Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (повтор выпуска от 31.12.2004)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #63 | Тираж 453 экз.


Уважаемые читатели: повторяем наш предновогодний выпуск от 31 декабря прошлого года, который не вышел своевременно в связи со сбоем работы subscribe.ru. Завтра (в воскресенье) выйдет очередной выпуск в обычном режиме.

НОВОСТИ с 27.12.2004 по 31.12.04 (6)

Простота , правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства
Кристоф Виллибальд Глюк
СОДЕРЖАНИЕ:
[955] Новогоднее обращение к читателям
[954] Анонс: новый состав Квартета Большого театра и Я.Кацнельсон выступят 4 января
[953] Презентация-круглый стол, посвященный выходу книги Булеза
[952] Сайты 'Мир Ксенакиса', 'Мир Ноно' и 'Мир Шостаковича'
[951] Хворостовский, Флорес и Led Zeppelin
[950] Итоги музыкального года
[955] Новогоднее обращение к читателям
31.12.2004
В преддверии Нового года мы обращаемся ко всем нашим читателям с праздничными поздравлениями. Ниже помещены новогодние обращения Алексея Зубова, Павла Ступина и Андрея Рубцова.

[Рисунок: Алексей Зубов (в юности)] Алексей Зубов:

Уважаемые читатели нашей ленты новостей!

В наступающем 2005 году, конечно же, я хочу высказать достаточно традиционное пожелание - больше хорошей музыки! "Больше" здесь не обозначает непременно "больше по количеству", но больше такой музыки, которая приносит - тут я заимствую терминологию Павла Ступина - большой, глубокий опыт восприятия, переживания и - для музыкантов - исполнения. Этот опыт предполагает внимательное слушание (не говорю "вдумчивое", чтобы не вызвать у кого-то ассоциацию с "рационально-рассудочным" в противовес "чувственному"), и поэтому не связан в общем случае с количеством прослушанного. (Например, я сам с трудом могу слушать больше 2-3 компакт-дисков в месяц новой для меня музыки, так же как мне трудно ходить на большие концерты чаще, чем 2-3 раза в месяц).

Кроме того, акцент в моем пожелании я делаю и на слове "хорошей". У разных слушателей различны симпатии и антипатии в музыке, и удовлетворительного универсально-абсолютного критерия "хорошести" музыки не существует, да и не может существовать - по многим причинам, в том числе и языковым. Вместе с тем для каждого из нас "хорошей" музыкой может стать именно та, которая приносит тот самый "глубокий опыт". Трудно объяснить словами, в чем именно он заключается (любители философии и/или художественного слова могут попробовать силы в составлении его новых описаний), но я уверен, что говорю здесь о довольно понятной вещи.

Еще я хочу призвать всех читателей постоянно развивать кругозор - от так называемой "старинной" музыки до музыки наших современников. Музыка (может быть, даже в большей степени, чем другие искусства), так же как и философия, не знает "прогрессивного" развития, если под "прогрессом" понимать нечто в попперовско-лакатосовском смысле, подобное "прогрессу" в развитии естественных наук. Разные эпохи сменяют друг друга, часть знания предыдущих поколений остается последующим - при этом что-то вроде бы "накапливается", но всегда остается некоторый практически неизменный круг проблем, волнующих вопросов, чувств и ощущений, которые каждым поколением (в лице каждого индивидуума) осознаются и переживаются заново. Выражением этих переживаний в известной степени является искусство (и философия). Этому не противоречит различие эстетических воззрений и художественной техники, характерных для той или иной исторической эпохи. Мы живем в замечательное время, когда мы в состоянии осознавать - строить в себе - "диалог" культур различных эпох и постоянно открывать для себя нечто новое - как находящееся в далеком прошлом (в "старинной" музыке, например), так и во многочисленных произведениях наших современников. К сожалению, до сих пор распространено мнение, что современная академическая музыка якобы слишком "сложна", а то и "плоха" в сравнении с так называемой "настоящей классикой". В новогоднем поздравлении не место много рассуждать об этом странном парадоксе - я пожелаю лишь не становиться "окаменелостями" и помнить о том, что во все времена - вплоть до середины 20 века - истинные любители музыки интересовались в первую очередь сочинениями своих современников. Термин "окаменелость" принадлежит выдающему французскому композитору А. Онеггеру, обозначившему им тех слушателей, которые невосприимчивы к "новой" музыке и упрямо "встречаются" лишь в строго определенных временных "пластах". Интересно, что термин "окаменелость" в онеггеровском понимании в последние десятилетия приобрел еще более точный смысл "нахождения в строго определенном археологическом слое". Я имею ввиду группу - к счастью, сейчас довольно немногочисленную - слушателей и музыкантов, упорно неприемлющих уже вполне сформировавшуюся традицию исторически информированного исполнительства (на жаргоне - неточно - иногда называемую "аутентичным"). В общем, еще раз, желаю всем не "окаменевать" и расширять свой кругозор, а также стремиться к идеалу настоящего musicus'а, описанного еще Боэцием...

Наша лента вполне успешно существует уже более двух лет, за это время мы приобрели довольно большую аудиторию. Последние месяцы мы стабильно имеем 80-100 посетителей в (рабочий) день, и, кроме того, на наши еженедельные рассылки, выходящие на subscribe.ru и content.mail.ru, подписано около 750 подписчиков. Это - с учетом нашей тематики - немало. У нас есть дальнейшие планы по совершенствованию деятельности, но пока что открывать их не буду, потому что, как водится, я не могу точно прогнозировать сроки их реализации. В любом случае в наступающем году вы увидите здесь нечто новое, как мы надеемся, еще более интересное.

С НОВЫМ ГОДОМ!




[Рисунок: Павел Ступин (М. Ротко)] Павел Ступин:

В своем новогоднем поздравлении я бы хотел пожелать всем нашим читателям одного - аскезы.

Интернет, частью которого является и наша лента новостей, способствует сверхдоступности огромных объемов музыки: через сети обмена файлами, специальные архивы и примыкающие к ним сообщества, участие в обменах музыкальными дисками по почте и разнобразными другими средствами. Еще большие объемы информации окружают саму музыку в виде многочисленных комментариев разного уровня проникновения в суть. Вовлеченность в интернет делает естественным потребление всего этого в сопоставимых с предложением размерах. В этом опасность. Ее, по иронии, пытаются предотвратить завышенные цены на компакт-диски, неожиданно для себя получающие новый смысл - смысл стимулирования аскезы.

Опасность - в незаметной подмене опыта музыки его суррогатом: потреблением имен и названий, коллекционированием, приобретением одного не столько ради него самого, сколько ради перехода к приобретению другого следующего.

Что такое опыт музыки? Что вообще говоря испытывается? Испытывается очень сложное. Требующее многократного повторения. Времени. Изоляции. Внимания. Ритуала. Переход с одного на другое обесценивает в итоге оба. Мало думают о том, как вообще слушать музыку.

Нет смысла иметь представление обо всех композиторах, даже всех сочинениях одного: это обрекает на поверхностные клише о каждом. Достаточно опыта немногих нескольких. Музыка - медиум для вовлечения в метафизическое, а оно - одно. Выбор конкретного круга - во многом случаен и субъективен по составу (не по содержанию), но оттого не менее значим. Для его обретения жизненно необходима аскеза.

C Новым годом!




[Рисунок: Андрей Рубцов (без гобоя)] Андрей Рубцов:

Друзья, наступает 2005 год. Всего лишь меняется одна цифра на другую, но все мы по привычке ждем какого-то чуда и в нас теплится надежда, что вот наконец-то все станет хорошо, проблемы уйдут, жизнь будет каждый день как сказка и зарплату, конечно же, увеличат в три раза.

И хотя каждый год реальность не подтверждает наши надежды мы все равно верим в лучшее, в чудо, в сказку, как в детстве зачарованно глядя на елку и ожидая сказочных подарков (ну а тех, кто не верит мне искренне жаль).

Сегодня я играл "Щелкунчика" с РНО и думал о том какая до боли знакомая музыка, какая порой наивная, какие простые мелодии, гармония, как очевидна форма и структура каждой пьесы...
И как хочется поддаться этой наивности и простоте, окунуться в нее с головой, забыть, что ты можешь играть эту музыку уже наизусть, и представить, что все впервые и практически по-настоящему - так, чтобы от уменьшенных аккордов тремоло мурашки по коже, пряничных солдатиков, которых поедают крысы было действительно жаль, а от мучительной радости в кульминации Па-де-де сжимало горло...

Пусть всех - и любителей, и профессионалов в музыке эта готовность наслаждаться музыкой и быть несколько наивными в ее восприятии не покидает в новом году никогда и пусть та профессия, которую мы выбрали для себя приносит нам радость и не слишком тяготит.

C Новым годом!
Павел Ступин
[954] Анонс: новый состав Квартета Большого театра и Я.Кацнельсон выступят 4 января
30.12.2004
[Рисунок: Квартет Большого театра и Академ-трио (диаграмма Эйлера)] 4 января 2005 года в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского состоится первое выступление Квартета Большого театра России в составе:


Дмитрий Хахамов (1-я скрипка),
Ирина Петухова (2-я скрипка),
Дмитрий Потемкин (альт),
Борис Лифановский (виолончель).

В концерте также участвует

Яков Кацнельсон (фортепиано).

Большой театр является одним из крупнейших и наиболее известных театров мира. Спектакли, идущие на сцене Большого, по праву считаются национальным достоянием России.

Однако театр гордится не только своими постановками, но и богатыми традициями камерно-ансамблевого музицирования, сложившимися на протяжении десятилетий.

Певцы, выступающие сегодня в оперном спектакле, завтра с удовольствием поют сольный концерт с камерной программой. Музыканты оркестра нередко объединяются в различные камерные составы с тем, чтобы порадовать своим мастерством не только гостей театра, но и слушателей, посещающих концерты камерной музыки в залах Москвы, России, а также за рубежом.

История Квартета Большого театра насчитывает не один десяток лет и полна творческих побед. Когда-то в его состав входили такие прославленные музыканты, как И. Жук, Б. Вельтман, М. Гурвич и И. Буравский, и коллектив занимал весьма заметное место в концертной жизни страны.

К сожалению, в последние годы Квартет фактически не существовал.

4 января 2005 года в Малом зале Московской консерватории Большой театр с гордостью представляет новый состав Квартета Большого театра. В программе первого выступления коллектива - настоящие шедевры камерной музыки: фортепианный квинтет Брамса фа минор и фортепианный квинтет Дворжака #2 ля мажор.

Вместе с музыкантами Квартета выступит лауреат международных конкурсов пианист Яков Кацнельсон, хорошо известный и любимый многими слушателями как в России, так и на Западе.

Концерт начнется в 19.00

Официальный сайт концерта - ChamberMusic.Ru

Любую дополнительную информацию об этом концерте можно получить по телефону +7 (916) 693-3913


[Рисунок: Борис Лифановский (chambermusic.ru)] ...Ну что ж, здесь нет необходимости что-то добавлять к этому пресс-релизу: на указанном выше сайте вы найдете фотографии участников, их биографии, рассказ об исполняемых сочинениях и др. Очень приятно, что этот - обещающий быть весьма интересным - концерт столь основательно подготовлен в информационном плане. Впрочем, это неудивительно, если вспомнить, что участвующий в предстоящем концерте виолончелист Борис Лифановский является одним из классиков российского "академически-музыкального" Интернета. Я не буду здесь указывать все ресурсы Интернета, напрямую связанные с Б.Лифановским или созданные им (большинство читателей их наверняка и без того знает, а если нет - изучите ссылки на упомянутом ChamberMusic.Ru), но просто ограничусь помещением его фотографии с виолончелью. Еще замечу, что в каком-то смысле выступление квинтета музыкантов в концерте 4 января можно назвать совместным выступлением Квартета Большого театра и Академ-Трио (схема показана на рисунке вверху справа).

Вход на концерт - свободный.
Алексей Зубов
[953] Презентация-круглый стол, посвященный выходу книги Булеза
30.12.2004
[Рисунок: Пьер Булез (фото: http://www.karadar.com)] По сообщению Влада Софронова (также см. другую нашу новость с его участием, #722), продолжая новость #925, "Пьер Булез: Ориентиры I. Избранные статьи":

11 января в 19.00 в клубе "Билингва" состоится презентация-круглый стол, посвященный выходу книги Пьера Булеза "Ориентиры I". (Издательство "Логос-Альтера", пер. Б.Скуратова, составление и предисловие К. Чухров).
Тема презентации "Современная профессиональная музыка в контексте масс-медийности".

Участвуют: композитор Юрий Каспаров, композитор Владимир Мартынов, солист ансамбля современной музыки, пианист Михаил Дубов, профессор консерватории Валерия Ценова, художник Анатолий Осмоловский, издатель Игорь Чубаров, переводчик – Борис Скуратов, философ, ст.н. сотр. ИФРАН – Олег Аронсон, философ и публицист Владислав Софронов, Руководитель экспериментальных программ ГЦСИ Виталий Пацюков. Модератор беседы – Кети Чухров.

Предполагаемые вопросы для обсуждения:
  1. Технология или Теология.
  2. Понятие серии в композиции и в искусстве в целом.
  3. Современная музыка и актуальное искусство – находятся ли они на одной социальной территории?
  4. Шенберг как политически "левое" и Стравинский как политически "правое" в контексте адорнианской эстетической теории.
  5. Проблемы исполнения и исполнительских пространств современной музыки.
  6. Булез – композиция или инженерия? Методология "алеа" и проблема авторства.
  7. Актуальны ли интегральные жанры для современной музыки или синтетическая форма предполагает кризис художественной методологии?


Адрес клуба "Билингва": г. Москва, Кривоколенный переулок, 10. Метро – Чистые пруды, выход в сторону памятника Грибоедову, первый поворот направо на Архангельский переулок, и вновь первый поворот направо с Архангельского переулка на Кривоколенный.
Павел Ступин
[952] Сайты 'Мир Ксенакиса', 'Мир Ноно' и 'Мир Шостаковича'
29.12.2004
[Рисунок: Я. Ксенакис (фото: http://www.sinewaves.it)] В качестве продолжения одной нашей апрельской новости (см. #718), где мы рассказали об открытии сайта "Мир Ксенакиса": дело в том, что тот же автор, английский композитор Джон Стивен, открыл еще несколько схожих проектов, "Мир Ноно" и "Мир Шостаковича", а также небольшой путеводитель по записям современной музыки ModernCDs.com. На заглавной странице последнего, где в случайном порядке появляется один из композиторов, внесенных в БД сайта, меня при первом посещении встретил Альфред Шнитке, числящийся здесь в разделе пост-модернизм наряду с Куртагом, Тавенером и Нанкарроу (правда, не уверен, что такая классификация сколько-нибудь серьезно мотивирована). "Выбор" дисков, ограничивающийся простым перечислением первых десяти результатов запроса "schnittke" на amazon.com (на некоторых, вроде самого первого - "Tabula Rasa", музыки Шнитке нет вовсе), также не очень убедителен (думаю, что и для остальных композиторов тоже), но все равно кажется, что сайт со временем может превратиться во что-то более или менее полезное. Что касается "первенца" всех этих сайтов, "Мира Ксенакиса", то там есть уже и кое-что интересное, вроде статьи (точнее, ссылки на нее) "Iannis Xenakis and John Cage - Two Sides of a Tossed Coin" (автор: Тако Ода), посвященной сравнительному анализу использования неопределенности в музыке Кейджа и Ксенакиса (сравните, кстати, с ранее анонсировавшейся нами беседой между Ксенакисом и Фелдманом).
Павел Ступин
[951] Хворостовский, Флорес и Led Zeppelin
28.12.2004
[Рисунок: Дмитрий Хворостовский (vipteatr.ru)] Знаменитый певец Дмитрий Хворостовский спел один из трех концертов, проходящих в Москве в последние дни уходящего года и первые дни наступающего. Об этом событии пишет Е.Бирюкова в Известиях.ру:

"...Фестиваль, организованный известным продюсером Олегом Березкиным, одним из самых хладнокровных и умелых отечественных продавцов классической музыки, призван обеспечить высокие духовные запросы преуспевающей части москвичей и гостей столицы, по тем или иным причинам не отбывших на какой-нибудь завидный новогодний курорт. "Созвездие русской лиры", открывшееся на прошлой неделе скрипичным сонатным вечером Владимира Спивакова (наряду с "золотым гобоем России" Алексеем Уткиным он является фирменным товаром господина Березкина), отличается активной рекламой, небольшим, но беспроигрышным набором участников и ценами, вызывающими уважение, любопытство, а в некоторых случаях - и ужас.

...аккомпанировавший ему [Хворостовскому] Владимир Спиваков со своими "Виртуозами Москвы" прослоил ее [программу] нежным, сладким и прямо-таки во рту тающим исполнением сочинений Перселла и Баха...

...Роскошный вердиевский баритон Хворостовского мало подходит для скоростных барочных рулад и прочих изяществ, которых требует подобная музыка. Однако бесстрашие и независимость, с которыми певец бросается в чуждый своему голосу мир, как раз и очаровывают..."


При всем том - безусловно, признавая "умелость" "хладнокровного продавца" О. Березкина - нельзя не отметить иногда крайне сомнительное качество производимого им продукта: я имею в виду, например, недавний сонатный вечер В. Спивакова или прошедший несколько месяцев назад концерт оркестра "Эрмитаж" вместе с заезжей контратеноровой звездой, который рекламировался как "концерт для ангела с оркестром". Как отметила Е.Бирюкова, в случае с Хворостовским в Москве, наконец-то, будет поставлен некоторый рекорд цен на билеты на публичные концерты классической музыки: "31 декабря, когда романтичный седовласый сибиряк должен закончить свое выступление в Доме музыки арией Мистера Икс из оперетты Кальмана, они достигнут психологически важного рубежа в 100 тысяч рублей." Тем самым к классической музыке будет привлечено больше слушателей - а именно та их категория, которая не может присутствовать на "не-VIP"-мероприятиях и никогда не пойдет на концерт, где цены на билеты не превосходят 1000р. Но, собственно, именно в этом (привлечении слушателей), насколько я понимаю, состоит одно из направлений деятельности О.Березкина. Кстати говоря, на сайте VipTeatr.ru на 31 декабря VIP-билетов в партер за 100 тыс. руб. (уже?) нет. Интересно, что еще сравнительно недавно, в 2001 году, когда прославленная Чечилия Бартоли впервые приехала в Россию, цены в 10 тыс. руб. в партер БЗК казались запредельными, в то время как сейчас такая сумма воспринимается как довольно заурядная цена на билеты более или менее "звездного" концерта в БЗК или ММДМ.

Но довольно о ценах. Е. Бирюкова заканчивает свою статью словами:

"Его [Хворостовского] музицирование отличают благородство, искренность, вкус и довольно трогательная в данном репертуаре вердиевская страстность, а этого достаточно, чтобы любить его за ранее полюбившиеся качества и больше уже ни на что, даже на билетные цены, не обращать внимания."

[Рисунок: Хуан Диего Флорес (gzt.ru)] Еще в Москве состоялось широко разрекламированное выступление другой большой оперной звезды - тенора Хуана Диего Флореса. Об этом пишет Ю. Бедерова во "Времени новостей":

"...Флорес продемонстрировал легкий на подъем голос, чистую окраску, ненадрывные, красивым звуком и в отличной манере взятые верхние ноты, изумил совершенством колоратур, дыхания и искусностью раритетного стиля. Все принцы так и выглядят -- изящно, красиво и чуть схематично..."

и Я. Седов в Газете.Gzt.ru:

"...Невообразимые трели, сложнейшие мелодические линии, коварные переходы из одного регистра в другой, пресловутые высокие ноты Флорес преодолевает невозмутимо, будто иллюстрирует учебник вокальных трудностей. Тут-то и возникает камень преткновения..."

[Рисунок: Led Zeppelin (newsru.com)] В качестве бонуса еще одна новость - правда, выходящая за рамки академической музыки, но относящаяся к музыкальной классике (рок-классике). По сообщению NewsRu, в Великобритании "лучшей рок-композицией всех времен и народов" названа песня группы Led Zeppelin "Stairway to Heaven".
Алексей Зубов
[950] Итоги музыкального года
27.12.2004
[Рисунок: Итоги музыкального года] "Вечерняя Москва" проводит традиционный опрос музыкальных критиков о музыкальных итогах уходящего года.

"Сухой остаток: 1. Абсолютный лидер среди лучшего - 'Диалоги кармелиток' в 'Геликон-опере' в постановке Дмитрия Бертмана (6 голосов). 'Шопениана' Михаила Плетнева (4). 'Летучий голландец' и 'Леди Макбет Мценского уезда' в Большом театре (по 3).
2. Абсолютный аутсайдер - 'Искатели жемчуга' в 'Новой опере' в постановке Романа Виктюка (5). 'Огненный ангел' в Большом театре (2).
3. Тенденция года - возрождение филармонии (6). Повальная реконструкция музыкальных театров, не знающая сроков (4).
4. Надежды - на Дом музыки, Пасхальный фестиваль, Большой театр и 'Геликон-оперу', центр 'Дом', филармонию, радио и телеканал 'Культура', на возрождение Театра оперетты."


Читать целиком.
Андрей Рубцов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное