Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Художественный Совет

  Все выпуски  

Классика в музыке, музыка в классике. Юрий Владимирович Матушевский


Юрий Владимирович Матушевский. Рассказы о Подольских художниках Валентины Спиряновой «»
художник Юрий Владимирович Матушевский

Русские

  Рассказы о художниках   «»   22 января 2007

    «Подольские» новости

Юрий Владимирович Матушевский

Юрий Владимирович Матушевский
1930-1999

Рассказы о Подольских художниках Валентины Спиряновой

Юрий Владимирович Матушевский


* * *


«Увидеть прекрасное в обыденном»

Юрий Владимирович Матушевский Если содержанием жизни Юрия Ивановича Васильева стали странствия, а творчество определяется стремлением художника «углубиться в суть пейзажа», то география работ Юрия Владимировича Матушевского ограничена Вышним Волочком и окрестностями Академической дачи. Привязанность эта заставила художника переселиться в любимые места, а в подольской мастерской бывать наездами.

Нет в его работах ни Уральских гор, ни красот Гурзуфа. И это не значит, что он там не бывал. Бывал, и не только там, но и в Казахстане, Узбекистане, Карелии. Художественное училище закончил в Иркутске, а институт – в Ленинграде. Прошли его персональные выставки в Польше, Люксембурге, Бельгии, но нет у художника желания удивить нас репортажами о своих странствиях. Многие пытаются захватить зрительское внимание чем-то невиданным и делают себе на этом имя. Наверное, Юрий Владимирович Матушевский – несуетный человек. Может быть, так, но нам кажется, что выбор места, круг, очерченный художником, имеет непосредственное отношение к главной теме его творчества – теме крестьянской России.

Как и Москва, Тверь – сердцевинная часть нашей земли, но в отличие от московских земель это, по нынешним понятиям, окраина. Глубинные процессы здесь меньше застилает сиюминутное мельтишение, что, вероятно, и привлекло художника.

В творчестве Юрия Владимировича преобладают два жанра: пейзаж и натюрморт. Пейзаж обязательно включает в себя архитектурный мотив, придающий ему качество национальной принадлежности: старинная крепость, выложенная из «дикого» камня, белый собор, утопающий в зелени, неказистый, но теплый, обязательно деревянный дом или банька на берегу реки. Мы оказываемся среди людей, далеких от шума и суеты больших городов, и обретаем ритм их неторопливой жизни, подчиненной вечному кругу времен года. Этому вторит смена времен года в пейзажах и натюрмортах, так ясно разграниченная именно в средней полосе России – и нигде больше! Картины художника создают сюиты, наподобие музыкального цикла П.И.Чайковского, где каждое состояние овеяно поэзией и очарованием особенной красоты.

Так ли уж невинны и наивны качества, указанные нами? Отнюдь! Не так давно все это снималось с выставок партийными комиссиями. Соборы, сараи, домишки были крамолой. Художник осмелился провозгласить ценностью мира обывателя, то есть обычного, не героического человека, и заставляет нас вглядеться в его жизнь в «век космический свершений». Позиция автора воинственно консервативна. Оказывается, как и в давние времена, все определяется только циклом времен года. Ничто не поколебало ход жизни, устоявшейся веками.

Пусть вас не удивляет, что анализ живописи ведется с точки зрения политика. Мы жили в политизированном обществе до недавнего времени – и зрители, и художники. Так это было. И оценки, характерные для времени тоже важны. Почему работы художника столь однопланово оптимистичны? Таким был характер мышления в обществе, и лишь выдающиеся его представители выходили за очерченный временем круг. Большинство работ художника значительны по размеру. Не только потому, что они размещались в громадных залах Манежа или Центрального дома художников в Москве, хотя художники не могли не считаться с этим. Учитывали даже характер света – люминесцентное освещение, меняющее восприятие живописи. Была еще одна не менее важная причина. Художник обращался к массе, а не к отдельному человеку. Судьба картины после выставки (при удачном ходе дела) могла привести ее в запасник музея, в запасник Художественного фонда, а оттуда в Дом культуры или в другое общественное учреждение – и почти никогда в жилище частного лица. Пройдет время, и исследователи будущего смогут оценить произведение, только учитывая ситуацию нашего времени, его психологический климат.

Личностное начало подавлялось. Возможно, поэтому намеренно убиралось настроение. Работы Ю.В.Матушевского не уподоблены дневниковым записям автора. Художник почти никогда не ставит даты создания произведения. Лик природы не его холстах неизменно прекрасен.

У Мефодьевны, х.,м., 90х110, 1986 г.

Изощренный глаз мастера, свободное владение техникой живописи позволяют создавать изысканные созвучия, цветовые гармонии, захватывающие зрителя. И не важно, в каком ключе развивается композиция – тончайшей тональной проработке или звонкой декоративной манере. Неважно, подсмотрено это художником в натуре или сочинено в процессе работы. Красота одерживает победу, – для нее все средства хороши. Натюрморт и пейзаж Матушевского – части одного мира. Мы просто входим внутрь деревенского дома. Он уютен, хотя и незатейлив. Художник не пытается хоть чем-то украсить реальность, скорее поэтизирует обыденное. По-прежнему характер крестьянского быта определяется самоваром, иконами, крынками да туесами. Здесь та же смена времен года. Вот горница, стол с самоваром, цветок на подоконнике открытого по-деревенски маленького окна – и яркая зелень весны. Стена горницы с красочными и суровыми иконами, рядом атрибуты художнического ремесла, на кухонном столе рыба, выловленная в соседнем озере, старинная бутыль с маслом, купленным впрок, а то и пиво в кружках, вобла величиной в лапоть. Лето. Зима. Корзина с красными яблоками и ветки спелой рябины, разложенные на столе и развешенные по стене. Это осень. Все неприхотливо, но вкусно выложено. Действительно – дары природы.

Ритм смены времен года определяет все. Возят сено. Мужики неторопливо ведут разговор у сенного сарая, а кругом красота такая, что глаз слепит: синие тени от вечернего неба на снегу, луна поднимается, воздух чист, душист и прозрачен.

Сумерки, к.,м., 52х70, 1980 г.
Юрий Владимирович Матушевский

Сумерки, к.,м., 52х70, 1980 г.

Весна. И безумствует солнце, создавая феерические картины на земле, только успевай их ухватить и сумей перенести на холст. Вот так и живет Россия Матушевского, утопая в красоте. Нет в мире невзгод и печалей человеческих - все пустое перед величием мироздания. Наверное, так высоко небо в пейзажах Юрия Владимировича, так мятежны облака, так силен ветер, так глубоко ощущение тишины.

Временной ряд работ художника естественно включает в себя композиции, созданных под влиянием кумиров прошлого и яркого живописного направления, возникшего на наших глазах, каким было в 60-х годах формирование владимирской школы живописи, к чему Матушевский имел самое непосредственное отношение. И все-таки индивидуальность узнаваема. Для Юрия Владимировича это умение работать с открытым цветом, любовь к интенсивно синему, присущая его композициям декоративность. При этом колористическое решение обращено к цветовому строю фольклорного прикладного искусства. Тот же источник, думается, питает ровный гедонистический настрой. Характер передачи весеннего дерева или осенней липы, мотив горницы деревенского дома с открытым окном или набором обыденных, рукотворных предметов замыкает мир, видимый крестьянином. Умение художника слиться с миром своих героев, увидеть его не сверху и не со стороны, скорее всего и определяет наиболее характерное в его творчестве.

… Летом 1999 года, когда Ю.В.Матушевского уже не было в живых, ему присвоили звание заслуженного Художника России.


* * *


Подольская снайперская школа


* * *


. . . Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по шнурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах. Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья. Словом, виды известные. Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил, что здесь, по словам ...

Н.В.

Взбудораженное звёздное вещество образует причудливые фигурыИ без воображения видно. Жаль только мы не можем обойти эти фигуры и посмотреть на них с разных сторон.


* * *


... большое красноглазое nickChmo висело прямо над маленьким, дуралевым стулом. Ужас какой здоровый, никогда раньше, таких не видела. Незаметные, но мощные cheburallent-потоки со свистом вырывались снизу, на свободу из под зависшего ужаса. Безумные красные глаза ошалело вращались внутри своих вспотевших обрбит. ... но он всёже сумел чётко отметить застрявший неподалёку, в ...е Chebur-Allent 'Tass и он даже видел как проворный cheburallent сремглав выскочил из чавкающей кабины и отчаянно боролся за живучесть своего безнадёжно обмякшего процессора. ... что же делать, что же делать - безумно стучалась прямо в мозговую кость одна и таже мысль, ...

со временем выработалось несколько технических методов нейтрализации (опровержения) замечаний, некоторые из них имеют универсальный характер. Мы на них и остановимся (в сжатой форме и с самыми необходимыми комментариями), причем очередность перечисления не зависит от эффективности метода

nickChmo Today's

1. Ссылки на авторитеты (признание свидетелей). Чаще всего одним из лучших методов нейтрализации (опровержения) замечаний являются ссылки на чужой опыт и высказывания.

Chebur Allent'tass

но
2. Метод 'бумеранга'. Многие замечания вопреки желанию нашего собеседника в сущности прямо или косвенно говорят о преимуществах описанного нами проекта решения, и мы можем воспользоваться ими как отправной точкой нашей аргументации.

nickChmo Today's

Великая Сеть становится многообещающей площадкой для бизнеса и коммерции, открываются все новые и новые службы, вспомните хотя бы интернет-магазины, интернет-банки, web-клиники, сетевых нотариусов. Grunger

мылый Cheburallent-2

Интернет развивается стремительными темпами, и я не удивлюсь, если его скоро признают 8-м чудом света. Grunger

мылый Cheburallent-m

Сайт рекламирует услуги компании 24 часа в сутки 7 дней в неделю, по выходным и в праздники, ... и ночью

а всё равно Chmorbid Подольский

«Если вашей фирмы нет в Интернете, значит, ее вообще нет»

Русские форумы

  • Как нарисовать цветок

    Из уроков рисования Шуры Балаганова

    Парадокс, но не смотря на невероятные, непреодолимые пространства, бездны времён, разделяющие существа вселенной, нам дано видеть их единым взором


  • Серо-водо-родные источники

    Про серость не любит читать никто
    Интереснее - про золото, жуть и жуть мягких зеркала
    Схавать наживку. Все эти маринины, вайнеры - все таже схема разработки - прикормки читатлей
    Серость про серость - никто не хочет ее умножать, значит все ищут выхода из нее, ее же и формируют, так что лишний раз окунаться просто не прет... Напрасно,
    работают обыкновенные стереотипы. Они и формируют серость видения. Не глубокий подход. Да где его взять. Ведь здесь трудиться надо. В КОРНЕ МЕНЯТЬ
    ОБРАЗ ЖИЗНИ. А ТО ПОЖИЗНЕННЫЙ ЦАК С ГВОЗДЯМИ - И ПОЛНОЙ БЕСПРОСВЕТНОСТЬЮ.


    Янычар
  • Забытое сражение. Молоди

    Битву, состоявшуюся в августе 1572 г. возле села Молоди, что примерно в 50 км от Москвы, между Подольском и Серпуховом, иногда называют «Неизвестное Бородино». Само сражение и герои, участвовавшие в нем, в российской истории упоминаются нечасто. Всем известна Куликовская битва, а также возглавлявший русское войско московский князь Дмитрий, получивший прозвище Донской. Тогда были разгромлены полчища Мамая, однако на следующий год татары вновь напали на Москву и сожгли ее. После Молодинского сражения, в котором была уничтожена 120-тысячная крымско-астраханская орда, набеги татар на Москву прекратились навсегда.

    В XVI в. крымские татары регулярно совершали набеги на Московию. Предавали огню города и села, угоняли в неволю трудоспособное население. При этом количество полоненных крестьян и горожан многократно превосходило военные потери.

    Кульминацией стал 1571 г., когда войско хана Девлет-Гирея дотла сожгло Москву. Люди прятались в Кремле, татары подожгли и его. Вся Москва-река была завалена трупами, течение остановилось... В следующем, 1572 г. Девлет-Гирей, как истинный чингизид, собирался не просто повторить набег, он решил возродить Золотую Орду, а ее столицей сделать Москву. Девлет-Гирей так и заявил, что «едет в Москву на царство». Как писал один из героев Молодинского сражения немец-опричник Генрих Штаден, «города и уезды русской земли все уже были расписаны и разделены между мурзами, бывшими при крымском царе; было определено, какой кто должен держать».

    Подольский городской ФОРУМ

  • «Подольская недвижимость». Управляющая компания - здравый смысл Информация к размышлению. Довольно забавный сюжеты, вполне могут оказаться близкими сердцам многих Подольчан. Несложные сюжеты помогают представить реальные последствия принятия решений об управлении жилым домом. В Подольске много таких стареньких панельных хрущевских пятиэтажек с уютными двориками, в которых прожили свои жизни многие поколения Подольчан. Сегодня многие вещи связанные с жильём кажутся им сами-собой разумеющимися, примерно также как казались естественными и никогда неотъемлемыми обычные блага Советского человека такие, как бесплатная медицина для всех, бесплатное образование для всех, жильё для всех, пионерские лагеря для детишек летом и многие другие замечательные и привычные Советским людям вещи. Теперь вокруг Подольска стоят неприветливые, наглухо закрытые, с охраной у ворот бывшие детские лагеря, превращённые неизвестно во что, проданные неизвестно кому, и неизвестно для чего. Последствия необдуманных прошлых решений становятся хорошо видны со временем.

  • В избранное