Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #67


НОВОСТИ с 24.01.2005 по 30.01.05 (7)

Звуки - сироты, люди охотно производят их на свет, но потом уже никто не обращает на них никакого внимания.
Масахико Симада
"Дельфин в пустыне" (1991)
СОДЕРЖАНИЕ:
[983] Галерея гобойного звука
[982] Новая запись музыки Мортона Фелдмана: "Rothko Chapel" и "The Viola in My Life II"
[981] День рождения Моцарта
[980] Филип Гласс: Седьмая симфония и музыка для пипы
[979] Фестиваль музыки советского авангарда 1966-1991 гг. в США
[978] Музыканты St. Louis Symphony продолжают забастовку
[977] Лифановский о саундтреках
[983] Галерея гобойного звука
29.01.2005
Вот оно! Наконец-то! На гобойном сайте появилась новость, относящаяся к гобою.

Вот здесь собраны маленькие отрывки (по минуте или около того) из записей самых разных гобоистов со всего света общим числом более 30. То, что все файлы на одной странице делает их еще более удобными не просто для прослушивания, но и для пристального сравнения.

Никаких сенсационных выводов последовать не может, безусловно старушка-Европа по качеству игры вне конкуренции, особенно Франция и Германия. Американская манера игры, очевидно, идеально заточена под оркестр и в соло не проявляет себя во всем блеске.
Андрей Рубцов
[982] Новая запись музыки Мортона Фелдмана: "Rothko Chapel" и "The Viola in My Life II"
28.01.2005
[Рисунок: Франческо Клементе: 'Мортон Фелдман' (ок. 1982-87)'] В рассылке "Feldman Discography Update", публикующейся в рамках "Morton Feldman Page", сообщается о выходе новой записи сочинений Мортона Фелдмана, а именно "Rothko Chapel" и "The Viola in My Life II", которые вместе с "Naturale" и "Chemins II" Лучано Берио вошли в состав диска, изданного французским независимым лейблом "Aeon". Партию альта исполняет Кристоф Дежарден, дирижер - Джонатан Нотт. Возможно, что в скором будущем выйдут еще две родственные этой записи: два издания всех четырех "The Viola in My Life", одно с Юрием Башметом на BMG, другое - на ECM; правда, первое из них - уже, видимо, чисто гипотетически. Что касается "Rothko Chapel" (см. нашу новость #900), то в "Why Patterns?" недавно "пробегала" ссылка на попытку слова об этой музыке: здесь автор пытается буквально пересказывать музыку, периодически вставляя комментарии:

Celeste chord, viola note. Together. Once without celeste. Together. And again, but the chord and note are different. Seven more times, seemingly the same, but never quite where you expect them in the bar. Were they the same? Can I trust what I'm hearing, what I'm remembering?

Of the whole piece, these three minutes are perhaps most typical. Feldman often talked of 'crippled symmetries' – one piece even has this title – in which repetitions, symmetries, are 'crippled' through subtle and continual change. This is not the phase-like changes of Reich's or Glass's patterns in which continual process evolves one musical idea into another. Feldman's changes are wilful, enforced one by one, to no discernible sequence, and certainly no predictable process. If Reich plays a God who creates beauty in system and order, Feldman's God creates it in weakness and deformity. His is the God of Kafka and Beckett: "Slept, woke, slept, woke, miserable life."


Читать текст полностью (автор: Tom Johnson --- не путать с однофамильцем-композитором).

В общем, здесь в целом справедливо будет высказанное однажды А. Шнитке: Все попытки пересказать музыку словами неизбежно ведут к пошлости, я абсолютно в этом убежден.
Павел Ступин
[981] День рождения Моцарта
27.01.2005
[Рисунок: В. А. Моцарт, последний портрет (AFP, BBCNews.com)] Сегодня - день рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Остался всего лишь год до празднования 250-летия со дня его рождения, которое, надо полагать, будет отмечаться с размахом. Слева воспроизведен недавно идентифицированный и ранее неизвестный портрет великого композитора, который сегодня должен быть выставлен на всеообщее обозрение в одной немецкой галерее. Об этой истории я писал в новости #962.

Приводить многочисленные ссылки в Интернете о Моцарте нет большой нужды - их очень много. Отмечу разве довольно большой англоязычный сайт The Mozart Project.
Алексей Зубов
[980] Филип Гласс: Седьмая симфония и музыка для пипы
27.01.2005
[Рисунок: У Мань и пипа (фото: http://www.chambermusicsocietymn.org)] Продолжаем анонсировать публикации о недавней премьере Седьмой симфонии Филипа Гласса (см. новости #971 и #976). На этот раз: статья в "Washington Times" - "Glass presents mystery in NSO-tribute 'Toltec'" (by J. Duin). Она интересна тем, что автор обнаружил в третьей части симфонии самоцитирование Гласса: чуть ли не буквальное повторение части "New Cities in Ancient Lands" из музыки к фильму "Powaqqatsi"; что вызвало недоумение писавшей (см., в частности, заголовок). Также здесь есть еще один забавный момент. Процитирую:

He [Glass] is not interested in loading his compositions with meaning; thus, the choruses that accompany Mr. Glass' orchestral works sing nonsense syllables.

Если я не ошибаюсь, эти "nonsense syllables" именно в этом сочинении таковыми не являются, а несут смысл связи с мезоамериканской культурой пения, возможно, что и на соответствующем языке (впрочем, не знаю, так ли это).

Родственной теме (Гласс и не-европейская музыка), посвящен небольшой репортаж о концерте У Мань, исполнительнице на пипе (китайской лютне), которая наряду с традицинной китайской музыкой включает в программу своих концертов и сочинения Филипа Гласса, написанные специально для нее.

К слову, Гласс не является единственным в этом смысле. Не менее интересны и серьезные попытки сочетания европейской и азиатской импровизационных традиций расширенным составом "Rova Saxophone Quartet" (включая пипу, правда, без У Мань: здесь играет в общем-то не менее известная Минь Сяо-Фэнь, в ее репертуаре также присутствует музыка Гласса для пипы). В архиве "Other Minds" есть соответствующая запись, сделанная во время прошлогоднего фестиваля "Other Minds 10".
Павел Ступин
[979] Фестиваль музыки советского авангарда 1966-1991 гг. в США
26.01.2005
[Рисунок: Альфред Шнитке (1934-1998): могила (фото: http://www.geocities.com/mike_gurvich/trip/graves/)] В эти дни (с 21 по 28 января) в Нью-Йорке проходит организованный Джульярдской школой крупный фестиваль, посвященный музыке советского авангарда: "Breaking the Chains: The Soviet Avant-Garde (1966-1991)". Масштаб фестиваля - шесть концертов и около тридцати композиторов. По этому поводу появились многочисленные (правда, очень короткие) публикации, в том числе и на русском языке, например, в "Новом русском слове", фрагмент откуда я цитирую ниже:

Надо сказать, что у любого, кто хоть сколько-нибудь знаком или интересуется музыкой 1970-х, 1980-х, 1990-х годов, слюнки потекут от одного лишь перечня композиторов, чья музыка прозвучит в концертах фестиваля: Альфред Шнитке, Гия Канчели, София Губайдулина, Арво Пярт, Валентин Сильвестров, Галина Уствольская, Петерис Васкс, Леонид Грабовский, Валентин Бибик, Александр Кнайфель, Елена Фирсова, Иосиф Барданашвили, Тигран Мансурян и другие. Такое ощущение, что читаешь афишу московского фестиваля "Альтернатива", который возник в конце 1980-х годов. Столь полного и концентрированного представления музыки из бывшего СССР (той, что была написана в период между 1966 и 1991 годами) в Нью-Йорке еще не было.

С подробностями об отдельных концертах фестиваля можно ознакомиться здесь:

Лично меня очень порадовало включение в столь интересную программу фестиваля "Третьего скрипичного концерта" Альфреда Шнитке.
Павел Ступин
[978] Музыканты St. Louis Symphony продолжают забастовку
25.01.2005
Мы продолжаем следить за событиями в Сент-Луисском симфоническом оркестре, одном из старейших симфонических оркестров США, музыканты которого забастовали, не желая подписывать очередной контракт с администрацией на новых (худших для музыкантов) финансовых условиях. Об этой истории я писал в нашей новости #963.

Часто СМИ грешат тем, что они сообщают о каких-то скандальных (или около того) событиях, но впоследствии оставляют читателя в неведении относительно того, как эти события развивались и чем закончились. Не таков информационный портал PlaybillArts.com, корреспондент которого - по имени Бен Мэттисон - регулярно сообщает об обстановке вокруг конфликта в Сент-Луисском оркестре. Итак, в своей самой свежей статье на эту тему он сообщает, что забастовка продолжается, и в очередной раз отменены концерты, планировавшиеся на прошедшие выходные. (Любопытно, что программа этих отмененных концертов состояли исключительно из сочинений русских композиторов: Второго фортепианного концерта Рахманинова, 2-й симфонии Чайковского и "Бабы-Яги", "Волшебного озера" и "Кикиморы" Лядова).

Таким образом, все концерты Сент-Луисского оркестра, планировавшиеся в январе, были отменены. Объявлено и об отмене концерта для детей 1-го февраля. Тем не менее, пока что билеты на плановые концерты 4 и 5 февраля остаются в продаже. Из репортажей Б.Мэттисона не видно, чтобы конфликт хоть как-то продвинулся к своему разрешению. Более того, администрация заявила, что она уже приглашала музыкантов приступить к работе на условиях старого контракта, но музыканты не возвращаются, ссылаясь на ранее сделанное заявление администрации о том, что что они не будут допущены к участию в новом конкурсе на места в оркестре. Кроме того, музыканты неожиданно обнаружили, что их медицинские страховки были аннулированы и пытались было напомнить, что во время предыдущих забастовок оркестра (последняя из которых состоялась несколько десятков лет назад) страховки не аннулировались, на что администрация заметила, что тогда были другие времена и стоимость тогдашних страховок несопоставима с нынешней.

На своем независимом сайте музыканты, насколько я понял, объявили об очередном планируемом - надо полагать, "независимом" - концерте. (Первый "независимый" благотворительный концерт оркестра без контрактов состоялся 14 января и был посвящен жертвам цунами в Азии).

...Какие, право, страсти. Интересно, в нашей стране какие оркестры могут позволить себе забастовать?
Алексей Зубов
[977] Лифановский о саундтреках
24.01.2005
Борис Лифановский в своих еженедельных обзорах "Обертоны по вторникам" затронул такую важную и интересную тему как саундтреки в творчестве академических композиторов.

Не могу не поместить ссылку на статью и заодно рекомендую вам самостоятельно наведываться на "Обертоны" еженедельно.

Примечание (П. Ступин). Интересно, что Борис специально ли случайно ли вдвойне исказил цитату, вынесенную им в эпиграф к своей заметке, приписав И.В.Сталину авторство знаменитого ленинского тезиса "Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк" (Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т.44. - С.579: Беседа В.И.Ленина с А.В.Луначарским), к тому же в изрядно сокращенной форме с измененным смыслом ("Из всех искусств для нас важнейшим является кино".). Заметка тоже (как и понимание мысли Ленина), на мой вкус, написана уж слишком поверхностно.
Андрей Рубцов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное