Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #65 | Тираж 457 экз.


НОВОСТИ с 10.01.2005 по 16.01.05 (8)

Все попытки пересказать музыку словами неизбежно ведут к пошлости, я абсолютно в этом убежден. Есть приближение к пересказу музыки словами тогда, когда каким-то образом воссоздается что-то, имеющее отношение к музыкальной сфере.
Альфред Шнитке
Из бесед с А. Ивашкиным (ок. 1990)
СОДЕРЖАНИЕ:
[968] Классика - детям
[967] Статистика оркестровых концертов в США за прошедший сезон
[966] Логотип Большого театра, нарисованный Грымовым, оказался плагиатом
[965] Рецензия на "4 симфонических квартета" Д. Тсонтакиса в журнале "Эклектика"
[964] День рождения Мортона Фелдмана
[963] Новости от PlaybillArts
[962] Обнаружен неизвестный ранее портрет Моцарта
[961] Рецензия на книгу "Audio Culture: Readings in Modern Music"
[968] Классика - детям
15.01.2005
В январском выпуске "New Music Box" в одной из публикаций очень подробно рассматривается вопрос вовлечения детей в мир академической музыки посредством хорошо продуманных концертных программ. Автор отмечает, что дети, свободные от стереотипов, могут оказаться наиболее восприимчивы к современной музыке. Тема (дети и музыка) - актуальна, и потому неудивительно, что одной из трех тем прошлогоднего "Wien Modern", наряду с музыкой Джона Кейджа и Ольги Нойвирт, стала именно академическая музыка для детей (см. нашу новость #923). Что касается статьи в "New Music Box", то она, как я уже отметил, изобилует деталями, в числе которых продумывание самой структуры концерта, естественной, по-мнению автора, для детского восприятия, а также пример одной из таких программ, который я процитирую ниже вместе с комментарием к ней:

1. Stravinsky: "King Kastchei" from The Firebird
2. Ravel: La Valse
3. Haydn: Menuetto from Symphony No. 97
4. Poulenc: Rag-mazurka from Les Biches
5. Herrmann: Psycho Suite
6. Lutoslawski: Capriccio from Concerto for Orchestra
7. Torke: Green


That may not look too radical [...], but compare it with the typical symphony kiddie concert or outreach program and you'll see how far most orchestras need to progress in their presentations to youths and other new audiences.


Читать статью: Clarke Bustard, "Shock and Awe: Young People's and 'Outreach' Concerts That Could Actually Build a New Audience".
Павел Ступин
[967] Статистика оркестровых концертов в США за прошедший сезон
14.01.2005
Лига Американских симфонических оркестров выпустила любопытный доклад, содержащий информацию о всех концертах прошедшего сезона более 100 ведущих оркестров США.

В нем, в частности, содержатся такие любопытные данные:

Самые популярные композиторы:
Scheduled Performances
Beethoven, Ludwig Van 688
Mozart, Wolfgang Amadeus 675
Brahms, Johannes 359
Tchaikovsky, Piotr Ilyich 333
Dvorak, Antonin 310
Berlioz, Hector 276
Prokofiev, Sergei 255
Ravel, Maurice 235
Rachmaninoff, Sergei 224
Shostakovich, Dmitri 217

Самые популярные произведения за сезон:
Scheduled Performances
Beethoven, Ludwig Van Symphony No. 5 in C Minor, Op. 67 61
Berlioz, Hector Symphonie Fantastique, Op. 14 53
Rimsky-Korsakov, Nikolai Scheherezade, Op. 35 49
Brahms, Johannes Violin Concerto in D Major, Op.77 49
Beethoven, Ludwig Van Symphony No. 6 in F Major, Op. 68 49
Tchaikovsky, Piotr Ilyich Symphony No. 6 in B Minor, Op.74, "Pathétique" 46
Beethoven, Ludwig Van Piano Concerto No. 4 in G Major, Op. 58 46
Beethoven, Ludwig Van Symphony No. 9 in D Minor, Op. 125 45
Handel, George Frederic Messiah 44
Beethoven, Ludwig Van Concerto, Violin, in D Major, Op. 61 44
Beethoven, Ludwig Van Piano Concerto No. 3 in C Minor, Op. 37 44


Полностью доклад в формате PDF можно скачать здесь.
Андрей Рубцов
[966] Логотип Большого театра, нарисованный Грымовым, оказался плагиатом
14.01.2005
[Рисунок: ] По сообщению журнала Формат новый логотип Большого театра оказался плагиатом.

"Знаете, что самое смешное в истории с логотипом Большого театра? То, что картуш Грымовым не нарисован (это еще можно было бы оценить), а смело взят без всяких изменений из коллекции Aridi Vol. 10 - Ribbons, Banners & Frames. Цена за стиль Большого театра − (минус) 99,95 $ за диск с 'венками' (с учетом доставки) = чистая прибыль от 'работы с идеей'.

'Я хотел создать впечатление спокойствия и величавости без суеты и мелких деталей. Логотип круглый, как медаль, на нем изображен фасад ГАБТа, с колоннами и квадригой Аполлона на крыше.

Под картинкой слова - 'Большой' (слово 'Большой' набрано крупно) и 'театр'. И дата основания - 1776 год. Есть вариант менее строгий: для обрамления используется растительный венок из листьев. Я сознательно работал с идеей некоторой вычурности, помпезности, театральности'.

'За период разработки оформлено больше 500 различных элементов'. Можно сделать хоть 500 000 различных элементов для богатого уважаемого клиента - есть много прекрасных клипартов на этой планете."


Читать журнал целиком (PDF формат).
Андрей Рубцов
[965] Рецензия на "4 симфонических квартета" Д. Тсонтакиса в журнале "Эклектика"
13.01.2005
[Рисунок: Джордж Тсонтакис (фото: http://www.presser.com)] После продолжительного перерыва в арт-журнале "Электика" обновилась колонка "Making Time", посвященная академической музыке. В этот раз здесь представлена подробная рецензия на "Четыре симфонических квартета" Джорджа Тсонтакиса, недавно, к слову, ставшего лауреатом премии "Grawemeyer Award" за свой "Второй скрипичный концерт" (об этом событии мы не писали, но о самой премии и ее прошлогоднем обладателе кореянке Унсук Чин можно прочитать в нашей новости #659). "Четыре симфонических квартета" написаны "по мотивам" стихотворений Т. С. Элиота, объединенных в "Четыре квартета"; причем, Элиот, в свою очередь, словом воплощал поздние струнные квартеты Бетховена. Автор рецензии Дон Мейджер отмечает, что в основе каждой части, выстроенной Тсонтакисом на основе фразировки, присущей Элиоту, присутствует изначальный базовый жест, чья трансформация по ходу развития музыки подчеркивает его элементарную природу.
Павел Ступин
[964] День рождения Мортона Фелдмана
12.01.2005
[Рисунок: Аки Такахаси и Мортон Фелдман (фото: http://www.bunitamarcus.com)] Мортону Фелдману (1926-1987) сегодня исполнилось бы 79 лет. О Фелдмане я пишу достаточно часто, а слушаю, к счастью еще чаще, поэтому нет необходимости как-то подробно раскрывать отношение к нему именно здесь и сейчас, в связи с чем хотелось бы просто указать на заслуживающие внимания публикации о Фелдмане, которые еще, возможно, неизвестны нашим читателям.

Так, вчера на значительно измененном (однозначно в лучшую сторону: всем рекомендую ознакомиться) в новом году сайте "Sequenza21" появилось двойное интервью между Кристиной Фонг (скрипка, альт) и Полом Херси (фортепиано), озаглавленное "10 Questions About Morton Feldman" (название нечаянно вызывает в памяти другую, правда, значительно более продолжительную, беседу "Ten Nasty Questions put to Petr Kotik by Walter Zimmermann" (On Performing Feldman's "For Philip Guston")). Формальным поводом для него стала работа этих двух исполнителей над готовящимся к выходу на OgreOgress диском, где представлены все работы Фелдмана для скрипки/альта и фортепиано. Ниже я привожу одну пару вопрос-ответ из первой части этого интервью:

CF (C. Fong): If you were to compare Morton Feldman's music to another genre of art, what would it be and how would you compare it?

PH (P. Hersey): Let me make a comparison not to art forms but rather to interpersonal relations and a feeling or idea of love, tenderness, careful thorough attention and gentleness.


Также большой интерес представляет сравнительно недавно (во второй половине прошлого года) открывшийся сайт Буниты Маркус. Композитор Бунита Маркус (навряд ли найдется ценитель музыки Фелдмана, не слышавший, по крайней мере, названия одной из поздних его работ "For Bunita Marcus") последние годы жизни Фелдмана входила в ближайший круг его общения, поэтому так естественно видеть на этом сайте раздел "The Feldman Files", где можно найти такие редкие (отсутствующие на других сайтах) материалы как панегирик, написанный Бунитой Маркус на смерть Фелдмана, а также многочисленные фотографии (одна из них, где изображен Фелдман вместе пианистской Аки Такахаси, иллюстрирует эту новость) и автографы Фелдмана.

Наконец, хотелось бы внести поправки в нашу новость #960 (Мортон Фелдман и Джон Кейдж: "Радиохеппенинги" I и II в архиве "Other Minds"). Дело в том, что я дал в ней не совсем точную (если не сказать более: ошибочную) информацию: новые две части радиохеппенингов не дополняют те, что выкладывались до них, а, скорее, как-то пересекаются (во многом, повторяя) с ними; к тому же буквально на следующий день после публикации новости в архиве появилась третья часть, а та, на которую мы ссылались еще в прошлом году, была удалена. Другими словами, сейчас в архиве "Other Minds" представлены части I-III; остальные будут, видимо, позже. Если кто-то скачивал более раннюю версию, то рекомендую ее "обновить".

Что касается "Radio Happening III", то вот его краткое содержание:

"There is so little talk these days." Talking in England. The ICA lectures. Kitaj. David Sylvester. English pompousness. Cardew. Compositions as "work-in-progress". Thinking about Mozart. Webern and other possibilities for new music. Differences between Boulez and Stockhausen piano pieces. Varese and process. Space, silence, notation, scales. Finding the vertical. Grandeur of Varese. Stockhausen's refusal. Looking into the future. Buckminster Fuller's ideas on ending war.



Дополнение от 13.01: рад сообщить, что сегодня опубликованы и части IV и V радиохеппенингов.

Содержание "Radio Happening IV" (продолжительность: 43:48):

Design in a disposable world. How our sense of time has changed. "How do we spend our time?" Conversation as enjoyment. Impermanence and music. "Do you prefer the composition, or hearing the music?" Feldman working on "In Search of an Orchestration". Composers silent on Vietnam. Painters are not. Protests in Europe. Fuller's views and World Resources Inventory. Global Village.

Содержание "Radio Happening IV" (продолжительность: 54:39):

Varese or Webern? On Boulez. On an upcoming concert in Cincinnati. Problems, stories of performances. "Why do you continue to compose?" Creating new notation. Students making compositions. The way things are done nowadays. Things are "less narrow now". Children, and the Middle Ages. "If we apply ourselves to the social situation... as composition rather than criticism, we'll get somewhere!"

Павел Ступин
[963] Новости от PlaybillArts
11.01.2005
[Рисунок: PlaybillArts.com] Несколько дней назад я натолкнулся на американский сайт PlaybillArts.com и теперь с интересом его читаю.

Вот несколько последних новостей, опубликованных на этом сайте.

Kirov Ballet Presents Ratmansky's Cinderella at Kennedy Center. Балет Мариинского театра ("Кировский балет") сегодня представит "Золушку" С.Прокофьева в постановке Алексея Ратманского, нынешнего руководителя балета Большого театра. Этим откроется серия выступлений Мариинского театра в Кеннеди-центре. (Автор статьи написал "Boris Gudnov" - надо полагать, что это значит "Борис Годунов", если только тут не имеется ввиду специальное название оперы для американских гастролей).

John Eliot Gardiner to Release Complete Bach Cantatas on His Own Label. Знаменитый дирижер Джон Элиот Гардинер начнет выпуск серии из 51 CD с записями всех кантат И.С.Баха. Это будет запись большой концертной серии 2000 года, когда Гардинер вместе с Monteverdi Choir и English Baroque Soloists в рамках баховских торжеств исполнил все кантаты великого композитора. Для осуществления проекта Гардинер создал свой собственный лейбл Soli Deo Gloria, поскольку компания Deutche Grammophon расторгла контракт на выпуск этой CD-серии.

Rachmaninoff Heirs Take Sotheby's to Court Over Manuscript. Начинается судебное слушание по делу о правах на владение уникальной рукописью С.Рахманинова. Речь идет об обнаруженном в сентябре прошлого года 320-страничном нотном автографе 2-й симфонии композитора. Открытие этой рукописи было большим событием, поскольку авторский вариант симфонии считался навсегда утерянным. Автограф должен был быть выставлен на аукционе Sotheby's в декабре со стартовой ценой 300-500 тыс. фунтов стерлингов, но родственники Рахманинова потребовали снять манускрипт с торгов и сейчас будут пытаться через суд заявить на него свои права.

St. Louis Symphony Musicians to Perform Tsunami Benefit Despite Work Stoppage. Это в продолжение темы неашей недавней новости #957. Противостояние музыкантов и администрации Сент-Луисского симфонического оркестра продолжается, и пока что дело не сдвинулось с мертвой точки. На официальном сайте оркестра появились разъяснения администрации и обращение к держателям билетов и абонементов. Сдаваться, похоже, ни та ни другая сторона не собирается - смысл заявлений администрации сводится к тому, что или зарплата будет понижена, или оркестр перестанет существовать, а музыканты не хотят понять экономические реалии. Концерты, запланированные на прошедшие выходные, были отменены; об отмене ближайших концертов 15 и 16 января пока ничего не сказано. Тем временем музыканты открыли независимый сайт оркестра и объявили о независимом благотворительном концерте 14 января для сбора пожертвований в пользу пострадавших от цунами в Азии. Дирижировать будет бывший первый кларнетист оркестра.

Ну и напоследок - Музыка против хулиганов - статья русской службы BBC. Непосредственное продолжение темы новости #938.
Алексей Зубов
[962] Обнаружен неизвестный ранее портрет Моцарта
11.01.2005
[Рисунок: В. А. Моцарт, последний портрет (AFP, BBCNews.com)] Неизвестный до сих пор портрет Моцарта кисти Иоганна Георга Эдлингера обнаружен в Берлинской картинной галерее Gemaeldegalerie.

Галерея приобрела эту картину еще в 1934 году - и на протяжении последних 70 лет во всех каталогах ее описывали как "Портрет неизвестного". Старший куратор галереи Райнер Михаэлис уверял, что неизвестный с портрета очень похож на Моцарта. Чтобы подтвердить свою догадку, он предложил провести исследование с применением самых современных компьютерных технологий и привлек для работы эксперта-моцартоведа Вольфганга Зайлера. Компютерное сравнение портрета с портретом Моцарта, написанным 13 годами ранее, полностью оправдало предположение Михаэлиса.

По всей видимости, это последний прижизненный портрет великого композитора, сделанный во время его пребывания в Мюнхене в 1790 году. Годом позже Моцарт скончался.

Свой первоначальный вид портрет получил благодаря реставратору берлинской галереи Уте Штер.

Портрет будет представлен публике 27 января - в день рождения композитора.

(По публикациям BBCNews и osvita.org.ua)
Алексей Зубов
[961] Рецензия на книгу "Audio Culture: Readings in Modern Music"
10.01.2005
[Рисунок: Обложка книги 'Audio Culture'] В начале декабря прошлого года мы анонсировали выход книги "Audio Culture: Readings in Modern Music", одна из 57 статей которой была временно опубликована на newmusicbox.org, наряду с беседой с редактором этой антологии (см. нашу новость #929). В первом выпуске за этот год другого интернет-журнала, "Paris Transatlantic", появилась развернутая, аргументированная и полная конструктивной критики рецензия на нее. Любопытно, что ее автор (Dan Warburton, см. нашу новость #672), отмечая все достоинства книги, все же подчеркивает ее постмодернизмообразие, на которое прозрачно намекали и мы.

Из других материалов январского выпуска "Paris Transatlantic" кого-то, возможно, заинтересует рецензия на запись музыки Лукаса Лигети (раздел "Contemporary"), как выяснилось, сына всем хорошо известного Дьёрдя Лигети.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное