Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы собрали информацию о тех мероприятиях, которые прошли или пройдут в нашем музее в самое ближайшее время.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
"ИЮЛЬСКИЙ ВЕТЕР МНЕ МЕТЕТ ПУТЬ"
В среду 20 октября 2004 года, в 20-40 в Саратове по телевизионному каналу "Вторая Садовая" пройдет передача "Июльский ветер мне метет путь", посвященная памяти Ирины Николаевны Пятницыной, старейшему сотруднику Радищевского музея.
Названием телевизионной передачи послужили строки из стихотворения Марины Цветаевой "Бессоница", которое очень любила Ирина Николаевна.
В телепередаче будут демонстрироваться фрагменты передач и телефильмов с участием Ирины Николаевны и воспоминания о ней коллег и сотрудников Радищевского музея.
И.Н.Пятницына - искусствовед, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, умерла 7 июня 2004 года от тяжелой продолжительной болезни.
Ирина Николаевна пришла в Радищевский музей с университетской скамьи в 1971 году и работала до последнего времени.
Научные интересы Ирины Николаевны были связаны с проблемами саратовской живописной школы. Её привлекали художники, несправедливо обойденные в советское время.
Ей посчастливилось открыть замечательного саратовского живописца и графика М.Н. Аржанова, чье творчество было известно прежде лишь узкому кругу друзей. Творчество М.Н. Аржанова стало постоянной темой в её искусствоведческой работе. Она готовила книгу воспоминаний о художнике и думала о ней до последних своих дней.
Помимо М.Н. Аржанова, целый круг саратовских художников формировался в общении с приехавшим из Франции Н.М. Гущиным. Все они поневоле оказались диссидентами, их работы почти не принимались на выставки. Творчеству художников круга Н.М. Гущина Ирина Николаевна посвятила значительную часть своей деятельности.
Она организовывала выставки, писала статьи, составляла каталоги, выступала в прессе и на телевидении.
Ирине Николаевне было интересно всякое новое, направление в искусстве, еще не признанное официально и нуждавшееся в поддержке. Такую поддержку она оказывала хвалынскому движению саратовских художников, ежегодно организующему творческие поездки на родину К.С. Петрова-Водкина в город Хвалынск. Основная цель этих поездок – оживить традиции великих земляков начала ХХ века, поднять художественный уровень современной живописи в условиях современного рынка, что было близко Ирине Николаевне.
«ТЫКВА БАРАНЕЦ»
17 октября 2004 года в 12-00 в Доме-музее Павла Кузнецова (филиал Радищевского музея) в рамках проекта «Музейная долина» состоялась очередная Арт-беседка. На этот раз художник Дмитрий Гущин предcтавил свою акцию “Тыква баранец”.
Октябрь. 2004 год. В саду Дома-музея Павла Кузнецова художником Дмитрием Гущиным был собран урожай – 33 тыквы, посаженные им же в мае 2004.
Тыквы выросли пребольшие. И многие уже предвкушали, как будут проводить долгие зимние вечера за ароматными семечками. Да и Хеллоуин скоро, маски нужны.…
А волки и без полнолуния могут выть на луну.
«Нам рассказывали, что совершенно особая порода дынь или вернее, тыкв растет за Самарою, между реками Волгою и Доном. Эта порода величиною и качеством похожа на другие обыкновенные дыни, но по внешнему виду имеет сходство с бараном, члены которого она совершенно ясно изображает. Поэтому русские и называют ее «баранцем». Стебель прикреплен как бы к пупу дыни, и куда она повернется (так как при росте она меняет свое место, насколько ей это позволяет стебель), там сохнет трава, или, как говорят русские, «пожирается» дынею. Когда дыня поспеет, стебель отсыхает, и плод получает меховую шкурку, подобно барану; по их словам, эту шкурку будто бы можно дубить и приготовлять к пользованию против холода. Нам в Москве показывали несколько кусков такой шкурки, оторванных от одеяла, говоря, будто они от тыквы «баранец»; эта шкурка была нежна и курчаво-шерстиста,
подобно шкуре ягненка, вырезанного из утробы матери или еще очень молодого. Скалигер упоминает в «Exercitationes», р. 181 о таком плоде, который, пока он окружен разными травами, быстро растет, подобно ягненку на пастбище, но при недостатке увядает и погибает. Русские говорят, что далее рассказывает Скалигер, а именно: будто кроме волков ни одно животное не падко на этот плод: благодаря этому обстоятельству и можно ловить волков».
Адам Олеарий
Художник Дмитрий Гущин решил поймать волков на свои тыквы. Повесил баранью шкуру, расставил ловушки, пригласил друзей.
И подумалось: всё, может быть, только, кажется? Просто жизнь у многих жителей оврага волчья. И не надо никого ловить, а просто накормить всех ароматной тыквенной кашей!
«ПОЛТОРА ЧАСА»
17 октября 2004 года в 12-00 в доме-музее Павла Кузнецова (филиал Радищевского музея) в рамках проекта «Музейная долина» открылась выставка–инсталляция берлинской художницы Алены Майер.
«Полтора часа» - так называется эта выставка. Ввиду имеются те полтора часа, что она провела со своим фотоаппаратом «Nikon» возле «Серебряного родника» на 1-ой Дачной в г.Саратове, фиксируя происходящее через небольшие промежутки времени. Почему возникла эта серия фотографий?
Алена любит снимать «простые вещи». К примеру, людей в домашней или рабочей обстановке. Стоит модели начать «позировать», как художница опускает свою фотокамеру и становится холодной и равнодушной, глаза перестают блестеть и уголки губ обиженно ползут вниз. В роднике её привлекает беспристрастность: он дает воду людям, не интересуясь их возрастом, социальным положением, вероисповеданием и национальной принадлежностью. Такая позиция ей близка. Она относительно отрешённый художник, этакий незаинтересованный наблюдатель. Хотя здесь, я думаю, есть изрядная доля безобидного женского лукавства. Люди, набирающие воду, разговаривающие о политике, о жизни и повседневных заботах, для неё, прежде всего – русские, и в них как бы персонифицируется Россия. Так что условно эту фотосессию можно назвать «Родина Пушкина, Толстого и Путина». Простите за банальность,
но восприятие России иностранцами всегда несколько поверхностно. И уж, конечно, разительно отличается от того, как воспринимают свою Родину сами русские. Но речь сейчас не об этом.
Алена интересная и глубокая художница, умеющая смотреть так, как смотрит только она одна. Она настаивает на своём праве видеть вещи именно такими. Она мужественный, смелый художник, не идущий на поводу у зрителя и, будьте уверены, она не собирается вас развлекать или шокировать. Алена, скорее всего, попытается заставить вас увидеть в этих работах самих себя, свой город, свою страну, свой мир».
Александр Гнутов
«КАЛЕЙДОСКОП». ВЫСТАВКА РАБОТ КСЕНИИ ЩЕРБАКОВОЙ.
14 октября 2004 года в 15-00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Радищевского музея) состоялось открытие выставки работ молодой саратовской художницы Ксении Щербаковой.
Традиционно главной функцией и задачей художественного музея считается демонстрация работ профессиональных, маститых художников, показ истинных живописных шедевров. Но параллельно существует и иной мир искусства, где свои произведения творят люди, стремящиеся отразить в рисунке свою индивидуальность, особое видение жизни. Их произведения, несомненно, талантливы. В работах таких художников получает воплощение в первую очередь их душа.
У непрофессиональных живописцев часто возникает потребность в помощи педагогов-профессионалов, в занятиях в художественных студиях. Обыкновенно в подобных студиях и кружках занимаются дети. Несмотря на некоторую наивность, их работы быстро становятся профессиональными по композиции и цветовому решению. Но в век профессионализма во всех областях, в век так называемого «рационального подхода», возникает необходимость и во «взрослых» непрофессиональных художниках.
Задуманный цикл выставок «Калейдоскоп», который пройдет в октябре 2004 г. в музее–усадьбе В.Э. Борисова–Мусатова - яркие цветные странички творчества увлеченных, талантливых людей, любящих живопись, реализующихся в ней. Музей считает их творчество достойным для демонстрации широкой общественности.
Ксения Щербакова родилась в 1978 году. В студию «Семицветик» Л.В. Истоминой пришла уже достаточно взрослой. В 1999 году она была зачислена в 3-й класс ДХШ. Сейчас учится на искусствоведческом факультете в Саратовском педагогическом институте.
Ксения Щербакова – человек застенчивый, малоразговорчивый, как отмечает Людмила Владимировна Истомина, любимые темы Ксении – сказочные. Наверное, поэтому название ее дипломной работы – «Сказочные города Волшебной страны». Уйти в мир сказки – лучший способ создать новую реальность, живущую по собственным «автономным» законам, населить этот мир необычными существами, которые известны из фольклора, но получают новый характер в индивидуальном творчестве.
Работы Ксении Щербаковой правомернее всего отнести в область наивного искусства. Действительно, ее произведения ребячески упрямы и детски откровенны. Они привлекательны своей простотой и светом. Их отличает радость от познания и узнавания окружающего мира. Каждая работа – это маленькое открытие автора, которому он и сам удивлен.
Помимо сказочной темы в ее творчестве большое место уделено натюрморту, где все, что изображается одинаково важно для художника. Поэтому Ксения старается не перекрывать одно изображение другим, не расставляет акцентов, каждый элемент натюрморта для нее равноценен другому.
Но все работы Ксении отличает доброта и радостное восприятие окружающего мира.
РОМАНТИК ДЕТСКИХ СЕРДЕЦ. К 80-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА Г.И. ЛБОВА
15 октября 2004 года в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске (филиале Радищевского музея) открылась выставка Георгия Ивановича Лбова.
Жизнь и творчество этого скромного человека тесно связаны с его родным городом - Хвалынском. Становление Г.И. Лбова как художника, происходило в общем так же, как у многих других его собратьев по искусству: в детстве – неизъяснимая одержимость рисованием и первое волнующее знакомство с карандашом и красками, счастливое блаженство первых прикосновений кисточкой к бумаге. Вскоре, как водится, встреча с настоящим, «живым» художником, благосклонно отозвавшимся о робких рисовальных опытах мальчика (этим художником оказался И.А. Елатонцев – друг Б.М. Кустодиева и К.С. Петрова-Водкина). Потом наслаждение первыми уроками рисования в школе, где любовь к рисованию была сразу оценена и востребована. Он оформлял стенгазеты, расписывал школьные стены, украшал зал.
Г.И.Лбов с увлечением вспоминает о своей первой выставке: «Учился в 10 классе. На урок географии приходит директор школы Громова А.И. (заслуженный учитель РСФСР) и спрашивает, есть ли у меня какие-нибудь работы. Я отвечаю, что есть. Тогда она велела бежать домой и принести все свои работы на выставку, которая проводилась каждую весну среди учащихся школ района. Это было в 1942 г. Директором краеведческого музея В.Ф.Ореховым (хвалынский художник и археолог, друг К.С. Петрова-Водкина) были отмечены мои работы. Так внезапно и состоялась моя первая выставка».
Затем радость занятий в Саратовском художественном училище у И.Н.Щеглова, доброго и чуткого наставника, первые успехи в овладении азами и «секретами» изобразительного мастерства и, наконец, как закономерное завершение этапа художественного созревания, поступление Московский педагогический институт, который он закончил по специальности «Учитель рисования и черчения». Классический, можно сказать «хрестоматийный» прямой и целеустремлённый путь в искусство. Но рядом с творческой биографией, переплетаясь с ней, существует и просто биография – жизнь человека со всеми её «поворотами», «передрягами» и «ухабами», которые Г.И.Лбов преодолел с честью.
Запись в дипломе «Художник-оформитель и учитель рисования и черчения» означала негласно «мастер на все руки». Георгий Иванович мог выполнить любую художественную работу – от станковой живописи до оформления стендов и плакатов. Предпочтение же было отдано педагогической работе. Г.И. Лбов до 2000 года работал с детьми, сначала в школах, а с1956 года в изостудии при Доме пионеров. Он с глубокой нежностью относился к своим ученикам, их заботам и радостям, переживая с ними победы и огорчения. Прививал ученикам вдумчивое отношение к натуре, к пластике, к пространству, а главное – учил творчески мыслить. Он умел находить неповторимую индивидуальность и помогал ученику утвердится в ней. Учениками Г.И. Лбова были живописец Серов С.Г. и известный карикатурист Дьяков А.Г. Лбов Г.И. – непременный участник выставок местных художников, проводимых
в галерее, в 1995 г. участвовал в выставке хвалынских художников в Саратове.
В своем творчестве художник отдает предпочтение пейзажу. Ко многим сюжетам и мотивам Г.И.Лбов обращается неоднократно. К таким относятся: «Дворик. Май», «Вечерний сад». Его работы «Стожок на острове», «Собачий остров», «Волга.Таши», «Портрет старика» приобретены художественно – мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, некоторые работы украшают частные коллекции не только Хвалынска, но и других городов России.
С.Белозерова, научный сотрудник художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru