Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

Грегориан поют не только для католиков.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №14

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

16 декабря 2005 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Думаю, при упоминании капюшонов вам не составило большого труда догадаться, о чём пойдёт речь на этот раз. Хотя в оформлении обложек образы тёмных личностей в капюшонах использовались разными группами довольно часто (Halloween, Testament…), выступают в них только они - Gregorian. Впервые их диск (уже не виниловый, а компакт, естественно) попал мне в руки лет пять назад - выменял я его на нашей меломанной "куче", но прежде, чем нести домой, решил посоветоваться со знающими людьми. Продавец магазина "Мелодия" и мой хороший приятель Андрей сказал приблизительно следующее: "Ром, конечно бери! Я тебе сейчас поставлю - сам убедишься - группа отличная". Он поставил диск на вертак, и по отделу разлилась шикарнейшая музыка - несколько довольно высоких мужских голосов будто в стенах католического храма пели замечательную обработку песни Dire Straits "Brothers In Arms" - "Братья по оружию". На диске также содержались обработки вещей Эрика Клэптона, Металлики, Лед Зеппелин и других известных групп. И хотя диск имел несколько царапин, он до сих пор находится в моей домашней коллекции. К нему со временем присоединились и остальные диски группы. Естественно, когда появились записи группы на DVD, они все тоже перебывали в моих руках - это видео-варианты их первых трёх дисков и сборник золотых вещей. Тот же диск, о котором мы будем говорить сегодня - это их единственная концертная программа, сделанная по гастролям группы в Праге и называющаяся - Грегориан "Шедевры" - Gregorian "The Masterpieces".


Обложка Gregorian - концерт

Диск выпущен Edel Records Gmbh в 2005 году, содержит 72 минуты записи в формате DD Stereo, 5.1 и DTS, экран 16:9 анаморфик, в качестве бонусов - биография группы и огромное количество фотографий.

Основал группу Фрэнк Петерсон (Frank Peterson). Как рассказывает он сам, будучи в одном из испанских монастырей, он услышал, как к року, который проигрывался на его Walkman'е, стали примешиваться ещё какие-то звуки, и получилось довольно необычно и здорово. Оказывается, в соседнем помещении пел гимн хор монахов. Так родилась идея. Сам Фрэнк известен в музыкальном мире тем, что в 1991 году присоединился к Мишелю Крету для записи первого диска "Энигмы", который продан в количестве 14 миллионов экземпляров и является самым продаваемым альбомом в Германии. Уже в этом альбоме воплощена идея смешения поп- и клерикальной музыки. Петерсон решил продолжить работу в этом направлении и за вокальную основу взял Грегорианское пение - стиль религиозного песнопения римско-католической церкви. У этого стиля имеется целый ряд строгих канонов, и поэтому положить на него можно далеко не всякое произведение. Например, в этом стиле отсутствуют полутона, и поэтому большая часть рок- и поп-произведений, которые являются наиболее выдающимися и известными за последние 40 лет (как определила для себя группа), в грегорианском стиле исполнены быть не могут. Поэтому каждый год группа собирается в студии, обсуждает, что подходит для записи, приглашает десять вокалистов и записывает очередной альбом. К сегодняшнему моменту их выпущено 5, плюс к тому 4 DVD, получено за них более 20-ти золотых и платиновых наград. В группе же, кроме Фрэнка Петерсона, играющего на басу, входят гитарист и пианист Гюнтер Лэндан (Gunther Landahn), клавишники Йан-Эрик Корс (Jan-Eric Kohrs) и Кэрстин Хьюсман (Carsteen Heusmann), ударник Роланд Пелл (Roland Pell). В качестве вокалистки и флейтистки приглашена Вайолет (Violet). Также входит в состав, но не играет на сцене Майкл Солту (Michael Soltau). Из материалов диска я старательно выписал и имена всех десяти вокалистов, но так как их состав всё-таки подвержен ротации, перечислять их в рассылке я, пожалуй, не буду. Кто захочет, могу выслать личным письмом :)

Начинают концерт звуки дождя, далёкие раскаты грома, переливы перкуссии и всяческие электронные звуки. Это "Тёмное вступление", сочинённое Корсом. Сцена залита лунным светом, на ней музыканты среди декораций, напоминающих архитектуру средневековья - две стрельчатые арки, пьедесталы, на которых они играют, украшены "лепниной", на Гюнтере Лэндане большой нагрудный крест поверх чёрного атласа, Роланд Пелл за своей ударной установкой предстаёт с козлиной бородкой, в гриме и надвинутом на обведённые чёрными тенями глаза капюшоне. Позади музыкантов сценический экран выполнен в виде большого стрельчатого окна католического храма. Сейчас на нём изображения цветных витражей создают впечатление церковного интерьера.

Звуки грома вступления переходят в раскаты взрывов той песни, с которой для мира и начались "Грегорианы" - "Братья по оружию", группы Dire Straits. Тихие ноты на акустической гитаре и "рояле" начинают эту лучшую песню Марка Нопфлера. На сцену медленно входят певцы в тёмных мантиях с надвинутыми капюшонами и с небольшими светильниками в руках. Они запевают этот шедевр c отсутствующим выражением на лицах, плавно перемещаются по сцене, ставят на постаменты свои "ночнички" и выстраиваются - четверо ближе к публике, шестеро во второй линии. Несмотря на показную бесстрастность их лиц и сложенные в широких рукавах руки, высокие голоса делают эту песню светлой и прочувствованной. "Нам всем дан только один мир, но мы живем в разных…И написано в звездном свете и на каждой линии твоей ладони - какие же мы дураки, что затеваем войну с нашими братьями по оружию". Исполнено, по крайней мере, не хуже оригинала. Вещь заканчивается аплодисментами. Никаких криков и свиста - в храме это не принято.

Почти без перерыва начинается одна из моих любимых песен Эрика Клэптона - "Слёзы на небесах" - "Tears In Heaven". Он написал её после трагической гибели своей маленькой дочери. Самая трагичная и пронзительная его вещь. И такая же светлая. "Будешь ли ты знать моё имя, если я увижу тебя на небесах? Будет ли оно тем же самым, если я увижу тебя на небесах? Я должен быть сильным и вынести это. Потому, что я знаю - я не буду принадлежать этим небесам". На экране-окне - кадры монастырских двориков из их клипов.

После окончания - один из певцов приветствует собравшихся и передаёт "тёплые и искренние" слова от Грегориан, говорит, что это первый концерт в вашей "исторической стране", а следующая вещь "из наших любимых" - "Nothing Else Matters" от "Металлики". На экране горящий факел, певцы перемещаются по сцене, встают парами, спина к спине. Музыкальные акценты песни делаются мощными вспышками света - шуметь-то нельзя. Но получается очень здорово. На сцене дым, перед окончанием певцы встают в круг, свет гаснет. Это были три песни с их первого альбома.

После этого следует ещё одна моя любимая - уже из Пинк Флойдов - "Wish You Were Here" - "Вам бы здесь побывать", записанная на втором альбоме. В окно собора смотрит космос. А оригинальные гитарные ходы начала песни здесь Гюнтер заменил переливами струнного инструмента, напоминающего наши гусли. Плюс к тому - на флейте заиграла Фиалка - Violet - приглашённая вокалистка. Слушается шикарно. "Как бы я хотел, что бы ты здесь побывал. Мы две потерянные души, плавающие во всё том же рыбном тазу, год за годом. Бегающие вокруг всё той же земли. Что мы находим? - Всё те же старые страхи. Тебе бы здесь побывать!"

В центре сцены показывается солист в золотой мантии и запевает "Only You" - песню из репертуара "Yazoo" (не путать с другими "Only You"!). Это уже с третьего альбома. Хорошая песня, как вы сами понимаете, о любви.

Следующая вещь опять из тяжёлого репертуара - "Close My Eyes Forever", её пела Лита Форд, известная "металлистка". На экране горят свечи. Красивая баллада о том, что же будет, если она закроет свои глаза навсегда. Звучит капитально.

Следующую узнают все, это знаменитый "Вояж Вояж", его даже не объявляют. Мне он порядком за эти годы поднадоел - насован во все сборки. А может это просто из-за того, что вещь на французском, а я его, к великому сожалению, не понимаю. Во всяком случае, здесь на припев выходит Фиалка, тоже в мантии, только светлой, и запевает его красивым, немного бархатным грудным голосом, напоминающим голос Патрисии Каас. Кстати диапазон у неё даже пошире. Получается очень хорошо. Сама вещь сделана не так быстро, не в ритме вояжа, от этого она заметно выигрывает.

Следующая песня - "Hurt". Вещь кажется мне знакомой, но откуда она - не припомню. Голос солиста и обработки здорово смахивают на Депешу, но не уверен. Сделано хорошо. За "окном" летают какие-то лоскутья материи, оператор показывает, как музыканты синхронно кивают головами.

"Blue Monday" узнают все любители творчества "New Order".

Потом начинается ещё одна вещь новой волны - "песня, в оригинале исполненная Ником Кейвом и Кайли Миног" - "Where The Wild Roses Grow" - "Где растут дикие розы". Певцы выстроились в одну линию, и опять на припеве выходит Вайолет, в белом красивом платье. Получается уже, конечно, не грегорианское пение, а пение под грегорианское сопровождение, но всё равно здорово - я тащусь от её голоса!

То, что начинается потом, узнаётся уже по самим аранжировкам. Это, безусловно, Алан Парсонс. Смотрим в записи - видим, что авторы Парсонс-Вулфсон. Не "ошибились"! Вещь называется "Ворон" - "The Raven". Стая их летает за "окном". На самом драматическом и мрачном моменте Гюнтер начинает летать по сцене, крутясь между "капюшонами" и успевая давить отличный соляк. На окончании братия опять становится в магический круг и обнимается за плечи, зрители взрываются аплодисментами и на этот раз криками.

Свет на сцене гаснет, звучат раскаты грома, шум дождя. Это опять произведение Корса - "Flame Interlude". На сцену выходит один брат уже в белой мантии и без капюшона, с факелом в руке. К нему выходят остальные, так же одетые, и зажигают свои факела.

Вступление переходит в "Ангелов" - "Angels". Красивая вещь об ангельской любви, которая не зависит от того, прав ты или нет. На экране - срез приближающейся галактики.

Далее следует объявление одного из братьев о том, что они сейчас немного сменят настроение "своей версией" песни "More"- "Больше" - группы "Sisters Of Mercy". Фигуры братии подсвечены насыщенным синим. На мрачном вступлении, пожалуй, впервые слышен красивый солирующий бас кого-то из певцов. Песня разражается мощным ритмом и появляется Вайолет в наряде, подчёркивающем её сексуальный призыв - кожаный "низ", полупрозрачный кружевной "верх". По тому, как она одета, поёт, и расшвыривает монахов, становится понятно название песни, и чего конкретно, как поёт Алексей Кортнев, ей хочется "больше".

По окончании песни на сцене из вокалистов остаётся только один. Он по-чешски благодарит Прагу и просит поаплодировать "нашей фантастической группе" - и разворачивается со взмахом руки к музыкантам. Те встают с мест, улыбаются и раскланиваются.

После накала предыдущей песни нужно что-то поспокойнее, и наступает "Момент мира", "Moment Of Peace", записанный на втором альбоме группы. Соло в ней тоже делает Фиалка, только уже переодевшаяся на самый "чуть-чуть" скромнее. Отличная вещь!

Последним на этом концерте исполняется "Гимн" - "Hymn" широко известной в узких кругах российских любителей группы "Barclay James Harvest", в простонародии, "Барклая". Один солист в зеленовато-голубом дыму начинает эту прозрачную торжественную песню. На припев выходит братия и начинает движение по сцене. На экране - волны воды. Музыка недоступным моему пониманию образом насыщается. Вокалисты выстраиваются в линию, освещаются, поют всё громче и громче. Картина просто величественная! Какое-то ангельское сияние! После кульминации музыка очень постепенно стихает, и с затихшим ударом гонга зал взрывается аплодисментами. Музыканты спускаются со своих мест, встают между пятёрками вокалистов и кланяются вместе с ними. Очень довольный Фрэнк Петерсон удовлетворённо кивает головой, выходит чуть вперёд, и они опять отвешивают поклон. Затем музыканты уходят, остаётся братия и кланяется, кланяется. Отлично!


Что сказать, рекомендую. Это не может не понравиться. Стиль, вновь открытый этой группой, стал настолько популярен, что родились многочисленные последователи и подражатели. Но! Превзойти Грегориан пока ещё не смог никто. Жаль, что у нас такого нет. В прошлом году, во время отдыха на теплоходе, я прошёл от Нижнего до Питера, был на пениях в нескольких русских храмах - в Ярославле, на Валааме, на Коневце, покупал диски с церковным пением. Поют бесподобно. Интересно, можно что-нибудь подобное сотворить? Ведь, скажем, на волне интереса к фольклорной музыке взошла же звезда "Ивана Купалы". Куда вы делись, ребята? Это ж было так здорово! Музыканты, вот вам тема - творите! А нам, слушателям и зрителям, пожелаю побольше таких групп и дисков.

На сегодня всё. Если у вас уже есть этот концерт - шлите свои впечатления. Если нет - бегите покупать, смотрите-наслаждайтесь и шлите свои впечатления. Если есть у вас свои пожелания на тему, что послушать или обсудить - с удовольствием их выслушаю. Шлите!


А в следующий раз мы поговорим о концерте артиста, фамилия которого является именем одного из Архангелов (раз уж у нас состоялся такой "римско-католический" номер). Догадываетесь, о ком я?

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright 2005 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.bigmoney
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное