В новом тематическом выпуске нашего информационного бюллетеня, мы продолжаем Вас знакомить с произведениями Русского искусства, которые находятся в собрании Радищевского музея.
Сегодня предлагаем Вам познакомиться с "Живописью России первой половины XIX века".
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Живопись России первой половины XIX века в собрании Радищевского музея
Русское искусство I половины XIX века занимает в экспозиции Радищевского музея два смежных зала. Здесь представлено скорее не романтическое искусство, а искусство эпохи романтизма. В стилистике тропининских портретов еще заметно наследие предшествующего столетия: пережитки парадной портретописи (портрет С.М. Голицына) или сентименталистской чувствительности (портрет Л.К. Маковской). Но в творчестве этого художника можно обнаружить и романтические черты (портрет В.С. Энева), и элементы жанрово-бытовой трактовки образа. С его именем связан процесс демократизации тем и образов русской живописи той поры.
Демократическая направленность "поэтизирующего реализма" А.Г. Венецианова заметна в его подготовительной работе "Головы крестьян". Эту же линию можно проследить в работах его учеников, и в полотнах провинциальных мастеров - портретах, пейзажах и интерьерах. Интересен "Портрет Зейферт" М.У. Головачева - характерный образчик мещанско-купеческой портретописи русского провинциального города, получившей широкое распространение именно в этот период. Для нас этот портрет особенно интересен тем, что написан он в Покровской слободе (ныне город Энгельс), расположенном по левому берегу Волги напротив Саратова.
Стремительное становление русской пейзажной живописи первой половины XIX столетия в музейной экспозиции нашло свое отражение в картинах таких различных по своей стилистике мастеров, как Ф.М. Матвеев, С.Ф. Щедрин, Н.Г. Чернецов, А.А. Иванов. "Вид римской Кампаньи" Ф.М. Матвеева выдержан в традициях ландшафтной живописи академического классицизма с его композиционными и цветовыми условностями. А меланхолическую элегию его "Итальянского пейзажа" питают уже настроения новой эпохи, хотя и здесь художник еще очень далек от стилистики пейзажей зрелого романтизма. С.Ф. Щедрину суждено было открыть новые пути развития отечественной пейзажной живописи, чувство живой, а не сочиненной красоты природы. Он первым в русском искусстве выявил самоценность обыденного мотива, почувствовал жизнь природы во времени, зависимость жизни земли и воды от жизни неба, учитывал воздействие
световой среды на цветовой строй картин и этюдов. Еще в большей мере это было присуще пейзажным этюдам А.А. Иванова. Один из лучших его этюдов - "Пейзаж в Олеваново". В обыденном мотиве художник находит удивительное богатство и сложность цветовых отношений. В пейзажах Н.Г. Чернецова нет такой раскованности и смелости. Его "Жигули на Волге" стилистически кажутся более архаичными, чем пейзажи С. Щедрина и А. Иванова, но он сыграл значительную роль в освоении специфики именно русской природы, которой не коснулись в своих исканиях эти живописцы.
На последней стене этого зала собраны работы наиболее значительных мастеров этого периода. О.А. Кипренский, самый яркий из русских романтиков, в экспозиции представлен портретом князя Ф.А. Голицына, в котором проявились черты позднего этапа русского романтизма. Это герой эпохи горечи и разочарований, заметно отличающийся от героев его портретов ранней поры, человек беспокойной и странной судьбы, байронический образ, несущий в себе разлад с миром со своим поколением, с самим собой.
Замечательный живописец К.П. Брюллов представлен рядом эскизов и этюдов и двумя интересными портретами. В холодноватом, строго официальном портрете графа К.А. Поццо ди Борго - видного политического деятеля, русского посланника в Париже и Лондоне, и в "приятельском" раскованном портрете И.А. Бека, поэта и переводчика, бросается в глаза разница человеческих характеров, увековеченных мастером.
Один из этюдов А.А. Иванова к его знаменитой картине "Явление Христа народу" - "Голова еврея" - представляет собой лишь ранний этап типажных поисков художника. При своем воплощении в персонаж картины образ будет подвергнут значительной трансформации, обретя нужную психологическую остроту.
В работах Брюллова, А. Иванова подводятся итоги полуторавекового развития русской живописи и подготавливается переход к качественно новому его этапу в искусстве уже второй половины XIX столетия.
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru