Словосочетание «Старая Машина»
способно вызвать любые ассоциации, кроме названия новой
концертной программы Макаревича. А ведь все именно так. Андрей
Макаревич уже закончил запись этой программы в студии, и вот
показал ее на днях в казино JazzTown.
- Сейчас мне кажется, что в молодые годы наши
композиторские способности опережали наши исполнительские, и
мы не всегда могли сыграть то, что сочинили. Сейчас такая
возможность есть, - объясняет появление старых песен «Машины
Времени» в новых джазовых аранжировках сам Макаревич.
Цветы складывают прямо на ступеньках, ведущих на сцену.
«Прямо как монументу», - иронично комментирует певец. К нему в
этот вечер пришла жена и находящаяся на последнем месяце
беременности телеведущая Татьяна Лазарева. Зал казино
переполнен. Но на сцене, кажется, еще больше людей: полный
состав «Оркестра Креольского Танго», отдельные солисты и
солистки, а также вокальный ансамбль A’Capella Express и
оркестр Jazz Town Band.
Первую половину концерта Макаревич и его аккомпаниаторы
играли песни из последних альбомов, записанных с Оркестром
Креольского Танго, в том числе песни Булата Окуджавы. А во
втором отделении начались сюрпризы.
Дело в том, что альбом должен выйти осенью, и Макаревич
нигде не рассказывал, какие же именно песни из старой Машины
обретут новое звучание. Поэтому каждая следующая песня
встречается с удивлением и восторгом.
Начал Макаревич с песни «В маленьком городе», продолжил
«Эпохой большой нелюбви». Песни совсем разных лет. Следующая
песня относится к нетленкам или шедеврам, как угодно: «Он был
старше ее», но никаких особых различий по сравнению с уже
ранее исполняемой на концертах «Креольского Танго» версией
услышать не удалось. Все тот же вязкий и тягучий клавишный фон
с вкрадчивой глуховатой трубой.
«Мы расходимся по домам» с мягкими опеваниями A’Capella
Express начала примерно обозначать контуры замысла Макаревича.
По сути, Андрей решил использовать возможности «Оркестра
Креольского Танго» и A’Capella Express, вкупе с духовой
секцией Jazz Town Band, для выпуска старых песен в легкой
кабацко-джазовой обработке. Причем на этот раз Макаревич взял
самые мелодически сложные, напевные свои произведения. Лишив
их юношеского задора, Макаревич вложил в них недвижимое, почти
буддистское спокойствие и буржузное моралите.
Я не уверен, что большинству поклонников «Машины Времени»
придутся по вкусу эксперименты с дистилляцией молодой горячей
крови ранней «Машины». Даже уверен, что большинству они
категорически не понравятся.
Но, право же, Макаревич заслужил право на старости лет
производить любые эксперименты со своим творчеством.
Я вообще заметил, если уж быть откровенным, насколько
самому Андрею Вадимовичу нравится ощущать себя солидным
ресторанным «лабухом». Он получает удовольствие. Этот процесс
для нас, зрителей, явственно начался с клипа «Имитация».
Помните этот задымленный кабак, и смачную с расстановкой игру
«машинистов»? Теперь это фирменный стиль сольного Андрея
Макаревича – на грани шансона и джаза. Почему бы нет?..
«Имитация» тоже прозвучала, в респектабельном джазовом
звучании. Боюсь, в этой версии смысл трагических слов совсем
утратился...
А вот «Музыка под снегом», например, получилась отчаянно
удачной. Нисходящие скрипичные пассажи, клавишные менуэты – не
об этом ли много лет назад мечтал юный Макаревич, писавший
строчку «И соната слышна едва-едва»... Теперь
высокопрофессиональные музыканты смогли сыграть ту самую
сонату в зимнем лесу.
Песня «Время» (Нам уготовано, мальчик мой...) звучит почти
аутентично по отношению к плотно-клавишному перестроечному
звучанию «Машины Времени». «Картонные кралья любви»
превратились совсем в веселую джазовую пьесу. И просто
фейерверк разных джазовых стилей, от диксиленда до би-бопа,
уместился в аранжировочном решении песни «Старый корабль», что
вполне логично, ведь поется про то, как «в трюме посетить кафе
и винный зал».
В новой жизни песни «Если в городе твоем снег» клавиши и
аккордеон рисуют протяжный эмбиент, неожиданно переходящий в
энергичный джаз-рок. И очень приятно, что Макаревич не забыл
песню «Забесплатно только птички поют», хотя и вложил в нее
прямо противоположный смысл, чем воспринималось в годы его
романтичной юности. С годами пришел житейский цинизм, и это
надо воспринять как данность.
Словом, ожидать выпуска нового альбома можно с тревогой.
Скорее всего, «Старая Машина» еще больше увеличит разрыв между
теми, кто любит исключительно «Старую Машину», причем в
оригинальном звучании, и не любит сегодняшнего буржуазного
Макаревича.
Что не помешает остаться этим песням – великими песнями.