Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (03.04.06-09.04.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #119


НОВОСТИ с 03.04.06 по 09.04.06 (9)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1289] Гобойный конкурс Sony Music Foundation
[1288] Гобойное событие месяца - концерт и мастер-классы М. Писмана
[1287] Morton Feldman Says
[1286] Анонс: Фестиваль "Primavera Classica"
[1285] Парадокс о мажоре
[1284] Постоянство призраков и красоты
[1283] Не ждали
[1282] Crescendo: перезагрузка
[1281] Летняя музыкальная академия и фестиваль в Костомукше (2006)
[1289] Гобойный конкурс Sony Music Foundation
09.04.2006
В октябре 2006 года пройдет 8-й Международный гобойный конкурс в Каруизаве (Япония). К конкурсу допускаются претенденты, родившиеся в 1976-1988 г.г. Все подробности и Application form - здесь:

http://www.smf.or.jp/oboe/8th/
Филипп Нодель
[1288] Гобойное событие месяца - концерт и мастер-классы М. Писмана
09.04.2006
[Рисунок: Мэтью Писман (Matthew Peaceman)] К нам в Москву - кстати уже не в первый раз (см. новость #166), приезжает замечательный гобоист и педагог Мэтью Писман (Matthew Peaceman)!

Oboe.ru считает это гобойным событием месяца и в связи с этим все приглашаются на

концерт 16 апреля в Камерном зале ММДМ.

Ансамбль Moscow Baroque.
Солисты: Мэтью Писман, гобой, гобой д`Амур (Германия),
Карина Деборд, сопрано (Франция).
16 апреля 2006 года
Камерный зал ММДМ. Начало в 19:00
И.С. Бах, Гендель, Телеман, Янич.


Параллельно, oboe.ru совместно с Факультетом исторического и современного исполнительского искусства МГК им.П.И.Чайковского ведет работу по организации мастеркласса М.Писмана в Консерватории - надеюсь, это состоится, как всегда, в конференц-зале 14 апреля с 15.00. Когда это точно подтвердится, мы незамедлительно сообщим! Тем не менее, заранее приглашаются все желающие с любыми гобоевидными дудками для работы над репертуаром XVIII века! Следите за информацией, это будет интересно!
Филипп Нодель
[1287] Morton Feldman Says
09.04.2006
[Рисунок: Morton Feldman Says (2006)] Вышел в свет новый сборник интервью и лекций Мортона Фелдмана. Детали, как они приводятся на странице редактора, ниже:

MORTON FELDMAN SAYS
SELECTED INTERVIEWS AND LECTURES 1964-1987

Edited by Chris Villars
Designed by Polimekanos
Published by Hyphen Press, London
Publication date: March 24, 2006
Binding: paperback (sewn sections) with wrapper
Pages: 320, illustrations: 60 b/w
ISBN: 0-907259-31-6

Published with the generous support of the Trustees of the Estate of Morton Feldman

Contents
Introduction (Chris Villars)
Acknowledgements
Interviews and lectures
1. Part of an interview with Morton Feldman (Robert Ashley), August 1964
2. Feldman explains himself (Peter Dickinson), April/May 1966
3. An interview with Morton Feldman (Jolyon Laycock and David Charlton), May 1966
4. International Times interview (Alan Beckett), November 1966
5. Remembrance (Tom Johnson), 1967-9
6. Morton Feldman - waiting (Martine Cadieu), May 1971
7. The brink of silence (Richard Bernas and Adrian Jack), June 1972
8. Morton Feldman talks to Paul Griffiths, August 1972
9. Conversation between Morton Feldman and Walter Zimmermann, November 1975
10. Studio International interview (Fred Orton and Gavin Bryars), May 1976
11. Beckett as librettist (Howard Skempton), January 1977
12. Pie-slicing and small moves (Stuart Morgan), autumn 1977
13. Soundpieces interview (Cole Gagne and Tracy Caras), August 1980
14. Conversation about Stefan Wolpe (Austin Clarkson), November 1980
15. H.C.E. (Here Comes Everybody): Morton Feldman in conversation with Peter Gena, January 1982
16. Toronto lecture (Linda Catlin Smith), April 1982
17. An interview with Morton Feldman (Jan Williams), April 1983
18. Johannesburg lecture 1: Current trends in America (Rüdiger Meyer), August 1983
19. Johannesburg lecture 2: Feldman on Feldman (Rüdiger Meyer), August 1983
20. Morton Feldman in conversation with Thomas Moore, November 1983
21. Morton Feldman: conversation without Cage (Michael Whiticker), July 1984
22. Darmstadt lecture (Hanfried Blume and Ken Muller), July 1984
23. Conversation with Morton Feldman (Kevin Volans), July 1984
24. Captain Cook's first voyage (Richard Wood Massi), March 1987
25. The note man on the word man (Everett C. Frost), March 1987
Score examples
A Feldman chronology (Sebastian Claren)
Bibliography
Notes on contributors
Index

Подробности смотрите на сайте издательства Hyphen Press.

Павел Ступин
[1286] Анонс: Фестиваль "Primavera Classica"
08.04.2006
Управа Пресненского района г. Москвы
Молодёжная Филармония России
Московское Музыкальное общество
Представляют
II Международный фестиваль классической музыки
Primavera Classica

Фестиваль "Primavera Classica" создан студентами Московской консерватории и Академии им. Гнесиных при поддержке Молодёжной филармонии России. Наша задача – сохранить великое музыкальное наследие России для поколения XXI века, чтобы, увидев на сцене молодых ребят – своих сверстников, они поняли важность и вечность классического наследия, которое нам доверено и без которого невозможна новая Россия.

В программе фестиваля - 5 концертов:
  • 14 апреля. Открытие фестиваля. Русская музыка.
  • 17 апреля. Польская музыка.
  • 21 апреля. Австрийская музыка.
  • 24 апреля. Армянская музыка.
  • 27 апреля. Закрытие фестиваля. Итальянская музыка.
В концертах фестиваля примут участие более 40 молодых исполнителей. Имена многих их из них уже известны широкой публике – Александр Бузлов, Дмитрий Прокофьев, Алексей Лундин, Гайк Казазян, Иван Рудин и другие. Также в нашем фестивале примут участие иностранные исполнители, что придает фестивалю статус международного события.

Место проведения фестиваля: Москва, Государственный Центральный Музей Музыкальной Культуры им. Глинки
Адрес: Ул. Фадеева д.4
(М. Маяковская, Менделеевская, Новослободская)
Начало концертов: 19.00
Вход свободный

По всем вопросам обращайтесь по тел: 8 926 233-70-49
или пишите на e-mail: primaveraclassic @ mail.ru
Алексей Зубов
[1285] Парадокс о мажоре
06.04.2006
[Рисунок: Пифийские игры] Пифийские игры – 2006
Концерт I: До мажор. Musica falsa.
Ольга Бочихина: Qui est major?
Михаил Суворов: Каисса
Кузьма Бодров: Симфониетта
Алексей Сюмак: Кривые зеркала
Игорь Друх: Иллюзия концерта
eNsemble, дирижер Федор Леднев.


"Пифийские игры" – пожалуй, самое живое и стильное событие Петербургского contemporary-ландшафта. Проходящие раз в год состязания композиторов стали привычной приметой прихода весны. Первый конкурс был проведен в 2001 году; стало быть "Пифийские игры-2006" – юбилейные. Трудно перечислить все то, что было представлено Петербургской публике за эти пять лет командой eNsemble института Pro arte под артистическим шефством Бориса Филановского. Сложились и определенные традиции "Игр" – из года в год сохраняется фирменная пифийская интрига: все сочинения исполняются анонимно. Опусы только оперившихся молодых перемежались с откровениями мэтров русского авангарда – знаком качества ежегодных соревнований. "Игры" работают на парадоксе: кульминационным стал прошлогодний проект, подаривший радость открытия удивительного мастера из Минска - Кëльна Валерия Воронова и премьеру феерических "Безумных песен" В.А.Екимовского.

В нынешнем году наиболее любопытным из двух вечеров нам показался первый, с заявленной программой "До мажор. Musica falsa" – простим организаторам некоторую фривольность названия концерта – включавшей пять новых сочинений молодых композиторов из обеих столиц.

Открыло концерт удивительно свежо прозвучавшее сочинение Ольги Бочихиной "Qui est major?". Драматургия опуса явственно разворачивается в двух ракурсах – внешнем (шахматная партия, разыгрываемая дирижером и его антагонистом-ударником) и внутреннем. Матч между дирижером и ударником (еще один шедевр bel canto Бориса Филановского) становится лишь толчком к изысканиям de natura sonoris. Шахматная kreuzspiel обрамляет утонченную рафинированность инструментального письма в духе ансамблевых опусов Пьера Булеза (к примеру, "Derives I & II"). Заявленная в качестве обязательной для всех композиторов - участников программы тема "До мажор" обыграна в опусе удивительно своеобразно и логично. Солисты-инструменталисты постепенно выходят из игры, музыкальная ткань "Qui est major" неуклонно стремится к разреженности. Драматургия сочинения устремляется к финальному соло контрабаса, становящемуся символическим центром композиции. Метафорическая ось "Qui est major" – глиссандо флажолетами на открытой струне "C", фундаменте оркестровых басов – становится первородным символом музыкальной материи. Черта под развитием драматургии сочинения подводится заключительным ударом треугольника (к слову, сей прием не нов: достаточно вспомнить дивное сочинение Дмитрия Курляндского "Четыре повторения одно и то же", завершающееся идентичным образом).

"Каисса" – быть может, самая буднично-обыденная композиция первого вечера "Пифийских игр". Своеобразная "вещь в себе" так и не смогла проявить индивидуальности автора. Трудно сказать, что именно автор подразумевал под "соответствием формы сочинения форме шахматной доски": музыка опуса была словно прорисована сквозь шахматный трафарет.

В завершении вечера прозвучало сочинение, если и имеющее какую-либо связь с темой соревнования, то излишне отдаленную. Замысел "иллюзии утраченного воспоминания" о клавирном концерте BWV 1052 d-moll И.С.Баха не оригинален: жанр комментария получил в последние годы устойчивое распространение в отечественной музыкальной практике – вспомнить хотя бы шедевральный "Du coté de chez Swann" Л.А.Десятникова. Интонационный диалог с классическим оригиналом присутствует и в "Иллюзии концерта". Хотелось бы, однако, чтобы автор расширил свой небольшой опус – музыка Баха вспоминается композитором весьма небанально.

Главные парадоксы вечера связаны с сочинениями москвичей Кузьмы Бодрова ("Симфониетта") и Алексея Сюмака ("Кривые зеркала"). Ввиду принципиальной непохожести творческих манер каждого автора, нам не представляется возможным сравнивать достоинства сочинений "Пифийских игр". Отметим только, что количество художественных идей, представляющих потенциальный интерес в сочинении Сюмака, значительно превалировало над тем же показателем в опусе Бодрова. Последний – недавний выпускник Московской консерватории – победил в обеих номинациях соревнования (Приз публики и Приз eNsemble), перечеркнув постылыми длиннотами мажорной коды неоромантически-эскпрессивную прелесть своего сочинения.

Для нас безусловными лидерами вечера стали "Qui est major" Ольги Бочихиной и принадлежащие перу Сюмака остроумные "Кривые зеркала" – наиболее яркая композиция вечера и очевидный фаворит "Musica falsa". Дерзновенная идея – создание вариаций на тему, под которую вот уже несколько отечественных поколений начинало и заканчивало свои дни – воплощена блестяще с точки зрения композиторского мастерства. Пожалуй, лучшее, что есть в этом сочинении – отсутствие в "Кривых зеркалах" собственно темы вариаций: композитор вынес ее за рамки произведения. И действительно, проведение живущей в генетической памяти нескольких миллионов людей темы оказалось бы в "Зеркалах" совершенно излишним.
Дмитрий Ренанский
[1284] Постоянство призраков и красоты
06.04.2006
Нынешний филармонический сезон в Санкт-Петербурге вступает в свою заключительную фазу. Впереди – апрельская точка золотого сечения: концерты фестиваля "Crescendo", приезд выдающегося французского органиста Оливье Латри, выступления Елизаветы Лионской и Олега Майзенберга. Кульминационным событием сезона станет традиционный весенний концерт Григория Соколова, который пройдет на сцене Большого зала 22 апреля. Спустя некоторое время Мекка музыкального Петербурга закроется на реконструкцию, во время которой концерты будут перенесены на сцену Капеллы им. М. И. Глинки. Вчерашним вечером в Большом зале состоялось выступление Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Геннадия Рождественского, приуроченное к 75-летнему юбилею мастера.

Геннадий Николаевич Рождественский – фигура воистину титаническая. Гениальный дирижер – первый исполнитель ряда ключевых партитур Прокофьева, Шостаковича и Шнитке. Педагог, взрастивший не одно поколение замечательных музыкантов. Композитор – автор монументальной оратории "Заповедное слово русскому народу". Автор книг и статей о музыке, среди которых особняком стоит грандиозный колосс "Треугольников" – фолианта, вышедшего в 2002 году в издательстве "Слово" и сразу же угодившего в золотой фонд мемуарной литературы. Однако дирижер – не просто музыкант-энциклопедист, но живая история музыки (не только отечественной, но и зарубежной): с именем Рождественского связаны многие узловые события музыкального процесса ХХ века. Помимо этого, Рождественский – вероятно, самая харизматическая личность дирижерского искусства современности.

Выступление музыканта на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии незадолго до ее закрытия не кажется нам случайным. Закономерным представляется и выбор программы концерта. На заре своей артистической деятельности Рождественский продирижировал на этой сцене памятным циклом "Ральф Воан-Уильямс и английская музыкальная культура", исполнив в том числе и ряд сочинений Уильяма Уолтона. Спустя много десятилетий выступление Рождественского открывала сюита из балета Уолтона "Мудрые девы", основой музыки которого послужили инструментальные сочинения И.С.Баха. Оркестровки Уолтона перекликались с прозвучавшей во втором отделении "Пульчинеллой" Стравинского -Перголези. Заметим: интенсивность художественного впечатления от первого отделения концерта оказалась настолько сильной, что в настоящей статье нам кажется целесообразным сконцентрироваться именно на первой половине программы.

Премьера двойного концерта для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Б.И.Тищенко – не только центр и ось юбилейного концерта Г.Н.Рождественского, но и заметное событие музыкальной жизни северной столицы. К слову, за неделю до того в Большом зале впервые прозвучала 13-я симфония другого классика петербургской симфонической школы – С.М.Слонимского.

Завершенная в нынешнем году партитура Тищенко носит в каталоге композитора порядковый номер 144, что само по себе не может не вызывать определенного уважения – это же было отмечено и самим Г.Н.Рождественским в его словесной преамбуле. В ней прозвучал и весьма неоднозначный тезис о "своеобразии" композиторского творчества Тищенко. Отдавая дань почтения классику, не сможем удержаться от небольшого комментария. Творчество композитора весьма трудно назвать именно "своеобразным", ибо стилистика абсолютного большинства сочинений Тищенко, начиная со второй половины 1970-х, представляет собой некий обобщенный "комментарий" к художественному миру Д.Д.Шостаковича. Интонационный язык, принципы оркестровки и построения фабулы – все эти элементы художественного целого в музыке Тищенко постоянно напоминают о творчестве его Учителя. Впервые исполненный вчерашним вечером двойной концерт лишь в очередной раз подтвердил этот тезис. Музыка Фантазии – первая из четырех частей концерта – целиком построена на малосекундовых интонациях, обобщенно аппелирующих к мелодическому стилю Шостаковича, так и отсылающих слушателя к символической теме-монограмме DSCH. Интонационность второй части концерта, Рондо, генетически восходит к типическим для Шостаковича инфернальным образам – наиболее явная ассоциация возникает с "Самоубийцей" из 14-й симфонии композитора. Ощущение déja vue возникает и в силу использования в фортепианной партии приема "quasi rototoms" – напомним, что тембровым стержнем сочинения Шостаковича является тембр том-томов. В привычном для Шостаковича (и Тищенко) семантическом ореоле используются и нарочитая простота мелодико-гармонического языка (вступительное соло ксилофона из всё того же "Самоубийцы!"), жанровое снижение, использование исполнительского приема col legno у струнных инструментов. Не спасает даже мелодическое заимствование темы рефрена из оперы Д.Гершвина "Порги и Бесс": стилистически музыка второй части наиболее ярко коннектирует с творчеством Шостаковича. Наиболее характерным для понимания преемственности и зависимости стиля Тищенко от музыки Шостаковича является общая направленность драматургии сочинения, наиболее явно воплощенная в следующих attacca третьей и четвертой частях концерта. Напряженная диссонантность Интерлюдии разрешается в тихую кульминацию финального Романса, функционально выполняющего в цикле функцию коды. Достаточно вспомнить несколько крупных сочинений Шостаковича, чтобы убедиться во вторичности подобного решения. Однако музыка финала вызывала более стойкие ассоциации скорее со скрипичным романсом из "Овода", чем с призрачной просветленностью коды 13-й или 15-й симфоний Дмитрия Дмитриевича. Отметим также эффект определенного провисания финальных "длиннот" Романса – варьируемая ostinato тема никак не развивается, что производит впечатления затянутости. Однако при всех вполне явных недостатках партитура Двойного концерта производит впечатление мастерски сочиненного произведения, которое достойно продолжает традицию опусов-посвящений трио "Рождественский-Постникова-Рождественский" (вспомним хотя бы Шестой "Concerto grosso" Альфреда Шнитке, написанный для того же состава). Исполнение прославленных солистов придало музыке сочинения дополнительную глубину, интерпретация же финального Романса дуэтом матери и сына останется в памяти петербургской публики надолго.

Вернемся к сочинению, открывшему вечер. Сочиняя балет "Мудрые девы", Уильям Уолтон опирался на широко бытовавшую в пост-романтической европейской музыке традицию оркестровых обработок инструментальных и вокальных сочинений И.С.Баха. Достаточно вспомнить транскрипции Баховских оркестровых сюит, выполненных Густавом Малером или Регеровскую обработку "Гольдберг-вариаций" для двух фортепиано. Опус Уолтона идеально вписывается и в локальную традицию обработок сочинений Баха английскими композиторами.

Исполнение "Мудрых дев" Баха - Уолтона под управлением Г.Н.Рождественского – пожалуй, одно из наиболее ярких впечатлений от игры Заслуженного коллектива в нынешнем сезоне. В особенности выделим медленные фрагменты сюиты: божественный хор и истаивающая в тихих нюансах кантилена струнных, стройное звучание духового ансамбля. Примечательно, что исполняя музыку Уолтона Рождественский не дирижировал в привычном понимании этого слова, но в подлинном смысле управлял свободным, как дыхание, сонорным потоком. Мануальная пластика дирижера – аскетичная красота мудреца, отказавшегося от всего внешнего и ненужного. Совершенно поразителен контакт и взаимопонимание Рождественского и оркестра – отсюда удивительная свобода и естественность течения музыкальной материи, представшей в своей первозданной красоте. Нельзя не отметить, что в значительной мере уникальному результату предрасполагало и само романтическое совершенство барочного идеала оркестровки Уолтона.

Отдельного упоминания заслуживают ставшие фирменным отличием концертов Рождественского словесные преамбулы, насыщенные изящными остротами "beaux mots". Петербургская публика совершила небанально-увлекательный экскурс в историю исполняемых сочинений, а прошедший в Филармонии вечер стал уникальным – талант Рождественского придал обыденному симфоническому собранию подлинную "вибрацию художественных смыслов".



ЗКР – Академический Симфонический Оркестр Филармонии
Дирижер Геннадий Рождественский (к 75-летию со дня рождения)
Солисты: Виктория Постникова (фортепиано), Александр Рождественский (скрипка);
Ольга Пчелинцева (сопрано), Анатолий Воропаев (тенор), Петр Мигунов (бас)

И.С.Бах – У.Уолтон: "Мудрые девы", сюита из балета (1940)
Б.И.Тищенко: Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (2006)
И.Ф.Стравинский: "Пульчинелла", музыка балета (1920, редакция 1965)


[Примечание news.oboe.ru: это текст от 30 марта, по техническим причинам не был размещен вовремя]
Дмитрий Ренанский
[1283] Не ждали
04.04.2006
В понедельник, 3 апреля с.г. в Мариинском театре прошла премьера оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Напомним, что первоначально в планах на нынешний сезон руководство театра называло три оперные премьеры – уже прошедшие "Набукко" в постановке Дмитрия Бертмана, "Фальстаф" от Кирилла Серебренникова и грядущий "Поворот винта" Бенджамина Бриттена в режиссуре Дэвида МакВикара.

Появление "Паяцев" на Мариинской сцене не случайно. Более того – в выборе постановочной команды можно усмотреть определенную логику. Новый спектакль продолжает линию постановок последних лет, объединённых некоторыми общими свойствами – малобюджетностью спектаклей, минимализмом сценографии, а главное – потрясающей бедностью идей режиссуры и сценографии. Примечательно, что основным материалом подобных оперных "фаст-фудов" становятся хиты музыкального театра: весьма заманчиво заиметь в репертуаре кассовые названия, не потратившись на саму постановку. В качестве характерных образчиков стиля назовем "Евгения Онегина" Моше Ляйзера и "Риголетто" Вальтера Ле Моли. Несколько лучше обстоит ситуация с "Турандот" Шарля Рубо – спектаклем пусть не глубоким, но культурным. Вместе с тем, каждый из спектаклей-"новоделов" органично вписывается в концепцию Мариинской оперы как театра прежде всего музыкального, но не режиссерского: внимание слушателей не отвлекается сценическим рядом, в театральном "Gesamtkunstwerk" солирует вокал. Порочность подобного пути в полной мере показало премьерное представление "Паяцев".

Режиссером и художником-постановщиком спектакля выступила Изабель Парсио-Пьери. Бессмысленно искать это имя в табели о рангах мировой режиссуры – ибо его там просто нет. Архитектор по образованию, Парсио-Пьери в течение долгого времени работала по специальности, после чего стала заниматься театральной сценографией, ассистируя упомянутому выше Рубо в качестве художника-постановщика. Весьма отраден факт появления в музыкальном театре нового режиссера, однако совершенно непонятно – почему его дебют проходит на прославленной Мариинской сцене? Особенно удивительно выглядит выбор оперного материала – "Паяцы" принадлежат к числу труднейших для постановки произведений. Для того, что бы поставить на сцене "жизнь, какова она есть" – а именно так звучит девиз итальянского веризма, чьим манифестом являются "Паяцы" – в начале XXI века, нужен режиссер подлинного таланта и глубины.

Парсио-Пьери переносит действие в невнятно-обобщенную Италию второй половины ХХ века. В центре сценической коробки стоит автофургон с аккуратной надписью "I Pagliacci", позади которого виднеется перспектива белой стены с осыпавшейся побелкой и ржавчиной. Для представления "спектакля в спектакле" фургон будет разложен, как раскладная мебель из "Ikea".

В спектакле царит временная неразбериха – главные герои одеты в джинсы и топы 90-х годов, в то время как хор облачен в пестрые одежды a la Феллини. Забавно смотрится Сильвио – накачанный молодчик в духе "Крестного отца" (кожаная куртка, шейный платок и татуировки присутствуют). Бесхитростны и переживания героев, их взаимоотношения – Недда в ужасе прижимает руки к лицу, заламывает руки; в ответ на призыв последней "Владей мной!" Сильвио и Недда совершают незатейливые телодвижения. Подход режиссера к постановке "Паяцев" предельно прост и немудрён. Проследим за Неддой: если в ее вокальной партии звучат слова "О, как летают птицы!", то на стенку автофургона проецируется полет птиц; если в либретто сказано: "Недда ударяет Тонио бичом", то Недда обязательно ударит Тонио, а тот плюнет ей в лицо. В дивном "Хоре колоколов" простые итальянцы выстроются рядами и начнут раскачиваться в такт музыке. Другая тонкая находка режиссера – вступление ко второму действию: на автофургон проецируется рябь морских волн, в страстных обьятьях застывают силуэты мужчины и женщины. Точку в режиссерском решении спектакля подводит убийство Канио, которое совершается в лучших традициях современности – осколком винной бутылки. При этом забавно то, что не сработал даже азбучный режиссерский ход – противопоставление "реальных", приближенных к действительности, персонажей оперы Леонкавалло и действующих лиц спектакля, разыгрываемого на сцене театра "I Pagliacci". И те, и другие оказались в равной степени мертвыми, заштампованными и безжизненными

Гибкость и экспрессия оркестра под управлением Тугана Сохиева (еще одна удачная работа молодого дирижера!) порой заглушала достойнейшее пение солистов; особо отметим Татьяну Бородину и Валерия Алексеева. Тривиальность сценического решения "Паяцев" показалась таковой еще более в соотнесении с феноменальным Владимиром Галузиным. Работу этого певца в новом спектакле невозможно назвать иначе, как гениальной. Безграничное богатство эмоциональной палитры и потрясающая сила голоса – все это присутствует у Галузина в уникальном единстве. Заключительная сцена первого акта была пережита певцом на пределе возможностей – и подарила Санкт-Петербургской публике лучшее исполнение ариозо Канио, которое нам когда-либо доводилось слышать. После разорвавших спектакль пятиминутных громовых оваций, по всей видимости, следовало остановить спектакль: слишком ярок диссонанс гения Галузина с посредственностью остальных компонентов спектакля.

Впереди – "Поворот винта" Бенджамина Бриттена от Валерия Гергиева и Дэвида МакВикара: последняя премьера последнего перед закрытием Мариинского театра сезона.
Дмитрий Ренанский
[1282] Crescendo: перезагрузка
04.04.2006
Вчера в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Второго музыкального фестиваля "Crescendo". В прошлом году созданный Денисом Леонидовичем Мацуевым фестиваль проходил в Москве, в нынешнем – переместился в северную столицу. Поменяв географию, "Crescendo" сохранил костяк музыкантов, принявших участие в первом фестивале. Концерты носят подзаголовок "Новое поколение русской исполнительской школы", в связи с чем напрашивается масса вопросов. Почему под "русской исполнительской школой" подразумевается исполнительская школа исключительно московская? (Подавляющее большинство музыкантов – столичные звезды.) Думается, что украшением фестиваля могли бы стать концерты Петра Лаула или Петра Мигунова (к примеру, вечера музыки Шостаковича – оба музыканта являются первоклассными исполнителями его сочинений). Не совсем корректно представлять молодое поколение отечественного исполнительства без выдающихся коллективов исторического исполнительства – московских оркеcтров "Pratum Integrum" и "Эрмитаж", петербургского "Оркестра Екатерины Великой", не говоря уже о музыкантах-солистах.

Второе "Crescendo" – это 10 концертов в Санкт-Петербурге и Царском селе, музыкально-литературный вечер "Поэтическое крещендо" и выставка "Art-Crescendo". Из насыщенной фестивальной программы мы выбрали пять наиболее любопытных концертов – подробнее о них читайте на страницах "News.Oboe.Ru" в апреле.


9 апреля. Концерт-открытие фестиваля. Большой Зал Филармонии. Заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Дирижер Юрий Темирканов. Солистка Татьяна Васильева.

С. Прокофьев. "Классическая симфония"
Л. Бетховен. Симфония № 7 A-dur, ор. 92
Д.Шостакович Концерт № 1 для виолончели с оркестром, Es-dur, op.107


Виолончелистка Татьяна Васильева родилась в Новосибирске и училась в московской ЦМШ, выступала под управлением Клаудио Аббадо и Кристофа Эшенбаха, выиграла VII конкурс виолончелистов Мстислава Ростроповича, выпустила три альбома на лейбле Accord/Universal. Артистке в равной степени удается и романтическая приглушенность Шубертовой "Arpeggione", и вязание изысканной паутины "Spins & Spells" Кайи Саариахо.
Интрига вечера: cтены Большого зала Санкт-Петербургской Филармонии помнят фантастическую интерпретацию Первого виолончельного концерта Шостаковича под управлением Ю.Х.Темирканова – в 1997 году его исполнял М.Л.Ростропович. Остается только гадать, каким выйдет opus magnum Шостаковича у одного из лучших виолончелистов молодого поколения.


12 апреля. Малый Зал Филармонии. Камерный концерт. Алена Баева (скрипка), Александр Могилевский (фортепиано), Граф Муржа (скрипка), Игорь Федоров (кларнет), Игорь Четуев (фортепиано).

Лучший камерный концерт фестиваля, среди прочего – сверхновая скрипичного искусства Алёна Баева и пианистическая дуэль Александра Могилевского и Игоря Четуева: Третья соната Скрябина против "Петрушки" Стравинского.
Интрига вечера: исполнение Графом Муржой и Игорем Четуевым "Концертной фантазии на темы из оперы Кармен" Бизе-Ваксмана и "Контрастов" Бартока в ансамбле с Игорем Федоровым.


15 апреля. Большой Зал Филармонии. Студенческий симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Дирижер Александр Сладковский. Солисты Дмитрий Илларионов (гитара), Борислав Струлев (виолончель), Игорь Четуев (фортепиано), Аркадий Шилклопер (альпийский рог).

Симфоническая программа, в которой торжествует эклектика: начинаем альпийским рогом Аркадия Шилклопера, слушаем Виолончельный концерт Чайковского (Александра, новоиспеченного ректора Санкт-Петербургской консерватории), внимаем испанской жемчужине гитарного репертуара ("Аранхуэсу" Родриго). И все это – ради главного номера программы и интриги вечера: исполнения Первого фортепианного концерта С.Прокофьева в интерпретации Игоря Четуева. Постоянный участник крупнейших европейских фестивалей записал для российского лейбла "Caro Mitis" полное собрание фортепианных сонат Альфреда Шнитке, учинив этим подлинную сенсацию в музыкальном мире.


17 апреля. Большой Зал Филармонии. Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича. Дирижер – Феликс Коробов. Солисты: Борис Андрианов (виолончель), Алена Баева (скрипка), Екатерина Мечетина (фортепиано), Алексей Огринчук (гобой).

Dream team молодых отечественных инструменталистов под управлением Феликса Коробова – самый изысканный симфонический концерт фестиваля.
Интрига вечера: симфоническая поэма "Вальс" Мориса Равеля в интерпретации Коробова.


18 апреля. Большой Зал Филармонии. "Приношение Шостаковичу". Елена Апекишева, Денис Мацуев (фортепиано), Максим Рысанов (альт), Алена Баева, Борис Бровцын, Владимир Спиваков (скрипка), Татьяна Васильева, Борис Андрианов (виолончель).

Центральный номер программы – Второе трио Дмитрия Дмитриевича в интригующем ансамбле Дениса Мацуева, Татьяны Васильевой и Владимира Спивакова.
Дмитрий Ренанский
[1281] Летняя музыкальная академия и фестиваль в Костомукше (2006)
03.04.2006
Я рад представить сайт Летней музыкальной академии и Фестиваля в Костомукше-2006. Уже второй раз мы поддерживаем эти мероприятия, и Panda Vic, как всегда, с присущей ему тщательностью, рассказывает об Академии и Фестивале.

Как и в прошлом году, мы своевременно будем анонсировать обновления.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное