Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея
имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы собрали информацию о тех мероприятиях, которые прошли или пройдут в нашем музее в самое ближайшее время.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Новости Радищевского музея
РЕЗУЛЬТАТЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА
Акции художников Игоря Ролдугина и Сергея Левитова всегда научно обоснованы. Поэтому прежде чем использовать Глебучев овраг города Саратова как культурное пространство они не удержались от структурного анализа.
6 октября 2004 года на территории между улицами Октябрьской и Соборной, в рамках проекта «Музейная долина», проводимого сотрудниками Дома-музея Павла Кузнецова (филиала Радищевского музея) состоялся ряд акций под общим названием «Структурный анализ».
«Кораблекрушение» - это настоящая музейная витрина, со стеклом и с подсветкой, правда, выкопанная в склоне оврага. А экспонаты – нос лодки и бивень мамонта, найденные здесь же. И, поверьте, даже самый известный музей не придал бы им большего величия.
«Мостушка» - подарок от реки Становая Ряса реке Тайбалык, это деревянный мостик, в старые времена используемый для стирки белья, сооружен Сергеем Левитовым как дань некогда полноводной реке, ее жителям, с надеждой на лучшие времена. А пока, ее можно использовать как лавочку, стройматериал и сцену, что и сделал Алексей Кирилов, порадовав собравшихся своими последними песнями.
«Акведук» - древнеримское сооружения вдохновившее Игоря Ролдугина сравнить коллектор с другими гидротехническими сооружениями. Отверстие в цементном коллекторе было оклеено цветными фотографиями акведуков и затянуто прозрачной пленкой, через которую, тем не менее, был виден быстрый шумный поток.
«Единица» - большая деревянная единица на земляной насыпи, выставка идеи в чистом виде.… Одна река, один овраг, один шанс на его спасение…
ПЕРЕВОЗЧИКИ. АКЦИЯ “ТАЙБАЛЫК (ПРОВОДЫ)”.
10 октября 2004 года в 14-00 в филиале Радищевского музея Доме-музее Павла Кузнецова в рамках проекта «Музейная долина» состоится акция “Тайбалык (Проводы)” московского художника Андрея Суздалева (при участии Ольги Хан) - из серии «Перевозчики».
Плоские графические знаки с упаковочной тары, материализовавшись в серии перформансов и фото-сессий, представляют неожиданную «постиндустриальную» версию традиционного мифологического сюжета «путешествия в царство мёртвых». Призванные осуществлять связь между берегами жизни и смерти, они помещаются в специально выбранных местах, которые художник обозначает как «пограничные».
Часть 1 – ПЕРЕВОЗЧИКИ
Место: Белое море, Соловки, Промзона.
В рамках проекта "Метаморфозы" (Центр современного
искусства на Соловках "АртАнгар")
Июль 2003
Символизируя само понятие промзоны, они в то же время, подобно древнему Харону, осуществляют связь с другим миром, переправляют души к дальнему берегу.
Древние поморы считали, что переправляясь через море на остров (выделенное, сакральное место), человек символически переживает состояние смерти, а значит преображается.
Прилив и отлив сменяют друг друга, луна тянет воду, солнце движется вдоль горизонта… В центре всех метаморфоз, в торжественной и скорбной неподвижности две белые фигуры продолжают делать свою важную, но невидимую глазом, работу.
Часть 2 – ПЕРЕЕЗД
Место: Москва, частная квартира.
Май 2004
Перформанс в пустой комнате, откуда вывезены все вещи, содраны обои. Этол «пограничное» пространство, откуда прежние жильцы выехали(умерли), а новые ещё не вселились. Эта смысловая пауза заполняется прослушиванием белых пластинок – «неразборчивых записей прошлой жизни». Человек, может быть, только форма расширения звука…
Часть 3 – ТРАНСЛЯЦИЯ (RADIO WAKE)
Место: Кронштадт. Резиденция ГЦСИ (Петербургский филиал).
В рамках проекта «Interconnection», приуроченного к столетию изобретения радио А. Поповым.
Июнь 2004
Подзаголовок работы отсылает к роману Джеймса Джойса «Finnegan’s Wake», где слово wake можно перевести как «поминки», «бдение над телом», и в то же время – как «пробуждение». В инсталляции задействован звук: обрывки радиопередач – музыка, голоса, помехи в эфире – транслировались через колонки, являющиеся составной частью «радио-тела».
Часть 4 – НАВИГАЦИЯ
Место: Белое море, Соловки. Побережье (около «Мыса лабиринтов»), отлив.
Июль 2004
Прошёл год с начала проекта, и Перевозчики вновь возвращаются на пустынное побережье Белого моря. В смене приливов и отливов есть что-то завораживающее, наполняющее нас необъяснимым томлением. У обитателей северных побережий идревле существовало представление, что души покидают этот мир с отливом. Перевозчики здесь выполняют функции проводников, указывающих дорогу заблудившимся душам.
Часть 5 – ТАЙБАЛЫК (ПРОВОДЫ)
Место: Саратов. Глебучев овраг. Русло реки Тайбалык. Бетонный коллектор.
В рамках проекта «Музейная долина. Экспедиция Тайбалык» (Радищевский музей – Дом-музей Павла Кузнецова. Куратор проекта Игорь Сорокин).
Октябрь 2004
Речка погребена, забрана в бетонный коллектор, лишена имени. Но известная Река выходит на поверхность и продолжает свой неспешный путь между берегами забвения – из ниоткуда в никуда. Параллельные прямые пересекаются. Воспоминания воды отлиты в случайные формы сосудов-реликвариев. И Перевозчики, как всегда, – при переправе. Приходите и пейте.
ВЫСТАВКА КНИГИ ХУДОЖНИКА
10 октября 2004 года в 12-00 в филиале Радищевского музея – Доме-музее Павла Кузнецова открывается выставка московского художников Андрея Суздалева и Ольги Хан под названием “Издательство «Alcool». Выставка книги художника”.
Мир создан во исполнение изображённого в Книге. В это верили древние люди, так думают некоторые наши современники. Для них книга остается живым зеркалом мира, воспроизводящим реальность или творящим параллельный мир. Художник Андрей Суздалев уже десять лет создаёт караван разношёрстных изданий, маркируя страницы книг загадочным словом Alcool. И вот уже эти книги приобретают самостоятельный
онтологический статус, не описывая или комментируя "тварный мир", а становятся важной частью Космоса, иногда проектируя дословное, добуквенное его выражение.
Книга Андрея Суздалева – авторская книга в ее настоящем смысле, без компромиссов и попыткой встраивания в ряды множества типографик. Отказ от профанного «дизайна», движение в сторону от «искусства», – во имя поэзии, знака и потока жизни, – главная примета автора. Опыт такого издателя-художника становится большим Путешествием, которое началось с его первыми книгами, сделанными из гофра, обёрнутыми в крафт, которые Андрей принёс ко мне в мастерскую на крыше несколько лет назад. После вместе с ним и его спутницей Ольгой Хан мы создали несколько книг из Антологии Поднебесной, – «Картины ветра» и «Существа воздуха», частью которых стали видео и фотографии живых художественных акций.
Андрей Суздалев один из первых в России начал постоянно включать в книгу новые стихии – такие как звук, видео и цифровые технологии. Используя опыт художников группы Fluxus, которые были большими книжниками, он со своими друзьями превращает хэппенинг в книгу, а потом книгу в перформанс, тем самым преодолевая излишнюю театральность современного художественного акционизма, оставаясь предельно поэтичным. Поэзия становится основным содержание его книг. Книги, сделанные в
соавторстве с Натальей Куликовой «Икеапоэмы» и «То, что напоминает…» – поэтические эксперименты, существующие на стыке визуальной поэзии и романтического концептуализма. Поэзия и пространство объединяет других соавторов Андрея – писателя Михаила Погарского и художника Евгения Стрелкова, вместе с ними он создаёт альманах «Нерегулярный парк» и серию книг художников «Ч/Б».
Так в течение многих лет Андрей Суздалев, как простой Перевозчик (из его одноименного перформанса), преодолевает пространство известной Реки, возвращая – овеществляя из небытия книги – частицы незримого мира. И эти книги становятся важной частью нашего живого и вечного мира.
Леонид Тишков
ВИЗИТ АКАДЕМИКА В МУЗЕЙ
7 октября 2004 года в рамках своего визита в Саратовскую область и ее научные и культурные центры, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева посетил известный ученый, академик Российской академии наук, профессор МГТУ имени Баумана - Константин Сергеевич Колесников с супругой Валентиной Васильевной.
Заместитель генерального директора Радищевского музея по научной работе Людмила Васильевна Пашкова провела для почетного гостя экскурсию по музею, во время которой были продемонстрированы наиболее значимые шедевры музея и рассказано о его возникновении и 120-летней истории развития.
В конце своего посещения академик К.С.Колесников оставил запись в книге почетных посетителей, в которой поблагодарил сотрудников Радищевского музея за сердечный прием и важную роль, которую играет музей в наше трудное время.
ТАК РОЖДАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ
3 октября 2004 года прошла очередная акция в рамках проекта “Музейная долина”, который ведется сотрудниками Дома-музея Павла Кузнецова (филиал Радищевского музея) в содружестве с различными молодыми художниками Саратова.
Акция «В поисках высокой рыбы» состоялась Глебучевом овраге, в холодный октябрьский день… холодный… как воды ушедшей под асфальт реки…
Участники очередной экспедиции собирались на территории дома-музея, где авторы Александр Гнутов и Саша Милашечкин-Кулик рассказывали о цели своих «поисков». Художникам предстояло осуществить арт-коммуникацию с коренными жителями оврага с целью преодоления всевозможных границ. На стенах второго этажа дома-музея и сейчас можно увидеть фотовыставку Гнутова-Кулика, наглядно демонстрирующую умение авторов вступать во всякого рода контакты и коммуникации.
Специально для проекта были изготовлены майки с фотографиями Глебучева оврага и текстом о бесплодных поисках высокой рыбы, ускользающей в холодных водах коллектора, страхах, метаморфозах происходящих в самом известном и самом загадочном месте города Саратова.
Художники дарили майки каждому встречному жителю оврага, с условием, что эти произведения будут носиться, а легенда о уникальной экспедиции соответственно, распространяться.
Кстати, многие пообещали принести в Дом-музей Павла Кузнецова свои легенды и истории Глебучева оврага.
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 26-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. отделом по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru