В новом тематическом выпуске нашего информационного бюллетеня, мы предлагаем Вам познакомиться с жизнью и творчеством известного российского художника Андрея Андреевича Мыльникова, которому 22 февраля этого года исполнилось 85 лет.
Внимание сотрудников Радищевского музея к творчеству художника не случайно.
Он родился и вырос на саратовской земле, не раз посещал наш музей, а одним из филиалов Радищевского музея является Энгельская картинная галерея А.А.Мыльникова.
Все это и явилось причиной тому, что сегодняшний выпуск нашего тематического бюллетеня посвящен этому известнейшему Мастеру.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
22 февраля 2004 года исполняется 85 лет со дня рождения художника А.А.Мыльникова.
Известный российский художник Андрей Андреевич Мыльников родился в Покровске (ныне город Энгельс). Его творчество тесно связано с родиной, небольшим волжским городом. Здесь родилось чувство пространства - огромного, необъятного, как Волга и степи, и интерес к своеобразию меняющихся природных гармоний. Все мы из детства. Впоследствии эти черты были утоньшены, отшлифованы и обогащены особой, "петербургской" культурой, интеллектуальной средой, учебой у превосходных учителей и редкой работоспособностью.
На протяжении десятилетий (60-е — 90-е годы) А.А. Мыльников — крупнейшая фигура советского и русского изобразительного искусства. Непрерывно пишущий художник и руководитель мастерской монументальной живописи в институте имени И.Е.Репина, Учитель в самом непосредственном значении этого слова многих художников, созидающих современный художественный процесс, мастер, произведения которого оказываются в центре творческой ситуации. "Школа А.А. Мыльникова" — это культ высокого профессионального мастерства, свобода выбора трудных решений, многообразие индивидуальностей. На выставках ученики Андрея Андреевича отнюдь не воспринимаются "маленькими Мыльниковыми".
В творчестве А.А. Мыльникова огромное место занимает проблема традиции. Ее двойственная природа очевидна. Традиция омертвляет творческую силу, нивелирует таланты, укорачивая их до уровня общеупотребительных образцов, ставит преграду художественному поиску. Она является опорой консерватизма. Но традиции-канону противостоит традиция — аккумулятор духовного опыта человечества, которая обеспечивает непрерывность творческого процесса, устойчивость художественных форм и связанную с этим преемственность — как необходимое условие развития.
Понимание Андреем Мыльниковым традиции отличается широтой и непредвзятостью. В его произведениях завоевания, уроки русских иконописцев и импрессионистов, итальянских мастеров Возрождения и французского классицизма, художников "Мира искусства" и опыта советской живописи 1920-х годов раскрываются как передающаяся эстафета художественных, социальных, нравственных завоеваний. Культура неделима и наследуема.
Остросовременный личностный вариант проблемы "традиции и новаторство" ощущается в каждой значительной работе А.А. Мыльникова. Например, в картине "Гроза", в которой сплетены "хрестоматийные" мотивы: общий мотив грозы - от Эпь-Греко, тема опрокинутого в водоёме неба — от В.Э.Борисова-Мусатова, общая композиционная схема рождает воспоминание о Джорджоне. Это множество перекличек
объединено и сплавлено неповторимой "интеллигентной" живописью Мыльникова.
Завершающий аккорд — спящая прекрасная обнаженная женщина — тоже рождает
множество ассоциаций. Это неисчезающая тема в творчестве старых мастеров, утверждавших внесословную красоту личности.
Первая картина А.А. Мыльникова "Клятва балтийцев" — свидетельство профессиональной зрелости, скорбный реквием, раскрывающий монументальное мышление художника. В первое послевоенное десятилетие он работает над темами, доминирующими в советской живописи, - восстановление страны, дружба народов ("На
мирных полях", "Пробуждение"). В годы "оттепели" А.А. Мыльников формируется как крупнейший мастер искусства, свободно владеющий изобразительными средствами, художник выразительного запоминающегося языка, появление каждой картины которого становится художественным событием.
А.А. Мыльников — автор широко известных картин: "Лето", "Сестры", "Сон", "Утро", "Гроза", "Прощание" и испанского триптиха "Распятие".
В чем проявляется духовная общность многочисленных работ А.А. Мыльникова, иными словами, в чем сверхзадача его искусства? На это можно ответить словами Сезанна: "Соединить Пуссена с природой", т.е. рассказать о своем времени, о природном и социальном окружении, о характере и облике современников, о трагическом и повседневном так впечатляюще, как это делали старые мастера. А.А. Мыльников в большой мере олицетворяет в современном искусстве исторически повторяющееся движение к неоклассике, которое противостоит как мертвому академизму, так и самоцельному экспериментаторству. Долговременная жизнь его произведений обеспечена их эстетическим потенциалом.
А.А. Мыльников остросовременен и классичен. Как у всякого большого мастера, тема каждого его произведения всегда шире конкретного изобразительного мотива, вбирающего в себя черты устойчивого состояния. Время в произведениях художника спрессовано.
Цвет в живописи А.А. Мыльникова окружен плотным облаком ассоциаций. Локальные пятна красного заставляют вспомнить выразительную палитру иконописцев, разработка зеленых — красоту импрессионистического анализа, а черные, полнозвучные и изменчивые, возвращают к произведениям английских мастеров XVIII века или к Веласкесу. Вызывающий прежде всего эмоции живописного порядка колорит полотен А.А. Мыльникова вобрал в себя опыт многих поколений.
Андрей Андреевич Мыльников — превосходный мастер пейзажа, поэтичного и точного. Изображения природы строятся обычно на сочетании крупных цветовых пятен, переходящих в большие плоскости с еле уловимой цветовой вибрацией. В пейзаже, как и всюду, художник неукоснительно следует формуле "необходимо и достаточно". Печать своеобразия лежит на натюрмортах А.А. Мыльникова, в которых традиционная передача материальной плоти предметов отступает на второй план ради решения конструктивной задачи и максимального декоративного эффекта.
А.А. Мыльников — лауреат Государственных и Ленинской премий, действительный член Академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда; официальное признание его заслуг (что случается не всегда) совпадает с оценкой его творчества художественной общественностью и строгой профессиональной критикой.
В любой его работе (монументальной, станковой, декоративно-прикладной) есть дыхание современности и овеществленный опыт предшествующих поколений. Крошечный этюд, сияющий чистыми красками и покоряющий поэтическими ритмами, дает представление о земле, по которой ходит Мастер, и о времени, в котором он живет.
Кандидат искусствоведения Эмилий Арбитман
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru