Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru

Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень №77 (157) Радищевского музея
октябрь 2004 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. От ожерелья к ожерелью
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы предлагаем познакомиться с материалом, посвященным картине В.Э.Борисова-Мусатова "Изумрудное ожерелье".
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


От ожерелья к ожерелью

Копия картины ’Изумрудное ожерелье’ В июне 2004 года в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открылась экспозиция, посвященная 100-летию выставки «Алая роза». В неё была включена копия со знаменитой картины «Изумрудное ожерелье», «одной из самых жизнерадостных и полнозвучных по колориту работ Борисова - Мусатова»», в которой он стремился выразить романтическую мечту о прекрасном мире, где человек находится в гармоничном единстве с природой.
В.Н.ЧелинцеваКопия была выполнена в 1974 году уроженкой Хвалынска, живописцем, графиком, талантливым педагогом Валентиной Николаевной Челинцевой (1906 – 1981) и история создания этой копии необычайно интересна, так как её судьба причудливым образом оказалось переплетенной с «Изумрудным ожерельем».
Как известно, мусатовский шедевр был написан в Хвалынске.
Хвалынск - живописный город – сад, уютно расположившийся у подножия меловых гор по правому берегу Волги. Город, который притягивает своей провинциальной простотой, чистотой и незабываемым ощущением пространства и времени. Это город необычайно сиреневого неба и ярких звезд.
В.Э.Борисов-Мусатов часто путешествовал по Волге и наверняка, проезжая мимо Хвалынска, любовался красотами этих мест. Летом 1903 года состоялся его приезд в Хвалынск в сопровождении сестры Елены и художницы Е.В. Александровой, всего несколько месяцев назад ставшей его женой. К.С. Петров-Водкин помогает им снять «крошечную дачку с открытой верандой, на которой неустанно шипел самовар и пахло малиной и бергамотом» у Пелагеи Челинцевой над нижним черемшанским прудом.
Праздник зелёного маскарада в Черемшанах«Заросшая ветлами, вязами и калинником, старая, колдовских времен, механика ворочала своим колесом. Узоры дубов окаймляли противоположный берег пруда… Хозяйский сарай обращен был в мастерскую. Разобрана была верхняя от конька стена для северного света. Пол усыпан песком, на нем брошен ковер. На побеленных стенах развесились этюды, дубовые ветки, и заброшенная дыра обратилась в мастерскую, где хотелось работать…», - писал Петров-Водкин. Мусатов действительно много и увлеченно работал, был счастлив. Время проводили очень весело, особенно тогда, когда в гости на две недели приехали друзья – чета Станюковичей. По этому случаю был устроен «зелёный маскарад»: нарвали «опахала» из дубовых ветвей, все переоделись в старинные наряды и с удовольствием позировали перед фотоаппаратом.
Хозяйка снятой дачи Пелагея Челинцева – тетка В.Н. Челинцевой - не раз рассказывала маленькой Валентине о приезде необычного человека:
«Он привозил свой реквизит – платья для натуры. Племянницу моей тети (с материнской стороны) он нарядил в платья, отчасти похожие на те, которые носили в то время, но отчасти еще более старомодные, и эта девочка позировала ему. Он усаживал её непосредственно на берегу пруда, где в густом отражении темного леса внезапно выплывает белизны невероятной облако. Так он написал «Облако в пруду». Весной сады были наполнены соловьями, совами и тысячами одуванчиков! Среди этих одуванчиков начинала цвести земляника. Море одуванчиков превращало саму землю в облако, делало её легкой, поэтичной, воздушной, и юность земли сливалась с юностью…»,- вспоминала В.Н. Челинцева.
Пруд в ЧеремшанахСейчас на месте Челинцевской дачи расположился санаторий «Черемшаны-1». Пруд сохранился, и до сих пор притягивает к себе чистотой и прохладой. Дубы, темная зелень которых вдохновила Мусатова, вблизи пруда не растут. Неизвестно, исчезли ли они со временем, или фантазия художника соединила разные впечатления и, по словам К.С.Петрова-Водкина, «над прудом, окаймленном, дубовой листвой, исчезнувшие русалки снова водворены были в жизнь, измененные костюмами и новой лирикой, они не хохотали дико, не защекочивали страстно путника, а близким, нашим бередили чувства зрителя».
Спустя семьдесят лет, в январе 1974 года на большой выставке к 100-летию В.Э. Борисова-Мусатова, где были представлены работы из многих музеев, экспонировалось и «Изумрудное ожерелье», принадлежащее ГТГ. В дни, когда выставка проходила в Саратове, в залах Радищевского музея Валентина Николаевна Челинцева написала копию с картины. «Я не совсем дописала её, так как выставка закрылась и работы были отосланы. Но то, что сделала, сделала чудом…Упросила за полторы недели…просила каждый день - прибавить хоть ещё один денек… Я довольна, что у меня есть хоть копия», - писала художница со свойственной ей эмоциональностью одному из знакомых.
И все-таки сделанное В.Н. Челинцевой не является точной копией с работы Мусатова, это творческая, авторская работа, отражающая внутренний мир художницы, впечатления, полученные от мусатовского шедевра, воспоминания детства.
Жители Хвалынска знают и помнят историю двух «Ожерелий». Перу хвалынского художника, писателя, краеведа Владислава Викторовича Полякова принадлежат замечательные строки:

Цветы рассыпались, как пух, среди травы,
Сквозь изумруд её, головками кивая…
Быть может, зритель, в чем- то правы вы,
Не все в картине просто, понимая.
Кто эти дамы? И куда идут? Зачем,
Как на показ, расположились полукругом?
Загадочный их разговор, каких коснулся тем?
О чем глазами говорят друг с другом?
Все под сомненьем…. Лишь, несомненно, то,
Что женщины – игра волшебной кисти…
Сам мастер горд, доволен, как никто:
Удался холст! Вот истина из истин:
Небесное с земным слилось в один поток!
Мусатовский шедевр - жемчужина искусства…
Художник преподнес подарок и урок,
Урок любви - залог большого чувства…

Елена Платонова – научный сотрудник музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова.



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2004 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.museum.radnews
Отписаться

В избранное