Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (24.04.06-30.04.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #122


НОВОСТИ с 24.04.06 по 30.04.06 (6)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1307] Скончался Геннадий Керенцев
[1306] Шостакович навсегда
[1305] Анонс: концерт из произведений А. Маноцкова
[1304] Назад в будущее
[1303] Не все то золото, что гламур
[1302] Диалоги двух столиц - концерт современной русской музыки
[1307] Скончался Геннадий Керенцев
30.04.2006
[Рисунок: Геннадий Петрович Керенцев] С глубоким прискорбием сообщаем, что сегодня днем скончался известный российский гобоист, профессор Московской консерватории Геннадий Петрович Керенцев.

Выдающийся педагог, Геннадий Петрович воспитал целую плеяду гобоистов, среди которых - Алексей Уткин, Андрей Рубцов, Виталий Назаров, Максим Орехов и многие другие.
Алексей Зубов
[1306] Шостакович навсегда
30.04.2006
Валерий Гергиев дирижирует Шостаковича
Московский Пасхальный фестиваль обладает редким ныне свойством самоактуализации. В программе нынешнего года мало приглашенных звезд ранга "La Chapelle Royale" Филиппа Херревеге. Но суть Пятого Пасхального в ином – он дарит радость погружения в глубины русской культуры, осмысляя ее сквозь музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В этом выборе видятся обстоятельства не только внешнего толка – 100-летний юбилей художника обязывает выдающихся музыкантов современности к некоему hommage, пускай и формальному. В случае Шостаковича вся загвоздка заключается в том, что этот композитор и сегодня "живее всех живых". "Его идиомы доросли до идеом, а их создатель – до символа ушедшей эпохи" – писал как-то Борис Филановский. Сегодня сквозь музыку Шостаковича прочитывается неизбывный авангард отечественной музыки и ее вековечные традиции.

Строго говоря, два симфонических собрания Пасхального фестиваля, последовавших вслед за открытием форума, представили московской публике нескольких Шостаковичей. Первый – автор "Носа"– был прочитан Гергиевым с легкостью необычайной. Мариинский оркестр поражал галантностью обхождения с "музыкальной душегубкой" оперной партитуры. Даже знаменитый антракт для одних ударных инструментов, этот манифест юного петербургского формалиста, прозвучал с почти неоклассическим изяществом. Гергиев перевернул страницу истории доселе казавшегося неподъемным талмуда. В совершенно(й) аутентичной интерпретации Мариинской труппы к "Носу" Шостаковича тянутся оперные ниточки "Каменного гостя" Даргомыжского и "Женитьбы" Гоголя.

Вписанная в исторический контекст Пасхального фестиваля интерпретация "Носа" 24 апреля с.г. становится в один ряд с памятными исполнениями русских опер – "Руслана и Людмилы", "Бориса Годунова". Из года в год Мариинские солисты демонстрируют высококлассные, полные артистизма вокальные работы. "Нос" покорил, прежде всего, исполнителями ролей второго плана. Великий бас современности, гениальный Геннадий Беззубенков предстал во всем великолепии комического амплуа: его гротескный Доктор западает в память надолго. Редкое концертное исполнение оперы оставляет после целостное впечатление. Таковым был прошлогодний "Золотой петушок" МАМТ Коробова, таковым, бесспорно, стал Мариинский "Нос" Гергиева.

До последних дней записи Гергиева-симфонического дирижера скорее удивляли, нежели потрясали или трогали. Крепким интерпретациям драм поздних симфоний Чайковского с Венскими филармониками – недоставало эмоциональной нюансировки и детализации звукового воплощения. В "Шехеразаде" Римского-Корсакова разношерстные краски оркестровых групп не складывались в гомогенную тембровую палитру. Меньше всего повезло взятому нахрапом "Щелкунчику": Kirov Orchestra во главе с ретивым дирижером лихо пронесся мимо удивительных красот музыки Петра Ильича.

Иное – с концертными исполнениями Шостаковича. В случае Гергиева немаловажна еще и загадочная составляющая той самой харизмы, влияние которой нам неизменно доводится испытывать на выступлениях Маэстро.

Удивила Первая симфония. Непривычно быстрый темп первой части лишил исполнение гедонистического любования тембрами. Далек от обыденного был и характер главной партии – угрожающе-тихой, мужественной и насыщенной внутренней экспрессией динамического потенциала, словно пружиной раскрывающейся в процессе развития. Характерный гергиевский "крупный мазок" избавил вторую часть от калейдоскопической пестроты, дал широкое дыхание скорбному полету мажора третьей части; в кульминациях финала неожиданно проступили характерные черты оркестрового Прокофьева. Однако то главное и самое ценное, что присутствовало в интерпретации дирижера – восприятие Первой симфонии сквозь призму более поздних опусов композитора. Исполненная во втором отделении последняя, Пятнадцатая симфония, отличалась разве что звуковым материалом и способом мышления.

Несколько слов об интерпретации Пятого концерта С.С.Прокофьева пианистом Александром Торадзе, завершившей первое отделение. Игра пианиста не дотягивала ни до самого Гергиева, ни до первого и лучшего исполнителя сочинения: молодой Рихтер потрясал физической мощью пианизма, возвышаясь над шаловливо-шаблонным мажором поздней прокофьевской партитуры. Остается лишь сожалеть, что из программы концерта был исключен Первый фортепианный концерт Шостаковича, одна из бесспорных творческих удач Торадзе – Пятый Прокофьева в исполнении Торадзе показался не совсем уместным вставным номером. И дело здесь вовсе не в отсутствии в игре пианиста достоинств, ибо последние присутствовали в избытке. Исполнение Торадзе – это и балетная грация нечетных частей (своеобразных рефренов рондообразной формы сочинения) и призрачно-мерцающающей стеклянным тембром инструмента лирикой четных частей. Однако тот симфонический концерт был о другом: не о мимолетном, но о вечном.

В вечность уходила музыка Пятнадцатой симфонии, дыханием вечности овеяна и интерпретация Гергиева. Первая часть принесла ощущение надвигающейся катастрофы, к сожалению, вполне буквальной: прелестное флейтовое соло, открывающее симфонию, оказалось "смято" досадными духовыми оплошностями, замедленный темп тормозил порывистое развертывание анфилады образов. Вторая часть погрузила зал в чудо – чудо духовно наполненной рефлексии. Последняя часть уходила в небытие, рассыпаясь пылью песочных часов. Л.Гаккель в фестивальном буклете пишет о том, что в финале Шостакович будто стирает с грифельной доски какие-то знаки и слова. Фатально-неизбежное остинато коды Пятнадцатой в исполнении Гергиева было лишено всякого аффекта, как лишена аффекта судьба: от музыки веяло дыханием исчезнувшего времени.

Остается еще раз процитировать Гаккеля (правда, другую его статью): в тот вечер Россия была великой страной. Шостакович – эпоха. Шостакович – способ мышления. Строго говоря, Шостакович вчера – Мравинский, Рихтер, Элиасберг. Шостакович сегодня – Гергиев.



Пятый Московский Пасхальный фестиваль. Большой зал Московской Консерватории.
24 апреля. Дмитрий Шостакович: "Нос". Концертное исполнение. Оркестр, солисты и хор Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев.
25 апреля. Дмитрий Шостакович: Симфония № 1. Сергей Прокофьев: Концерт для фортепиано с оркестром №5. Дмитрий Шостакович: Симфония № 15. Оркестр Мариинского театра. Солист – Александр Торадзе. Дирижер – Валерий Гергиев.
Дмитрий Ренанский
[1305] Анонс: концерт из произведений А. Маноцкова
27.04.2006
[Рисунок: Александр Маноцков (record-one.com)] Продюсерская компания "Record One" представляет
Концерт, посвященный музыке Александра Маноцкова:
КРАСНАЯ ГОРКА В КАМЕННОМ ГОРОДЕ

Санкт-Петербург, КАПЕЛЛА (набережная реки Мойки, дом 20)
30 апреля 2006 г., воскресенье. Начало концерта в 19.00

В программе:
Брат Петрополь
сюита для вокального ансамбля, трёх туб и ударных на стихи А. Белого, Г. Державина, О. Мандельштама, латинские гимны, народные тексты
Музыка Божественной Литургии Св. Иоанна Златоуста
для однородного хора
Подробный анонс см. на сайте record-one.com.
Алексей Зубов
[1304] Назад в будущее
25.04.2006
Поздним вечером 23 апреля в Большом зале Московской консерватории открылся Пятый Пасхальный фестиваль. Драматургия вечера традиционно строилась по проверенному временем принципу prima le parole, poi la musica. В пафосном вступлении официальных лиц-мастеров художественного слова заметно выделился импровизированный спич Ю.М.Лужкова, вылившийся в патетическое размышление о музыкально-прекрасном. Столичный мэр мимоходом поведал залу о своей тесной дружбе с В.А.Гергиевым, в то время как тот скромно жался подле стройных рядов альтистов. За весь вечер прославленный маэстро не вымолвил ни слова, но лишь просветленно улыбался и перешептывался с другом-градоначальником во время выступлений прочих сановных лиц. Когда же с обязательными словесными излияниями было покончено, наступил черед музыкальной части вечера. Программа концерта-открытия точно повторила первый в истории Пасхального фестиваля концерт, состоявшийся весной 2002 года. За прошедшие пять лет многое поменялось: другим стал Мариинский театр, изменился и Валерий Гергиев – вчерашний концерт стал тому ярким подтверждением.

"Светлый праздник" Римского-Корсакова продемонстрировал не столько поразительное единство дирижера и оркестра, о котором часто говорят в связи с Гергиевым, сколько высочайший профессионализм Мариинского коллектива. Ни одной неточно проинтонированной ноты, ни одного сомнительного пассажа – струнные окутали зал бархатистой гладью, разукрашенной блеском медной группы. Жест самого дирижера намеренно лапидарен, ибо оркестр интуитивно слушается Гергиева буквально с полуслова.

В духовном ликовании "Светлого праздника", написанного Римским-Корсаковым за 20 лет до кончины, до слуха доносятся лучшие страницы предпоследней оперы композитора – "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии". От Гергиева, являющегося выдающимся исполнителем музыки Римского-Корсакова (и, в частности, "Китежа") мы ожидали более изысканной интерпретации, направленной "вглубь" музыкального текста увертюры.

Исполненная attaсca музыка балета "Жар-Птица" поначалу удивляла отсутствием привычных для Гергиева ритмической упругости и графичной динамики. К началу второй картины импрессионистическая размытость звучания первой половины балета Стравинского сменилась фирменной заостренностью эмоционально-динамических состояний. Кульминация вечера пришлась на финальный номер балета – дирижер постепенно расширял звучащее пространство вглубь и вширь, добившись вибрирования в такт музыке всего помещения Большого зала (к слову, довольно давно находящегося в аварийном состоянии).

Продолжили диалог с прошлым Пасхального фестиваля бисы – увертюра к Глинкинскому "Руслану" и пляска скоморохов из "Снегурочки" Римского-Корсакова, вернувшие слушателей в излюбленную Гергиевым стихию русской оперы XIX века. Всем памятны события трехлетней давности, когда Гергиев посетил премьерный спектакль "Руслана и Людмилы" и незамедлительно отозвался на попытку Большого театра представить московской публике "исторически достоверного Глинку", исполнив увертюру на бис в одном из концертов Третьего Пасхального фестиваля. Тогда дирижер наглядно продемонстрировал, как именно следует исполнять шедевры русского классика. И несмотря на то, что в арсенале оркестра Мариинского театра спустя и три года нет ни стеклянных колокольчиков, ни офиклеида, Гергиев по-прежнему владеет секретом аутентичного Глинки.
Дмитрий Ренанский
[1303] Не все то золото, что гламур
25.04.2006
"Золотая маска"-2005:запоздалые мысли

Неделю назад были вручены награды национальной театральной премии-фестиваля "Золотая маска", тем самым – окончательно подведены итоги прошлого сезона. Результаты музыкального конкурса, ставшие для многих полной неожиданностью, обнажили глубинные проблемы современной отечественной культуры. Спустя неделю после памятной торжественной церемонии награждения лауреатов, прошедшей в Большом театре России 17 апреля, попытаемся разобраться – что же означает в меру циничное и вполне тенденциозное решение жюри?

На звание лучшего оперного спектакля сезона претендовали очень разные постановки – принципиально отличные друг от друга по театральной эстетике, приемам ее воплощения, глубине концептуального замысла. Умолчав о досадных недоразумениях (вроде "Травиаты" Юрия Александрова), вспомним безусловных лидеров, определившихся еще задолго до начала фестиваля – спектакли трех выдающихся мастеров современного музыкального театра, каждый из которых обладает уникальной, только ему присущей творческой поэтикой.

Автор метафорических, полифонически-сложных притч о парадоксах бытия Эймунтас Някрошюс в последней своей работе для Большого театра остался верен канонам своего искусства. В первом спектакле литовского мастера, поставленного на сцене Большого – потрясающем своей выпуклостью "Макбете" – режиссерское решение гармонично возвышалось над не слишком выразительной драматургией партитуры молодого Верди, контрапунктируя с Шекспировской фабулой. Номинированным на "Маску" "Детям Розенталя" повезло меньше: слишком велик динамический потенциал музыкального театра самого Десятникова, слишком остро диссонировали изящные Някрошюсовские мизансцены плакатному слогу либретто В.Г.Сорокина. Удивительно тонкий и насыщенный сценический текст Някрошюса остается в памяти герметичной chose en soî, абстрагированной от остальных компонентов нового русского Gesamtkunstwerk.

Другой эпохальный для Большого спектакль – "Мадам Баттерфляй" Боба Уилсона. Продукция культового режиссера-сценографа идет на экспорт в лучшие оперные дома мира, от Парижа до Токио. Как ни отрадно это сознавать, но спектакль made by Wilson идет и в России. Cамое любопытное в этом аскетичном спектакле – это даже не характерная для почерка Уилсона гениальность леденящей простоты. "Мадам Баттерфляй" поражает тем неожиданным эффектом, возникающим при соприкосновении эстетики театра Уилсона с реалиями нынешнего Большого. Ходульная эстетика отечественной вокальной школы поразительно резонирует со статуарной условностью ритуала у Уилсона – именно этим и обусловлена беспроигрышная цельность самого сильного спектакля Большого театра последних лет.

И "Дети Розенталя", и "Мадам Баттерфляй" – безусловные театральные удачи, спектакли, в которых Большой театр вышел на принципиально иной творческий уровень. Однако их успех – успех мозаики, в которой очевидна граница между каждым из самостоятельных кусочков художественной смальты. Цельность и завершенность – характеристики, применимые лишь к одному спектаклю музыкального шорт-листа "Золотой маски" нынешнего года – "Тристану и Изольде" Дмитрия Чернякова. Творческие подвиги режиссера в Мариинском театре – "Сказание о невидимом граде Китеже", "Жизнь за Царя", и вот теперь "Тристан и Изольда" – краеугольные камни музыкального театра, национальные и общекультурные мифы. Как и в случае "Китежа", кажется, что замысел Черняковского "Тристана" одномоментно родился в сознании режиссера в железной логике своей законченности – таковым, каким он предстал перед публикой на премьерных спектаклях. Таковым, каким Мариинский "Тристан" был представлен в Москве 14 апреля с.г. Феномен "Тристана и Изольды" – в редком для отечественного театрального процесса единстве синкретического действа. Художественное впечатление (точнее – шок) от спектакля не раскладывается на отдельные компоненты. Показателен пример Ларисы Гоголевской: она и выдающаяся певица, и потрясающая актриса, одним словом – гениальная Изольда.

Обратимся к грустным фактам: лучшим оперным спектаклем сезона 2004/2005 гг. признан донельзя гламурный капустник по опере Джоаккино Россини "Путешествие в Реймс", созданный французской постановочной командой во главе с Аленом Маратра. Созданный в расчете на "дримтим" Мариинской Академии молодых певцов милый и в известной степени наивный дивертисмент изначально не претендовал на достижение серьезного художественного результата. "Реймс" заключает в себе серьезный просчет: если бы в Мариинке обратились к истории создания и специфике партитуры Россини, то сомнительность отдачи вокальных партий на откуп неоперившемся Мариинским звездам стала бы очевидной. Сегодня же очевидна лишь их техническая несостоятельность, пусть и прикрытая обаятельным флером молодости. Постановщик спектакля Ален Маратра был признан лучшим режиссером музыкального театра – блестящую характеристику работы которого как разводки дал в недавнем эфире "Оперного клуба" (радиостанции Эхо Москвы) авторитетный А.Ю.Парин.

Создание двух специальных призов музыкального жюри следует воспринимать не иначе, как компромисс – получившийся, однако, весьма унизительным. Поражают сами формулировки врученных премий: "Тристан и Изольда" отмечены в качестве "музыкального события сезона 2004/2005". Еще более удивительна аргументация, премии за "Детей Розенталя" – как будто опера написана вовсе не Л.А.Десятниковым (мужество и мастерство которого в действительности заслуживает специальной награды!), а коллективом Большого театра России. Лишь две номинации не вызывают вопросов – мастерские работы Семена Пастуха в "Болте" Большого театра и Ларисы Гоголевской в "Тристане".

В нынешнем году жюри музыкального театра сделало выбор в пользу легкого для поглощения театра, театра-продукта: гламурного, не отягощенного глубиной. Хочется верить, что решение это случайно... но неумолимые факты грустно свидетельствуют об обратном.

  • Лучший оперный спектакль: "Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Лучшая работа дирижера: премия не присуждена
  • Лучшая работа режиссера: Ален Маратра – "Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Лучшая женская роль: Лариса Гоголевская – "Тристан и Изольда", Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Лучшая мужская роль: премия не присуждена
  • Лучшая работа художника в музыкальном театре: Семен Пастух – "Болт", Большой театр, Москва
  • Специальная премия жюри музыкального театра: "За музыкальное событие сезона 2004-2005 – воплощение оперы Р. Вагнера "Тристан и Изольда" – Мариинский театр, Санкт-Петербург
  • Специальная премия жюри музыкального театра: "За инициативу в развитии современной российской оперы" – "Дети Розенталя" Л. Десятникова/Владимира Сорокина" – Большой театр, Москва
Дмитрий Ренанский
[1302] Диалоги двух столиц - концерт современной русской музыки
24.04.2006
[Рисунок: Алексей Чернов] 9 апреля в субботу в мемориальном музее им. А. Н. Скрябина вы сможете стать свидетелями встречи и творческого диалога современных композиторов Москвы и Санкт-Петербурга.

Авторов, представителей самых разных поколений, объединяет одна общая идея: сохранение и развитие подлинно русских музыкальных традиций, опора на отечественное классическое музыкальное наследие. Прозвучат произведения, как и давно с успехом исполнявшиеся, так и совершенно новые.

Одна часть программы концерта будет состоять из произведений композиторов, членов ассоциации «Русская Традиция» (Петербург) Михаила Журавлёва и Андрея Фролова.

Московское отделение концерта будет представлено сочинением Юрия Буцко, а также несколькими произведениями молодого, но горячо нами рекомендуемого к прослушиванию композитора Алексея Чернова.

Начало концерта в 18.30
Андрей Рубцов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное