Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #66


НОВОСТИ с 17.01.2005 по 23.01.05 (8)

Все, к чему прикасается Вагнер, заболевает; он сделал музыку больной
Фридрих Ницше
(1889)
СОДЕРЖАНИЕ:
[976] Исполнение 7-симфонии Филипа Гласса
[975] Открытие фестиваля музыки И. Брамса в Москве
[974] Новый сайт Большого театра
[973] Публикация архивных записей музыки Мортона Фелдмана на ubu.com
[972] Музыкальная тематика на anekdot.ru
[971] Мировая премьера 7-ой симфонии Филипа Гласса
[970] Органов в России становится больше и больше, но не все так просто
[969] Английское издание книги А. Дюрра о кантатах И. С. Баха
[976] Исполнение 7-симфонии Филипа Гласса
22.01.2005
[Рисунок: Chuck Close: 'Phil' (1969)] Состоялась мировая премьера 7-ой симфонии Филипа Гласса, уже анонсировавшаяся нами ранее в новости #971. Во втором отделении концерта Национальным симфоническим оркестров США под управлением Леонарда Слаткина были также исполнены 11 песен из цикла "Волшебный рог мальчика" Густава Малера. По этому поводу "Washington Post" опубликовал рецензию (см.: C. Porter, "NSO Explores Worlds Apart in Mahler, Glass"). В ней, в частности, говорится о том, что исполнение нового сочинения Гласса стало разочарованием, не в последнюю очередь из-за весьма посредственного, если не сказать невыразительного, исполнения. От музыки автор статьи в "Washington Post" также не в восторге, но судя по общему тону рецензии и подчеркиванию контраста между 7-ой симфонией Гласса и песнями Малера, в адрес исполнения которых высказано немало лестных комплиментов, - это все же во многом результат некоторой предвзятости.
Павел Ступин
[975] Открытие фестиваля музыки И. Брамса в Москве
21.01.2005
[Рисунок: Иоганнес Брамс (1september.ru)] С 20 января по 4 февраля в Московском Доме Музыки пройдет международный музыкальный фестиваль "Иоганнес Брамс".

Монографические фестивали стали особым художественным знаком Московского международного Дома музыки. Линию прошлогодней "Моцартианы" продолжит в январе-феврале 2005 года новый проект - фестиваль музыки И.Брамса. В программах фестиваля - весь жанровый спектр творчества Иоганнеса Брамса: симфонии и инструментальные концерты (23 января, 4 февраля), органные опусы (27 января) и камерные сочинения (2 февраля), в том числе редко звучащие секстеты (30 января), вокальные миниатюры (25 января) и знаменитый "Немецкий реквием" - одно из самых масштабных сочинений композитора (20 января).


Это было из сообщения информационного центра правительства Москвы. Там же можно найти полную программу фестиваля. Программу можно найти и здесь, на сайте ММДМ. Эти две программы немножко отличаются - в первой из них названы исполняемые сочинения, а во второй - во многих случаях нет. Кроме того, в концерте 27 января с программой из органных и хоровых сочинений Брамса в программе правительства Москвы объявлен хор п/у В. Полянского, а в анонсе ММДМ - надо полагать, более позднем и поэтому более правильном - объявлен хор Московской Консерватории п/у Б.Тевлина. В любом случае на нашей ленте новостей уже гораздо больше года как готов анонс к этому концерту. (Не верите - посмотрите нашу новость #493). В программе, опубликованной на сайте ММДМ, мне почему-то особенно понравилась фраза: "Секстеты Брамса - редкое лакомство в московском концертном меню. Великий немецкий романтик создавал их в пору своей молодости, и кто, как не молодые исполнители могут передать нежный вкус и благоуханный аромат этой дивной музыки.", а также то, что там фестивальный концерт N5 25 января состоится ранее концертов N3 27 января и N4 30 января.

Сегодня - первый концерт фестиваля: "Немецкий реквием" великого композитора в исполнении БСО и Хора Академии хорового искусства. Дирижер - В. Федосеев. Незадолго до открытия фестиваля он дал интервью газете "Новые известия":

"...Брамс - это огромная глыба музыки, наполненная глубокими и интересными размышлениями и драматическими конфликтами. Он настолько доверяет исполнителю, что дает ему свободу, возможность творить самому. Брамс не относится к композиторам, которые везде оставляли свои указания, но чтобы его исполнять, нужно обладать жизненным опытом, вкусом и чувством меры. И учитывать восприятие публики. Потому что она, как правило, слушает музыку не головой, а сердцем. Если все сделано правильно, зал затихает настолько, что думаешь: в нем что, нет публики? Ушла? Вот это самое большое счастье..."

Читать весь текст интервью В. Федосеева.
Алексей Зубов
[974] Новый сайт Большого театра
20.01.2005
[Рисунок: Большой театр] У Большого театра - новый сайт. Создание снова поручили фирме РБК-софт.

Краткая рецензия - сайт наконец-то безупречен.

Адрес несложен.
Андрей Рубцов
[973] Публикация архивных записей музыки Мортона Фелдмана на ubu.com
19.01.2005
[Рисунок: Э. Блюм, М. Фелдман, Б. Маркус (фото: Я. Уильямс)] В числе зимних поступлений в архив современного искусства UBUWEB есть одно, которое не может не радовать: публикация оцифрованных архивных записей с концертов музыки Мортона Фелдмана, сделанных в SUNY Buffalo, где Фелдман долгое время был преподавателем композиции. Всего сделано доступными для скачивания записи пока девяти сочинений (возможно, позднее эта уникальная коллекция пополнится):
  1. Instruments I
  2. Instruments 3
  3. Elemental Procedures
  4. Orchestra
  5. Three Clarinets, Cello and Piano
  6. String Quartet and Orchestra
  7. Turfan Fragments
  8. Madame Press Died Last Week at Ninety
  9. The King of Denmark


Файлы представлены в формате mp3, 192 kbps (также хочу сказать, что ссылка на ubu.com на 6-ую композицию в этом списке дана неправильно - в нашем списке: правильно). Как видим, в списке присутствует "Turfan Fragments", о котором, в частности, в своем эссе "Feldman" (1997) Стив Райш говорит как о фелдмановском шедевре, наряду с "Piano and String Quartet". Кроме этого, хочу обратить внимание на то, что в записи композиции "Three Clarinets, Cello and Piano" приняли участие как сам Фелдман (фортепиано), так и британский композитор Гаррисон Бертвистл (кларнет). Произведение "The King of Denmark" для ударных в исполнении Макса Нейгауза сопровождается нотным текстом. Наконец, в исполнении "Instruments 3" задействованы такие тонкие интерпретаторы музыки Фелдмана как Эберхард Блюм (флейта) и Ян Уильямс (ударные). Сложно переоценить значение этих записей.
Павел Ступин
[972] Музыкальная тематика на anekdot.ru
19.01.2005
[Рисунок: Баннер anekdot.ru] Сегодня на самом популярном сайте анекдотов Рунета anekdot.ru историей дня стала дурацкая и, естественно, неприличная история про одного "очень известного ныне дирижера, возомнившего себя гением уже в 80-х годах".

Факт примечательный - на моей памяти это третий раз, когда музыкальная тематика помогает истории или анекдоту стать лучшей за день, однако сама история не стоит того, чтобы с ней знакомиться.
Андрей Рубцов
[971] Мировая премьера 7-ой симфонии Филипа Гласса
19.01.2005
[Рисунок: Филип Гласс (фото: http://philipglass.com)] В вашингтонском "Kennedy Center" 20 января (с повторным исполнением 21 и 22 января) состоится мировая премьера 7-ой симфонии Филипа Гласса, которому, к слову, совсем скоро (31 января) исполнится 68 лет (об этом, по традиции, я думаю, мы напишем специальную новость; возможно, с публикацией каких-то интересных материалов о музыке Гласса). Как это свойственно творчеству Филипа Гласса (достаточно вспомнить исполняемую на санскрите "Сатьяграху" или 5-ую симфонию, где в качестве программных задействованы тибетские, индийские, арабские, еврейские, китайские, японские и др. сакральные тексты), в своей новой работе он обращается к не-европейскому культурному наследию: в этот раз к мезоамериканской традиции. В связи с премьерой сочинения, в американском "Washington Post" появилась очень большая статья (T. Page, "Nothing Less: Philip Glass's New Symphony Is Anything but Minimal", для чтения необходима предварительная бесплатная регистрация), где можно найти подробности о готовящемся исполнении, замысле симфонии, а также краткое описание творческого пути Филипа Гласса.

В нашей новости #967 ("Статистика оркестровых концертов в США за прошедший сезон") Андрей Рубцов привел ссылку на любопытный во многих отношениях статистический отчет ("Orchestra Repertoir Report 2003-2004") о том, что исполняется симфоническими оркестрами в США. Выясняется, что современная оркестровая музыка, даже, казалось бы, столь популярного Гласса практически не исполняется (а оркестровая музыка, скажем, Фелдмана и Кейджа не исполняется в США вообще; зато регулярно исполняется в Европе, см. тот же "Wien Modern 2004"). На основе этого отчета, разумеется, выводы делать нельзя, так как понятно, что ситуация отличается в заметно лучшую сторону для камерной музыки, благодаря многочисленным ансамблям, специализирующимся на современном искусстве, но тем не менее, я думаю, и в этом отношении премьера 7-ой симфонии является событием.
Павел Ступин
[970] Органов в России становится больше и больше, но не все так просто
18.01.2005
[Рисунок: Батарея труб En Chamade на фасаде органа ММДМ (www.mmdm.ru)] Список органов, построенных в России за последние год-два:
1. 20 декабря 2003 г., Пермь. Построен новый орган 'Глаттер-Гётц' в Пермской филармонии.
2. 8 июня 2004 г., Томск. Стараниями министра финансов Алексея Кудрина и губернатора Томской области Виктора Кресса восстановлен орган Малого зала тамошней филармонии, молчавший почти семь лет.
3. 2 октября 2004 г., Дубна. В хоровой школе для мальчиков и юношей открыт орган в 30 регистров.
4. 2004 г., Москва. Детская музыкальная школа имени Прокофьева*) приобрела два электронных органа за $60000.
5. 21 декабря 2004 г., Москва. Инаугурация органа в Доме музыки.
6. 14 января 2005 г., Санкт-Петербург. Извлечен 'первый звук' на обновленном органе питерской филармонии имени Шостаковича в присутствии президентов России и Германии - Владимира Путина и Хорста Келера.
7. 16 января 2005 г., Москва. Освящение органа Kuhn в соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
*) К вопросу об органах в учебных заведениях: ждет своего часа органный класс при Дворце культуры МГУ; старый электронный инструмент, которому уже за тридцать, эксплуатируется нещадно (желающих учиться много!), а на новый пока нет денег. Одна надежда на г-на Садовничего...


Это из статьи Я. Смирницкого, опубликованной во вчерашнем "Московском комсомольце". Действительно, отрадно знать, что за последнее время в России было установлено (отреставрировано) так много - по нашим меркам - органов, пусть даже включая электронные, т.е. построенные по принципу digital sampling - цифровой имитации звучания настоящих органных труб. Лишь такой большой электронный орган долгое время звучал в католическом Соборе Непорочного Зачатия в Москве, но наконец-то там установлен и освящен "настоящий". Прочитайте в статье интересные подробности доставки и установки этого органа (спешите это сделать, т.к. статья может скоро уйти в платный интернет-архив).

Об органе в ММДМ (п.5 приведенного списка) я подробно писал в нашей новости #942. Кстати, прочтите несколько статей об этом органе (я заимствую список с официального сайта ММДМ):

- 23.12.2004 Органное Рождество (Российская Газета)
- 23.12.2004 Торжество величавости (Время Новостей)
- 22.12.2004 Гигант с птичьим голосом (Утро.Ру)
- 21.12.2004 Они слетаются на трубы (Московский Комсомолец)
- 12.12.2004 Царь-Орган (Огонек)

В некоторых местах в этих статьях есть небольшие технические "ляпы", но я не буду на них тут указывать, а обращу внимание читателей на заключение цитированной статьи Я. Смирницкого:

"ДАР ИЛИ АФЕРА? В деле обновления питерского органа много темных пятен. В минувшую пятницу открыли орган в Санкт-Петербургской филармонии. Директор фирмы 'Клайс' передал ключи от него Юрию Темирканову. За их манипуляциями наблюдали два высоких гостя - президенты России и Германии. Но что стоит за этим?
С 1903 г. этот орган фирмы 'Валькер', стоял в актовом зале Клинического повивально-гинекологического института профессора Отта. В 1931 г. орган переводят в Большой зал филармонии. Играл он себе, играл до начала 70-х, пока не увял. На его 'ремонт' приехали чехи из фирмы 'Ригер-Клосс'. Они много дров наломали. Реставрацией там и не пахло - создали новый орган с вкраплением где-то одной трети труб от 'Валькера'. К началу 2000-х он вновь вышел из строя... Где взять деньги на ремонт? 2000-е годы - это время активного обсуждения между Россией и Германией вопроса о возвращении культурных ценностей, вывезенных русскими войсками во время Второй мировой. Так вот, немцы решают почти полностью оплатить реставрацию органа в филармонии. А это около 1,3 млн. евро. Что же взамен? Пресса тех лет (2002) совершенно четко увязывала ремонт органа с передачей немецкой стороне 111 витражей из готической Мариен-кирхи во Франкфурте-на-Одере. Витражи хранились в Эрмитаже, потом их под шумок отдали, теперь все замолчали. Думаю, что их стоимость с легкостью окупает и орган, и церковь Успения, и много всего того чудесного, что связано с господами Швыдким, Пиотровским и прочими-прочими... Для обновления органа пригласили фирму 'Клайс'. Идея была такая: реставрировать орган под прежний 'Валькер' - тот, что был до чешского вмешательства. Хотя в целом орган вышел неплохой, но 'Валькером' в нем и не пахнет. Кстати, немцы вынули из прежнего 'Валькера' всю чешскую часть и заменили на свою, клайсовскую. Куда девалась эта часть? Вопрос существенный - ведь это около 32 регистров, свыше 1500 труб, прежний пульт, проспект (видимая часть инструмента). Если все это увезли в Германию - отчего надо было немцам такой подарок делать? Если загнали кому-то 'налево' - это преступление. Если свалили в кучу в сарае - это преступление вдвойне."


От этих строк сильно пахнет "заказухой". К сожалению, я не знаю точно, кто такой Ян Смирницкий (относительно недавно появившийся в "МК"), но мне представляется высоковероятным, что автор не мог это все написать иначе как под чью-то диктовку. Меня - по многим причинам - заинтересовал этот последний абзац. Посмотрим: если мне удастся узнать какие-то подробности, возможно, я опубликую их на нашей ленте.
Алексей Зубов
[969] Английское издание книги А. Дюрра о кантатах И. С. Баха
17.01.2005
[Рисунок: Oxford University Press] Oxford University Press (издательство Оксфордского университета) готовит к выпуску первое английское издание подробнейшей книги, посвященной баховским кантатам - "Bach's Cantatas", принадлежащей перу одного из самых почитаемых ученых-баховедов Альфреда Дюрра (р. 1918). Ядро книги составляет рассказ о каждой кантате И.С.Баха; приводятся оригинальные тексты либретто с английским параллельным переводом; они снабжены детальным научным комментарием. Издатели обещают, что по сравнению с последним (шестым) немецким изданием этой классической книги, вышедшим в 1995-м году, текст англоязычного издания будет тщательнейшим образом проверен и дополнен в соответствии с самыми последними достижениами музыкально-исторической науки.

Ожидается, что книга выйдет в марте этого года. Твердый переплет, 900 страниц, 150 фунтов стерлингов в английской версии и 255 долларов в американской.

Среди других книг, выпускаемых в ближайшее время издательством Oxford University Press, отметим "Ways of Listening: An Ecological Approach to the Perception of Musical Meaning" by Eric Clarke. Название этой книги можно перевести приблизительно как "Пути (способы) слышания. Экологический подход к восприятию смысла (содержания) музыки". Эрик Кларк - автор вышедшей в прошлом году в том же издательстве книги "Empirical Musicology: Aims, Methods, Prospects".
Александр Волков



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное