структура, организованная таким образом, что разрушить ее весьма проблематично. Любое вмешательство в досконально просчитанный часовой механизм музыки Стравинского вполне предопределенно обернется крахом для того, кто захочет что-то в этом механизме поменять. Автора "Стадий повесы" спасает наличие определенной логики в идее тембрового пересочинения именно последней оперной партитуры композитора. Инструментовка "Похождения повесы" более других сочинений композитора неоклассицистского толка аппелирует к принципам оркестрового письма XVIII столетия, когда еще не до конца была изжита вариантность инструментальных составов, свойственная барочной эпохе.

Реализация избранной Рудицей идеи не поражает изобретательностью. Главными "действующими лицами" инструментального театра "Стадий повесы" становятся арфа, ударные и аккордеон. Тембр последнего неожиданно замещает отсутствующий в партитуре "Стадий повесы" клавесин и звучит неожиданно свежо. Тембр аккордеона легким наждаком прорезает гомогенную массу струнных и духовых, сообщая инструментовке Рудицы то же стильное изящество, какое придавал Стравинскому клавесин. При всей парадоксальности подобного тембрового решения, нельзя не отметить его абсолютную логическую оправданность. В далеком 1952 году солирующий в "Похождениях повесы" клавесин выглядел абсолютным monstre sacree, извлеченным из музейной пыли. Спустя пятьдесят четыре года, в сегодняшнем 2006-м, таким же анахронизмом воспринимается тембр аккордеона (хотя, к слову, сегодня нередко можно встретить и весьма остроумное использование этого инструмента как играющего важную роль в тембровой драматургии произведения – вспомним хотя бы другую оперу, "Три сестры" Петера Этвоша, в партитуре которой аккордеон играет не последнюю роль!).

На этом изобретения Рудицы не заканчиваются (отметим, к примеру, весьма тонкое использование тембра маримбы в ряде эпизодов опуса), однако и в отдельности, и суммарно они не порождают того содержательного шлейфа, который в идеале должен был бы присутствовать в партитуре. Рудице не удалось главного – в "Шести стадиях" не произошло желанного переинтонирования исходного материала, составляющего основную интригу жанра re-composition. Вполне вероятно, однако, что автор "Стадий повесы" и не задавался задачей кардинального переосмысления оригинала Стравинского – взглянуть же на "Похождения повесы" по-новому, пусть и не глубоко, Роману Рудице удалось сполна.
Дмитрий Ренанский
[1340] Вдова Е. Ф. Светланова проиграла иск
30.05.2006
[Рисунок: Евгений Светланов (mk.ru)] В новости #1263 мы рассказывали об отклоненном иске Нины Николаевой, вдовы Е.Ф. Светланова, о нарушении смежных прав. Как сообщил вчерашний "Московский Комсомолец", вышестоящий суд оставил в силе решение районного суда:

"Неудачей окончилась попытка вдовы известного дирижера Евгения Светланова Нины Николаевой в судебном порядке признать контрафактными записи из сборника "Антология русской музыки", выпущенные два года назад фирмой "РМГ Рекордз". Дама утверждала, что выпуск этого тиража нарушает ее смежные права как наследницы мужа. Однако Мосгорсуд решил отказать Нине Николаевой в удовлетворении ее требований.

Как стало известно “МК”, вдова дирижера подала иск в Пресненский районный суд о нарушении смежных прав как наследницы исполнителя еще в прошлом году. Ответчиками по делу выступали компания “РМГ Рекордз”, выпустившая диски, и ФГУП “Фирма Мелодия”, передавшая компании лицензию на выпуск этого тиража. Истица в исковом заявлении указала, что воспроизведение записей супруга нарушило ее права как наследницы, потому что у нее не спрашивали разрешения на тиражирование. Да и никаких договоров с нею не заключалось.

По словам начальника юридического отдела фирмы "Мелодия" Юлии Бахталовской, Нина Николаева вполне могла потребовать у коммерсантов вознаграждение за вышедший тираж. Однако вдова этого не сделала, а предпочла в судебном порядке признать тираж контрафактным и потребовала выплатить ей компенсацию в размере 600 тысяч рублей. Пресненский суд, изучив все материалы дела, выяснил, что эти записи оркестра под управлением Евгения Светланова производились в свое время с его согласия для дальнейшего их тиражирования. А по Закону об авторском и смежном праве исключительное право исполнителя на тиражирование не распространяется на случаи, когда запись была произведена с согласия последнего. И при воспроизведении таких записей на компакт-дисках спрашивать разрешения у исполнителя или его наследников не нужно.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований вдове дирижера. Николаева подала кассационную жалобу в Мосгорсуд, однако вышестоящая инстанция оставила решение Пресненского суда в силе."
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное