Другого такого фестиваля
нет. Некоммерческий фестиваль «Пустые Холмы» создан из
ничего, и существует почти виртуально. Раз в год люди
с рюкзаками и палатками съезжаются в окрестности
Тарусы, и слушают на прекрасно оснащенных сценах
прекрасных музыкантов. Все бесплатно и душевно. За
дефицитом этих качеств, и еще за главной роскошью –
общением, приезжают на фестиваль люди из самых разных
уголков страны.
Принцип прост. Бесплатный вход, бесплатная
автостоянка. Кроме приглашенных групп, любой желающий
может подать заявку, приехать за свой счет и
выступить. Музыкантам гонораров не платят в принципе,
но очень многие считают за честь выступить на таком
фестивале – потому что более благодарной и отзывчивой
публике на свежем лесном воздухе не отыскать.
Если только перечислить названия всех групп,
выступавших в этом году, - объем статьи зашкалит за
все разумные пределы. Достаточно назвать самые
известные имена – Умка, Олег Сакмаров, Птица
Тылобурдо, Тол Мириам, Станция МИР, Life-n-Joy, Сергей
Летов, Ва-Та-Га и др. На трех фестивальных сценах
одновременно с двух часов дня до шести утра в течение
четырех дней происходит постоянное бурление событий.
Легкая анархия с началом сетов усугубляет ощущение,
что услышать все, что хочется, - просто невозможно.
Нельзя же разорваться между харизматичным регги
Ромы ВПР и тягучим русским фолком Ethnica Music
Project, между хиппи-звездой Умкой и кельтскими
гимнами Тол Мириам. Понемногу смиряешься с этим
неизбежным фактом, и стараешься получить максимальное
удовольствие от того, кто выступает на ближайшей к
тебе сцене. Вот играет изощренный арт-джаз-рок группа
ELEФАNT, - индийские мотивы соседствуют тяжелыми
пассажами в духе King Crimson. Чуть раньше зажигает
своими пронзительными песнями Дмитрий Твердый и группа
«Тут как туТ», а чуть позже африканскими барабанными
россыпями взрывается «Кимбата».
Философский сет выдает легендарный СиЛя, а
некоторые музыканты то и дело переходят от одной сцены
к другой. Например, блюзмен Вова Кожекин поиграл со
своей «Станцией МИР», а чуть позже уже выступает
вместе с тончайшим фолк-распевом ижевской группы
«Птица Тылобурдо». Легендарный флейтист Олег Сакмаров
играет сет со своей группой SAK-MAR (она же Сакмаров
Бэнд), а затем замечен то на совместном музицировании
с группой "Выход", то в феерическом дуэте с Сергеем
Летовым.
Умка, каждый год приезжающая на фестиваль, поет
свои новые песни из свежевышедшего альбома «Ничего
страшного». Из публики ей кричат названия старых
хитов. Она незлобливо улыбается: «На заказ песен не
пою! Только по велению, так сказать, души!»
И давайте я закончу на этом писать о музыке. Потому
что не меньше интересного происходит вдали от
концертных площадок. На поле крутят свои горящие паи
ребята из театра огня «Камикадзе Шоу», тут же давая
всем желающим мастер-классы. Из соседней рощи с
палатками доносится грустная трель флейты: папа
играет, а пятилетний сын что-то рисует под музыку.
Девушки дарят всем желающим только что связанные
фенечки из бусинок. Ночной ди-джей прерывает свой
этно-сет, и на экране меж березок показывают дипломные
работы аниматоров-студентов ВГИКа.
Прохожу мимо вечерней палатки, и слышу горячие
споры о феномене Достоевского в православной культуре.
Через сто метров встречаю горстку буддистов,
сосредоточенно предающихся медитации. Дальше на
холмике удобно устроились африканские студенты с
массой разнообразных барабанов и трещоток, и играют
настолько зажигательную импровизацию, что в пляс
пустились даже серьезные товарищи в очках и с
барсетками.
Но больше всего, конечно, среди аудитории – старых
и новых хиппи. Как уличное движение, хиппи потеряли в
массовости и наглядности. Но как интеллектуальный
вектор, остались навсегда одним из выразителей дум и
образа жизни немалой части либеральной интеллигенции.
Целые поколения хиппи встречаешь на фестивале. Дочка
держится ручонкой за руку папы, а мама вся лентах и
цветочных ожерельях танцует перед сценой босиком
свободный раскрепощенный танец.
Феномен «Пустых Холмов» состоит в миролюбивой
эклетике самых разных андеграундных течений. Философия
хиппи, положенная на здравый смысл и организованность
буддистов и байкеров, расцвела удивительно ярким
цветом. Вне политики, вне насилия.
Для молодых, но уже серьезных музыкантов «Пустые
Холмы» - прекрасная возможность зарекомендовать себя в
кругу вдумчивых слушателей. Для публики – послушать
изысканную музыку, которую не показывают на ТВ и не
крутят по радио, а также просто подышать свежим
воздухом, полакомиться шашлыками и пожить в палатке с
песнями под гитару.
Отличие «Пустых Холмов» от того же бардовского
Грушинского фестиваля – акцент на качественную
независимую музыку вне форматов. Когда подобные
концерты проходят в Москве, на них собирается от силы
сто-двести слушателей. Послушать же всех лучших
исполнителей за двести километров от Москвы приезжает
3-4 тысячи людей.
Когда я уже уезжаю в Москву и сдаю арендованную
палатку, мне с улыбкой говорят: «Счастливо вернуться
на Холмы!»
Сажусь в автобус рядом с улыбчивым пожилым
мужчиной. Выясняется, что он специально приехал на
фестиваль из Швейцарии. Изучает русскую культуру самым
непосредственным образом.