В новом тематическом выпуске нашего информационного бюллетеня, мы продолжаем Вас знакомить с произведениями Русского искусства, которые находятся в собрании Радищевского музея.
Сегодня предлагаем Вам познакомиться с очередной подборкой наших материалов - "Живописью России первой трети XX века".
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.
Живопись России первой трети XX века в собрании Радищевского музея
Русское искусство начала XX века представлено в Радищевском музее характернейшими работами почти всех ведущих живописцев этого периода. Психологические искания портретистов второй половины XIX столетия были продолжены и развиты в портрете кисти В. Серова, национально-романтические искания В. Сурикова и М. Нестерова подхватили Ф. Малявин, Н. Рерих, Б. Кустодиев, пленэрные достижения передвижнических пейзажистов реализовались в полотнах "московских импрессионистов" - К. Коровина, А. Архипова, С. Виноградова, А. Степанова, С. Жуковского, К. Юона, П. Петровичева, повышенный лиризм левитановских пейзажей в наибольшей степени сказался в работах В. Серова ("Стог сена"), в этюдах Л. Туржанского, В. Бялыницкого-Бируля.
Наряду с импрессионистскими увлечениями московских живописцев из "Союза русских художников" в эти десятилетия едва ли не ведущую роль играли стилизаторы-ретроспективисты из петербургского "Мира искусства": А. Бенуа, К. Сомов, А. Головин и ряд примыкающих к этой группе художников, в большей мере ориентированных на эстетику европейского модерна. Своеобразие запоздалого русского импрессионизма и русского модерна осложнялось преемственной связью с предшествующей традицией отечественного искусства и взаимовлиянием этих течений. В некоторых пейзажах и интерьерах С. Жуковского, С. Виноградова, И. Грабаря, импрессионистских по основной направленности, заметен оттенок ретроспективизма, поэтизация русского усадебного ампира, роднящий их с полотнами мирискусников.
Переход от импрессионизма к стилистике модерна наиболее наглядно обнаруживается в работах В. Борисова-Мусатова, уроженца Саратова, творчество которого воспринимается как синхронный "Миру искусства" и "Союзу русских художников" этап развития русской живописи, но более близкий новаторским исканиям 1910-х годов. Особенно значимо влияние творчества Борисова-Мусатова в сложении саратовской живописной традиции, представленной в экспозиции полотнами П. Уткина, П. Кузнецова, А. Савинова и К. Петрова-Водкина. Живописцы из Саратова играли определяющую роль в группировке "Голубая роза", объединившей московских мастеров, испытавших увлечение искусством В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля и мирискусников. Это авторы театрализованных композиций Н. Сапунов, С. Судейкин,
А. Арапов, М. Сарьян.
Стихия театральности характерна для мастеров возрожденного в начале 1910-х годов "Мира искусства". Здесь и эскизы декораций к оперным спектаклям кисти А. Головина, его театрализованные портрет, натюрморт и пейзажи, и своеобразные спектакли русской ярмарки, русского праздничного гуляния, русского провинциального быта в полотнах Б. Кустодиева с их опорой на эстетику национального изобразительного фольклора.
Обращение к вывеске, к лубку и другим формам отечественного художественного "примитива" было характерно для новаторских исканий группы московских сезаннистов из объединения "Бубновый валет", представителей раннего этапа русского живописного авангарда. В музее прекрасная подборка ведущих мастеров этой группировки: П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, Р. Фалька, А. Куприна - натюрморты, портреты, пейзажи. Здесь подводится итог развития русского искусства начала XX столетия. Зрелое творчество всех этих живописцев принадлежит уже следующему периоду развития отечественного искусства.
Выходные данные
410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 26-16-06.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи, а компанию "Трайтек" за предоставление программного обеспечения.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseumart@radmuseumart.ru