Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

АББА – клипы великой группы.


Выпуск №22

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

2 марта 2006 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Первая клиповая программа, которую я обещал осветить в этом номере, должна была полностью соответствовать гордому названию нашей рассылки, и поэтому над тем, о чём рассказать, особо я и не задумывался. Вариантов практически не было - есть только одна супер-группа в этом музыкальном направлении - это АББА. Концертный диск у неё я пока знаю только один, и он меня не очень впечатлил, хотя в своё время я сам с удовольствием сходил на практически бессюжетный фильм "АББА", только чтобы послушать и увидеть их "живые" записи. А вот их клиповая программа - совсем другое дело. Талантливо сделанные художественные представления их песен записывались чуть не с самого начала их деятельности. Спасибо за это мы должны сказать продюсерскому таланту Бьорна и творчеству Ласса Хольстрема, который снял практически все их ролики. Без них вряд ли бы мы сегодня могли подержать в руках диск ABBA "The Definitive Collection".


обложка

Диск этот содержит клипы 30-ти лучших вещей группы, 5 бонусных клипов, фотогалерею, выпущен в 2002 году Polar Music International. Звук стерео, экран полный.

К группе АББА у меня отношение исключительно уважительное - в них я вижу то, что никогда не было свойственно мне - упорство, кропотливый труд и умение доводить начатое до конца. К этому надо обязательно добавить критическое отношение к результатам своего труда, и в случае неудовлетворённости этими результатами - нежадное выкидывание их в корзину. Вероятно, в этом и есть отличие гениев от посредственности - Дега в случае недовольства бил свои статуэтки, будучи старым и практически слепым, а какая-нибудь серая группёха сочинит какую-нибудь ахинею и даже безграмотный текст потом не поправит - в мраморе всё видит!

Известность в мире и тем более в Союзе началась после победы на конкурсе Евровидения в 74-м году. Но это было уже их второе выступление, и до него они работали уже несколько лет! Бьорн Ульвейс (Bjorn Ulvaeus) и Бенни Андерссон (Benny Andersson), ранее игравшие в разных группах, первый совместный альбом записали ещё в 70-м году, а Агнета Фальтског (Agnetha Faltskog) и Анни-Фрид Лингстад (Anni-Frid Lingstad, кстати, рождённая в Норвегии, а не в Швеции, как остальные трое) свои сольные карьеры вели с конца 60-х. Ещё не работая в квартете, музыканты помогали друг другу в записи сольных работ c 69-го года, а в первая запись всей четвёрки с Агнетой и Фридой на подпевках - "Hej, Gamle Man"- состоялась в 70-м году. То есть, они не проснулись знаменитыми, а в течение нескольких лет постепенно срабатывались. Их конечный триумф был достигнут, по большому счёту, благодаря тому, что они всё (или почти всё) старались делать правильно. Разложим это "всё" по полкам.

Например, тексты песен. Хоть им и не придавалось основного значения, но Бьорн изначально писал их только на английском языке - для успеха за пределами Швеции нужно было быть там понятным.
Названия песен, как учит нас сегодня маркетинг, должны были быть звучными и запоминающимися. Такими их придумывал (как и часть текстов группы, особенно на раннем этапе) Стиг Андерссон, предложивший в своё время Бенни и Бьорну сопродюсерство в "Полар Мьюзик".
Мелодии. Они оттачивались совместной многочасовой работой Бенни за роялем и Бьорна за гитарой, хотя ни тот, ни другой не знали даже нотной грамоты. Здорово?
Вокал - аналогичная упорная работа вместе с парнями Агнеты и Фриды.
Аранжировки. Это отдельная песня. Хотя мы везде видим только их четверых, в записи и турне принимали участие очень сильные музыканты. Назову только тех, о ком знаю: рояль - студийный музыканту Кьел Оман, гитара - Янн Шаффер (Janne Shaffer) и Ласс Велландер, ударные Ола Брункерт (Ola Brunkert) и Пер Линдвалл, бас-гитара - Рутгер Гуннарссон (Rutger Gunnarsson) и Майк Ватсон.
Студийный звук. Очень большая заслуга в фирменном "аббовском" звучании принадлежит инженеру Майклу Третову (Michael Tretow), который экспериментировал со звуком, как только возможно, вплоть до загоняния гитариста в пустой бассейн. Что уж говорить о технике многократной записи и наложения партий инструментов и вокала. Кстати, и вокал у группы идёт внутри всего звучания, а не выводится на передний план, как это было принято. Первую полученную от группы такую запись Шведская Радиовещательная Компания вообще посчитала дефектной!
Название группы. До успеха музыканты выступали под своей вывеской, являвшейся просто перечислением имён. Но когда их стало четверо, и они задумали выйти "на люди", с этим нужно было что-то делать. "Бьорн, Бенни, Агнета и Фрида" провалит всё сразу же, особенно в Америке, которую они тоже хотели взять. Согласитесь, у кого поднимется рука поставить на вертак пластинку группы "Ося, Шура, Адам и Михаил Самуэлевич"?! Печальный опыт выступления под таким длинным названием у них уже был - на конкурсе Евровидения 10-го февраля 1973-го года полюбившиеся шведам "Bjorn, Benny, Agnetha & Frida" с песней "Ring Ring" заняли третье место. "Эксперты" жюри, несмотря на восторженные крики публики, отдали первое место какому-то дуэту с песней, перевод названия которой звучит как "Твои груди как ласточкины гнезда"! С тех пор на Евровидении победителей определяет публика, а группа стала называться АББА (также называлась и один рыбзавод, но его хозяева не были против). В 73-м году вышел их первый и сырой альбом - набор отдельных разномастных песен. А вот 6 апреля 74-го года группа победила в финале Конкурса Песни Евровидения в Брайтоне с песней "Waterloo" (название, естественно, Стига Андерссона). Они выступали в оригинальных нарядах, а дирижер аккомпанировавшего оркестра, Свен-Улоф-Вельдофф, в наполеоновской треуголке. Всё сработало. Вот, что такое маркетинг!

Потом были второй альбом - "Waterloo", на мой взгляд, тоже "не очень".

Потом приличный альбом 75-го года, даже выпущенный "Мелодией". Правда, обложку наши сменили - вместо внутренностей шикарной буржуазной машины и музыкантов с шампанским в руках поместили просто их размытый групповой портрет.

За ним был мощнейший альбом 76-го года "Прибытие" - "Arrival". "Мелодия" издала и его, заменив зачем-то конверт с музыкантами в вертолёте, на фотографию со вкладки в него с музыкантами у того же вертолёта. Дурдом!

Следующий альбом "The Album" (простенькое такое название) понравился не так. От него ожидалось повторения предыдущего, а он был совсем другой, что называется, новый уровень. Со временем полюбился тоже.

После годичного перерыва вышли ещё три альбома - "Voulez Vous", "Super Trouper" и "The Visitors". Потом были ещё несколько синглов, и в 83-м группа, которая уже не представляла больше две семейные пары, продолжая ещё контактировать, так же плавно разошлась. У женщин после этого были опять сольные проекты, у парней совместная работа над мюзиклами, из которой мне запомнилась лишь одна вещь - "One Night In Bangkok" - "Одна ночь в Банг-Коке" (из "Шахмат"), в исполнении Мюррея Хеда. Интересное пересечение - Хед пел партию Иуды в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда", в которой партию Христа исполнил Ян Гиллан, герой нашего предыдущего обзора, а Агнета Фальтског, о которой мы говорим сегодня, исполнила партию Марии Магдалины в шведской постановке рок оперы. Весь мир - одно большое село!
На этом я, пожалуй, завершу рассказ об истории группы и перечислю содержащиеся на диске клипы.

Первым идёт "Waterloo" - это естественно, начинаем с победы. Песенка, кстати, не о победе русско-австрийских войск над Наполеоном, а о капитуляции счастливой девушки перед пареньком. В руках Бьорна "звёздная" гитара, с которой он и выступил на Евровидении.

Следующей идёт "Ring Ring", помните, та, что недооценило жюри Евровидения годом ранее? Девушка с нетерпением ждёт телефонного звонка - самого "счастливого" звука из всех. На клипе кроме самой четвёрки мы видим и других музыкантов их команды.

За ним - "Mamma Mia" - открывающая песня альбома 75-го года "ABBA". Песенка о девушке, которая постоянно расстаётся с парнем и постоянно по нему скучает, сама не понимая, как это всё происходит.

С того же альбома и "SOS", шедевр, узнаваемый с самых первых нот вступления на рояле. Сигнал бедствия, подаваемый уходящему от девушки парню. Клип снят с характерными для того времени эффектами - отражениями, калейдоскопом и т.д. Смотрится наивненько, но выигрывает драматизмом песни.

"Bang-a-Boomerang" - с того же 75-го. Любовь, счастье, чувства - как бумеранг. Если ты их отдаёшь, они обязательно возвращаются к тебе. Клип хорош съёмками просто бодро гуляющих этих молодых и счастливых пар.

"I do, I do, I do, I do, I do" - на альбоме следовала сразу за "Бумерангом". Бесподобные саксофоны, песня о наконец-то найденной любви. Клип снят с использованием контрового света, как сказал бы фотограф. Вещь!

Далее идут вещи с альбома "Arrival", 76-го года, который прошел в верхние позиции, а потом достиг и продержался 10 недель на первом месте в Великобритании и стал первым альбомом АББА, вошедшим в Тор-20 и "золотым" в США.

"Fernando" - "Фернандо", последняя песня на "Прибытии", 76-го года. В своё время для "завоевания" Южной Америки была переведена на испанский. АББА, кстати, часто пользовалась этим приёмом для получения новых рынков - писала тексты своих хитов на французском, немецком и т.д. Фрида здесь с длинными волосами - "моводенькая-моводенькая"! Песня- воспоминание об одной звездной ночи у костра двух борцов за свободу, пересёкших Рио-Гранде, и о том, что если бы пришлось сделать это снова, девушка бы это повторила. Вот так, мой друг Фернандо!

"Dancing Queen" с того же альбома - первое место английского хит-парада в течение 6 недель . А также первый и единственный их хит на первом месте в США. "Танцующая королева" - семнадцатилетняя девчонка, сводящая с ума парней на рок-вечеринках и исчезающая в поисках своего короля, которым может оказаться любой. Музыканты в роли группы на сцене, а перед ними танцуют эти короли и королевы. Бенни включает песню в пятёрку лучших вещей группы. Шедевр на веки!

"Money, Money, Money" - оттуда же. Пожалуй, первая их вещь, снятая в типично клиповом жанре. Девушка, уставшая работать, мечтает найти богатого мужа. Не удастся мужа - поехать в Лас-Вегас или Монако и выиграть там. В своё время клип смотрелся - доллары, золотые монеты с Густавом Адольфом, драгоценности, меха, машины. Как сказала бы управдом из "Бриллиантовой руки", элементы сладкой жизни. Откуда? - Оттуда!

"Knowing me, Knowing you" - "Зная себя, зная тебя" - на том же альбоме, перед "Деньгами". Расставание - это лучшее, что можно сделать, зная себя и зная тебя. Чудесная песня!

"That's me" - "Вот я какая", шла после "Денег" на 76-м году. Девушка объясняет парню, что возможно, она не та, на которой он бы женился, она ревнивая и гордая и не игрушка для мужчин. Вот какая! "Ты уверен, что хочешь слушать дальше?"

"The Name Of The Game" - "Название Игры" - это уже с "The Album", 77-го года. Он сразу после выхода стал №1 в Англии. Бьорн считал его наилучшим альбомом на тот момент. В песне же девушка хочет верить парню, но желала бы знать всё заранее - чему он может её научить, и что за название у этой игры.

"Take A Chance On Me" - название родилось от многократного повторения Бьорном звуков "т-к-ч" и подбора подходящих под эти звуки слов. В тексте же девушка предлагает парню попытать счастья с ней, если его сердце освободится, и ему некуда будет пойти - она ещё свободна и не торопится. Хорошенькая песенка, с как всегда удачными аранжировками и гармонично вписанными мужскими партиями. В клипе девчонки то грустят, то веселятся и подмигивают, и каждая обхаживает свою "пару".

Далее следует "Eagle" - "Орёл", хотя на том же диске он был перед "Шансом". Песня, с которой для меня началась другая АББА, более величественная и великая. Сам клип стали гонять по советскому телевидению чуть ли не с его появления. Песня мечты о полётах над всеми и всем, и ответах на все вопросы.

"One man, one woman" - "Один мужчина, одна женщина" - шли уже за "Шансом". Песня о кризисе в совместной жизни, когда любовь остывает, а на её место ещё ничего не пришло. Ни улыбки, ни слова за завтраком. Вывод простой - надо её "встряхнуть". За рецептом - к АББе. Клип интересен совмещением половинок лиц четвёрки, а сама эта и следующая песни - любимые на этом альбоме у Бенни.

"Thank you for the music" - "Спасибо тебе за музыку" - с того же диска, первая песня из их мини-мюзикла 77-го года "Девушка с золотыми волосами". На клипе - сцена и пение Агнеты с остальными перед подпевающей публикой, поющей их убеждения: "Кто открыл, что ничто так не захватит сердце, как мелодия?"

"Summer Night City" - "Город летних ночей" - это уже с "Вуле Ву", 79-го года, самого удачного в финансовом смысле. Парни поют наравне с девушками. Эту песню я к шедеврам не отношу, она как бы относится к рок-н-ролльным попыткам группы, что меня лично у них не греет. Так, проходняк.

"Chiquitita" - "Чикитита" - ещё одна "латиноамериканская" вещь. Девушки успокаивают свою грустящую подругу Чикититу. Второе место в Британии. С этой песней группа выступила на концерте для Фонда Помощи детям при ООН. Клип снят на свежем воздухе со снегом и снеговиком.

"Does your mother know" - "Твоя мама знает?" с того же года. Песню поют парни. Мне кажется, зря они вообще это делают. Сами они в своё время говорили, что убери голоса их девчонок, и от "аббовского звучания" ничего не останется. Это правда. Группа решила, что по одной песне на альбоме будет петь Бьорн, вот он и пел. Но это не самые сильные их вещи. Эта - одна из них. Для разнообразия. Клип на дискотеке. То же рок-н-ролльное крыло.

"Voulez-vous" - совсем другое дело. Это от души! Титульная вещь альбома, достойна. Хотя дискотека - та же. Песня о вечном - об игре между мужчиной и женщиной, по известным правилам, игранная многократно, без обещаний и сожалений. Сильная вещь!

Далее идут вещи следующего альбома - 80-го года, "Super Trouper". С него начались новые аранжировки группы - практически только синтезаторные. Сначала идёт "Gimme! Gimme! Gimme!" - "Дай мне! Дай мне! Дай мне!" Вопль одинокой женской особи о мужчине после полуночи :) Клип записан в студии, в которой опять-таки видны и остальные музыканты команды.

"The Winner Takes It All" - "Победитель забирает всё". Это любимая песня и Бенни, и Агнеты во всём творчестве АББы. Все буквально понимали, что написан шедевр и поэтому работали над ним как ювелиры. Всё удалось! Грустная и светлая песня о расставании. Поёт её тоскующая Агнета на фоне кадров весёлых воспоминаний. Шедевр! Естественно, сразу же первое место в Британии.

"Super Trouper" - титульная вещь. Кстати, переводится вовсе не как "Супер-группа", а как "Супер-циркач", "Ветеран Цирка", на фоне всей труппы которого и сфотографирована АББА на конверте этого альбома. В клипе эти циркачи, кстати, тоже участвуют - жонглируют, глотают огонь. Сингл с песней занял первое место.

Ещё одна вещь этого альбома, которую знает весь мир - "Happy New Year". Как говорил один из героев "Иронии судьбы": "Конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье…". Мудрая песня о надеждах глупого и простого человека на всякий наступивший Новый год. Помню, я первый раз задумался над словами песни в конце 89-го года, услышав, наконец, то, о чём они пели в конце 79-го: "Конец ещё одного десятилетия, наши мечты мертвы, как конфетти на полу. Кто скажет, а что нас ждёт за чертой, в конце 89-го?" А я уже стоял в этом конце восемьдесят девятого, и уже научился не загадывать на будущее, и не думать о нём. На столе компании, в которой я отмечал его, были дежурные салаты, кое-какие сладости и водка по талонам. Правда, шампанское всё же было - слава Нижегородскому Заводу Шампанских Вин! Бог даст день, Бог даст и пищу! Смеха ради, знаете, как эта песня называлась в начале работы? "Daddy Don't Get Drunk On Christmas Day" ("Папа, не напивайся на Рождество")! Это к слову о правильных названиях :)

"When All Is Said And Done"- "Когда всё сказано и сделано" - это уже с последнего альбома "The Visitirs", 81-го года. Альбом как всегда попал на первую строку парадов на чистом автомате. Он получился погрустней предыдущих. А вот эта песня - тоже о расставании, но уже в мажорном ключе - всё прошло - и ладно. На клипе пары расходятся, правда, всё-таки оборачиваясь.

"One Of Us" - "Один из нас" - ещё один хит на первой строчке Британии, правда, только на Рождественской неделе, когда итоги не подводятся. В клипе Агнета распаковывает вещи на своём новом месте жительства, украшает стены, а поёт, что хотела бы быть где-нибудь в другом месте и никогда не уходить. Парни в клипе - только в качестве молчаливых воспоминаний. Одна из моих любимых песен АББы.

"Head Over Heels"- "С головы до пят". Я когда-то думал, что это грустная песенка о любви - настолько хороша была мелодия. Впоследствии оказалось, что любви тут и близко не лежало. Песня о мятущейся дамочке из высшего света, только и делающей, что отслеживающей моду во всех направлениях. Клип снят о том же, в буквальном виде - Фрида мечется по городу и никак не успокоится. На месте АББы я бы придумал другой текст на эту волшебную музыку.

"The Day Before You Came" - "День перед тем, как пришёл ты", не ставшая в своё время хитом, хотя шедевром, на мой взгляд, всё-таки является. Песня об одном дне рутинной жизни обычной женщины, кануне того, в котором появился ОН. Её немного устало и растерянно, и безо всяких вокальных наворотов поёт Агнета. За это в начале восьмидесятых АББА наполучала пинков за "невыразительность", на самом же деле критики просто "не въехали". Не всё же надо петь во всю глотку! Песня шикарная, Ребята, я с вами!

Заканчивает программу клип на песню "Under Attack". Сингл с ней вышел уже в 83-м году и явился последним в творчестве группы. Песня "Под нападением" относится опять к каким-то военным гиперболизациям по схеме "любовь-война". Женщина опять поёт, что на неё напали (это про любовь-то!), сломили оборону, и молит о пощаде. Она должна его остановить, но не знает, как. Насколько всё-таки всё символично! Публичная история АББы началась с Ватерлоо и закончилась этой атакой (текст второй стороны сингла я не учитываю - так, глупая песенка)! Клип, правда, заканчивается вполне оптимистично - четвёрка как в "старые добрые" выходит из тёмного помещения в на яркий свет.

На этом клиповая программа заканчивается. Она, как вы видите, выстроена по определённому плану, в полной хронологии.


Далее идут бонусные клипы. Они тоже хороши.

Это "When I Kissed The Teacher", открывающая песня 76-го года, "Когда я поцеловала учителя". Блеск!
"I have a dream", с 79-го года, в варианте для Латинской Америки - "Estoy Sonando".
"Happy New Year"- но это уже о счастьи - "Felicidad".
"When All Is Said And Done" - но уже как "No Hay A Quien Culpar".
"Dancing Queen" опять по-английски, но другой вариант клипа - о выступлении в театральном зале, в котором присутствует королевская семья, с соответствующими нарядами, свитой и придворными музыкантами, книксеном и поклонами в сторону королевской ложи. И на этом программа заканчивается. Можно ещё посмотреть огромное количество фотографий группы разного времени и жанров.


Что ж, диск отличный. Группа наидостойнейшая. Рецепт успеха прописал Бьорн: "Бесполезно пытаться подражать кому-то и выпускать песню в стиле, считающемся наиболее модным на данный момент. Надо просто записать свою лучшую из имеющихся песен, не обращая внимания на то, к какому стилю она относится". То есть, как говорят мудрые люди, "делай, что должен, и будь, что будет!" Ребята поставили себе цель, пахали, и всё получилось. В мире музыки ими тоже установлено несколько рекордов, например, в Австралии - где телешоу с их участием посмотрело больше людей, чем отчет о первой высадке американцев на Луну. Сочиняли - играли - получали удовольствие. Как только с удовольствием пошёл напряг - перестали друг друга мучить и тянуть дохлого осла за уши, пересели на другой транспорт. Слава Богу, все живы, и если захотят, может быть, ещё когда-нибудь чем-нибудь порадуют. А не захотят - это их право. Для моего хорошего настроения и развития они и так сделали очень многое. То, что спустя столько лет после распада они продолжают оставаться интересными многим людям, говорит о том, что это была великая группа.

Поэтому теперь забудьте всю эту приведённую мной информацию, включайте, слушайте и смотрите АББУ - это навсегда!

(Кстати, после их успеха, по открытой ими дороге пошли и другие шведские группы и практически безвылазно дежурят в европейских чартах - Secret Service - Ace Of Base - Roxette и т.д.)

А в следующий раз - рассказ о певце, практически у нас неизвестном, но явившим миру такое явление, как глэм-рок.

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright © 2006 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


В избранное