Пять читателей
NEWSmusic.ru могут выиграть сборник "Нашествие XVIII".
Большинство представленных на пластинке музыкантов
принимали непосредственное участие в Главном
Приключении Лета, фестивале «Нашествие» в Эммаусе.
Теперь у вас есть возможность вспомнить, КАК ЭТО
БЫЛО – наиболее яркие музыкальные тенденции
нынешнего лета можно проследить по сборнику
«Нашествие-XVIII». Для того, чтобы получить диск,
Вам необходимо ответить
на три вопроса.
2 декабря в ЦДЖ прошел
фестиваль памяти легендарного музыканта Папы Леши под
неоднозначным и вызвавшим толки названием «Хиппи End».
Хедлайнерами фестиваля стали Умка и «Safety Magic», но для
подобных субкультурных мероприятий всегда важнее – кто
пришел, а не кто играл.
А пришли как раз весьма ожидаемые персонажи. Разница
между сидящими в зале и выступающими на сцене практически
стерта. Поколение хиппи 80-90-х – совершенно потерянный
остров в океане современной жизни. Нынешним тинейджерам
сложно объяснить, чем так уж легендарны те люди, которые
пели и писали стихи в те годы. Тот освежающий ветер
свободы, которое принесло поколение хиппи в удушаюшую
серую действительность советских времен, ныне не кажется
даже легким ветерком. Ирония над штампами уже не
считывается, ввиду исчезновения самих штампов.
Поколение хиппи 80-90-х коллекционировало смешные
таблички нелепого содержания, пело вывернутые наизнанку
песни и декларировало полный отказ от работы нетворческого
содержания. Это не то «поколение дворников и сторожей»,
которое воспел БГ. Эти люди могли работать дворниками
разве что временно. Потому что постоянно скитались со
флэта на флэт, из вписки в одном городе до вписки в
другом, могли в хорошем расположении духа в любом момент
уехать купаться в Крым, и ехали принципиально без денег.
Потому что автостопили машины, аскали в пути, на еду
добывали денег игрой на флейте и пением под гитару.
Лучше всего жизнь хиппи описывают строчки
самого Папы Леши,
честные и жестко-ироничные:
А вы откуда? – Из Петрограда…
Ах, да! Ну, что там? – Да всё как надо…
Мы в мае были, вписались к Лову…
Ты знаешь Лова? – Чувак кайфовый!..
Да, очень клёвый, и там мы жили,
На флэте Лова весь май мы жили,
А что, вы дальше? – Да нет, обратно…
Когда? – Туморроу… – Ага, понятно…
Мы к вам приедем? – Конечно, клёво!..
Пасифик найта! – Will be здоровы!
А после – найтом – Кайфовый пипл!
Всё в полном Райте – поедем в Питер!
О, да! Поедем… И что там будет?
Всё та же скука, всё те же люди,
Всё те же спики, флэты, расклады,
Всё те же Сэмы и те же Магды,
Телеги, гонки, чай до рассвета…
Да что же это, зачем всё это?!
Это поколение было потерянным изначально. Оно не
боролось за жизнь. Хиппи 80-90 годов уходили из жизни
веером. Кто-то кончал жизнь самоубийством, кто-то погибал
от тяжелых наркотиков, чаще всего молодые и талантливые
просто спивались. Тот факт, что Папа Леша дожил до октября
2005 года, представляется невероятной фантастикой и едкой
гримасой жизни. Он должен был умереть много раньше. От
неумеренного потребления алкоголя у него уже несколько лет
вообще не работали почки, в больницах
подтверждали-опровергали диагноз СПИД… И все-таки Алексей
Бармутов оставался тонким умным автором, пишущим
невероятно
мощные драйвовые песни. Когда он умер, ему было всего
45.
Почему я все время упоминаю 80-90 годы? Потому что нет
взаимопонимания между поколениями даже внутри этих самых
российских хиппи. Кто-то из них ударился в веганство и
защиту животных (Любава), кто-то снова и снова копирует «Битлз»
образца 60-х, кто-то уходит в удаленные от цивилизации
скиты и общины.
На фестивале памяти Папы Леши собрались по большей
части те самые. Которые дожили. Ведущим вечера был Хоббит
(Алексей Бекетов), чьи язвительные и часто ненормативные
стихи поражают философской глубиной. Хоббит вспоминал
какие-то истории, связанные с Папой Лешей (они были
близкими друзьями «не-разлей-вода»). И читал стихи. Читал
что-то из Папы Леши, что-то из себя. Тексты знаменитых
песен, разошедшихся среди потерянного поколения,
по-прежнему потрясают своей актуальностью. Обращенные к
брежневскому строю слова вполне могут адресоваться и к
путинскому, да и к любому склонному к тоталитарности
общественному строю мыслей.
Умка рассказала, что ее много связывало с Папой Лешей.
Они вместе выступали на фестивалях, вместе пели на
квартирниках, милиция разгоняла эти запрещенные концерты…
Сейчас уже можно сказать, что Умка и Папа Леша стали
самыми заметными лицами того поколения. Умка пела около
получаса под гитару, вспоминая старые песни. Исполнила
новую, только что написанную, со словами: «Вы уж извините
меня, если слова забуду».
Не смог приехать Собака (Андрей Русинов), но приехал
Ростик (Ростислав Звездин), и устроил настоящее
кантри-блюзовое шоу со своим проектом «Братья Рост-н-Ролл».
Суматоха спела под гитару одну песню Папы Леши.
Звезда отечественной этно-джазовой сцены группа «Safety
Magic» сыграла медитативный сет из своих лучших
композиций. Гитарист Дан Лерман много играл джем-сейшнов с
Папой Лешей в свое время, а бас-гитарист Михаил Авшаров –
басист самого знаменитого состава коллектива Папы Леша под
названием «Лубок». За кулисами Умка с восхищением
выдыхает: «Классно вы играете! Я хотела бы записать
что-нибудь с вами». У «Safety Magic» очень напряженный
график, не дожидаясь конца фестиваля, они уезжают на
вокзал. На следующий день у них концерт в Нижнем Новгороде
с Инной Желанной.
Театрализованное представление одной из песен Папы Леши
показывает Навна (Наталья Виногорская). Она выходит на
сцену с зачехленной гитарой. И объясняет: «Этот чехол
подарил мне когда-то Папа Леша». Снимает, и поет дрожащим
голосом одну из самых его проникновенных вещей.
«Бостонское чаепитие» - из тех групп, которые
продолжают традицию мелодичных хипповских песен под гитару
и скрипку, обогатив ее изяществом слога серебряного века.
Красивые и печальные мелодии льются со сцены, заставляя
задуматься о судьбах контркультурной интеллигенции.
Протест против пошлости сиюминутного существования
выражался когда-то в асоциальном образе жизни. Немногие
творцы смогли выйти в контркультурные пласты творчества,
сравнимые с открытиями титанов авангарда 10-20-х годов
20-го века. Папа Леша в последние годы жизни разрабатывал
технологии влияния белого шума на текстовые понятийные
ряды. Возможно, его архивные записи еще ждут своих
исследователей.
Завершает фестиваль жесткий сет группы «Трест»,
идеологов псевдо-суицида. Мощный драйв и честные
инфернально-бытовые тексты – визитная карточка группы.
Квартовые гитарные риффы облегают пульсирующую
ритм-секцию, Владимир Колосов сосредоточен и точен.
А на финальную песню вышли все. Участники и неучастники.
Друзья и соратники. Вышли дети Папы Леши. «Вот умру я,
умру» - гимн жизнелюбию и самоиронии в любых
обстоятельствах. Песня Папы Леши на мелодию «Happy
Birthday» написана лет пять назад, но стала широко
известной в узких кругах «тех самых» хиппи. Хоровое
исполнение «Вот умру я, умру» под аккомпанемент «Треста»
было нестройным и сырым, но от души. Владимир Веселкин
(экс-"Аукцыон") по старой традиции высыпал целую коробку
сигарет на сцену.