Умные мысли о кино Восстание планеты обезьян, рецензия
"Восстание планеты обезьян" ("Rise of the Planet of the Apes", 2011)
Молодой ученый Уилл Родман (Джеймс Франко)
занимается поиском лекарства от болезни Альцгеймера. Препарат
испытывают на обезьянах. По воле случая Уилл «берет на воспитание»
детеныша шимпанзе по кличке Цезарь (Энди Серкис), мать
которого была одной из подопытных, и обнаруживает, что Цезарь обладает
исключительными умственными способностями, а значит, формула действует, и
Уилл сможет вылечить своего отца, страдающего этим недугом.
Счастье
длится недолго: препарат на вирусной основе, и иммунитет человека
активно борется против него. Вскоре отец возвращается в прежнее
состояние и случайно разбивает машину соседа. Цезарь достаточно
агрессивным образом пытается защитить старика от гнева оного, после чего
его оправляют в обезьяний приют, дабы не представлял угрозы для
общества.
Там
Цезарю приходится нелегко: мало того, что работники этого заведения
ведут себя крайне негуманно, но и другие обезьяны не принимают его.
Цезарь не просто очень умный, у него есть чувства, он привязался к
Уиллу, которого считает своим приемным отцом. Но обстоятельства не
позволяют ученому забрать шимпанзе домой, и тот воспринимает это как
предательство. Затаив в душе обиду, Цезарь задумывается о бунте обезьян и
воплощает свою идею в реальность.
Есть
такое хорошее выражение «обманывает горизонт зрительских ожиданий». В
точности об этом фильме. Смотришь и ждешь, когда же обезьяны восстанут?
Не поодиночке, а массово. А они все не восстают и не восстают. Когда же
нам покажут это впечатляющее зрелище? Уничтожат ли приматы человечество?
Впрочем,
скучать не приходится уже с первых минут. Сцены с агрессией обезьян
настолько драматичны, что заставляют зрителя поглубже вжаться в кресло и
от переизбытка эмоций поглощать поп-корн с утроенной скоростью.
Безусловно, главные герои картины – обезьяны, в частности Цезарь в блестящем исполнении Энди Серкиса.
Благодаря ультрасовременной технологии захвата движений обезьян играют
актеры, которые при этом выглядят на экране как настоящие обезьяны, но с
живой мимикой и эмоциями. Как сказал режиссер картины Руперт Уайатт: «Смотришь в глаза и видишь душу». Такому персонажу хочется сочувствовать, сопереживать.
В
итоге, в глазах зрителя само восстание носит не столько враждебный,
угрожающий характер, а скорее, воспринимается как акт отчаяния,
спровоцированный предательством, и попытка найти свое место в мире. При
этом, представители человеческой расы в большинстве своем не пытаются
разобраться в причинах и отвечают агрессией на агрессию. Тут уж
возникает вопрос: кто человечнее? Приматы с гипертрофированным
интеллектом и почти человеческой душой? Или человек, который порой не в
состоянии совладать с примитивными инстинктами?
На
фоне ярких обезьян люди смотрятся достаточно бледно. И, тем не менее,
со своими «второплановыми» задачами актеры в основном справились. Джеймс Франко
очень органично смотрелся в образе ученого-социопата (наверно, ему было
не очень трудно, учитывая страсть актера к учебе, высшему образованию и
постоянному самосовершенствованию), но не хватило его игре
эмоциональности в ключевых моментах выяснения отношений с Цезарем. Джон Литгоу невероятно трогательно воплотил страдания человека с болезнью Альцгеймера. Фрида Пинто в роли ветеринара-приматолога, «голоса в поддержку обезьян», и по совместительству подруги Уилла тоже вполне неплохо вписывается в общую канву и картины не портит. А из Тома Фэлтона получился отличный мерзкопакостный обезьяно-надзиратель.
Резюме:
временами зрелищная картина с трогательной человеческой по своей сути
историей в основе. Посмотреть стоит, как минимум, ради обезьян. Они
великолепны!