Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Радищевского музея

  Все выпуски  

Новости Радищевского музея


Информационный Канал Subscribe.Ru


Музей Радищева
   
О сайте
Партнеры
ART-Хроника
Музеи мира
Лента новостей
Книга отзывов
Афиша
Контакты
Ссылки

   

Новости музейной жизни

Информационный бюллетень №11 (91) Радищевского музея
февраль 2004 год

отдел по развитию музея
radmuseumart@radmuseumart.ru

Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Живопись России второй половины XIX века в собрании Радищевского музея
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

В новом тематическом выпуске нашего информационного бюллетеня, мы продолжаем Вас знакомить с произведениями Русского искусства, которые находятся в собрании Радищевского музея.
Сегодня предлагаем Вам познакомиться с "Живописью России второй половины XIX века".
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


| А.П.Боголюбов и художники его времени | Шедевры | Виртуальная галерея |

Живопись России второй половины XIX века в собрании Радищевского музея

Русская живопись второй половины XIX столетия занимает в музее три зала. Первый из них целиком посвящен произведениям основателя Радищевского музея А. Боголюбова. В музее самое большое в мире и наиболее интересное собрание его работ, но в экспозиции представлена только незначительная их часть - в основном живопись 1870-х - 1890-х годов, лучшего периода в творчестве замечательного мастера. Усвоив высокие достижения европейского пейзажа той поры, и прежде всего Барбизонской школы, Боголюбов оказал плодотворное воздействие на становление и развитие русского реалистического пейзажа второй половины XIX века. Его собирательство тоже в наибольшей мере связано именно с этим периодом, и многие полотна старших или младших его современников поступили в музей от его основателя.

В сопредельном зале собраны картины и этюды русских живописцев академического направления и художников-шестидесятников - раннего этапа русской реалистической живописи. Сосуществование нового реалистического искусства и традиционного академизма здесь ощутимо и в исторических композициях М. Зеленского, Н. Неврева, Н. Ге, и творчестве художников-жанристов - К. Венига, К. Трутовского, Н. Сверчкова, Л. Соломаткина, Ф. Бронникова, и в портретах кисти К. Маковского, Л. Жодейко, Л. Игорева, и в пейзажах И. Айвазовского, Л. Лагорио, и в работах живописцев салонно-академического плана - А Харламова, С. Бакаловича, Г. Семирадского. В нынешней экспозиции зала несколько стушевалась поляризация нарождающегося реализма и позднего академизма, явственнее выступил компромиссный характер многих произведений, в которых тенденции реалистического искусства сочетаются с неизжитостью академических традиций. Полное торжество реализма в русской живописи этого периода в экспозиции нашего музея можно увидеть в большом зале, целиком, посвященном художникам-передвижникам.

Здесь представлены этюды и картины самых выдающихся живописцев второй половины XIX столетия. Но своеобразие музейной экспозиции передвижников в слишком явном преобладании портретов и пейзажей, хотя для мастеров этой группы характерным было широкое распространение бытового жанра и национальной исторической живописи.

Гордостью музейной коллекции по праву считаются работы И.Е. Репина - четыре портрета и два пейзажных этюда. Среди них - портрет дочери художника Нади, исполненный в 1881 году. Портретов детей у Репина немного, и "Девочка в розовом" - один из лучших.

Остротой психологического виденья отмечены портреты кисти И. Крамского, В Сурикова, красота родной природы воспета в пейзажах А. Саврасова, Ф. Васильева, В. Поленова, А. Куинджи, И. Левитана, М. Клодта, Л. Каменева, Н. Дубовского. В этот период пейзаж становится жанром, в котором быстрее всего утверждаются новаторские искания русских живописцев, приобщившихся к пленэризму. Наряду с пейзажами этюдного порядка здесь экспонируются масштабные пейзажные полотна, в которых изображение родной природы приводит к раздумьям о трагических противоречиях жизни, в которых раскрывается не только характер изображаемого мотива, но и мир чувствований и переживаний художника.

Бытовой жанр представлен в этом зале картинами В. Маковского, В. Васнецова, Н. Богданова-Бельского, большим полотном М. Нестерова, в котором пейзаж становится не просто фоном, а активным носителем настроения. И историко-мифологическая композиция евангельского цикла В. Поленова "Мечты" - тоже в большей мере пейзаж - пантеистическое просветление души умиротворяющей красотой природы. Дальнейшее нарастание значения и роли пейзажа будет особенно характерно для русской живописи рубежа XIX - XX столетий.



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников
отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2004 г.г.


<< Назад
   
Новости
Тема дня
Конференции
Ретроспектива
Шедевры
Ресурсы
Пресс-релизы
Фоторепортажи
Наши гости
   
Поиск по сайту:

Ключевое слово:
 

Подписка на новости, Ваш E-Mail:
 
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное