Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Вера Алентова: Не мечтаю, но всегда надеюсь


Вера Алентова

Вера Алентова

Премьера в Театре Пушкина по пьесе Пьера Нотта Две дамочки в сторону севера стала необычным экспериментом. Историю про двух безбашенных авантюристок, отменивших свой возраст, рассказывают две актрисы, в том числе Вера Алентова.

Любопытно посмотреть на экс-героиню фильма Москва слезам не верит без антуража советской гражданки, а в имидже, скорее близком к героям Криминального чтива. Подобные трансформации интригуют зрителей всех возрастов.

- В названии пьесы Две дамочки в сторону севера выпал глагол, и уже есть представление о градусе абсурда, и уже смешно Что вам нравится в пьесе?

- Нравится определенная свобода: ты можешь быть и таким, и таким, причем не обязательно в такой последовательности. В спектакле есть костяк, остов, но настроение в нем может меняться. К счастью, драматургия дает такую возможность отталкиваться от твоих чувств сегодня. Поэтому когда-то хочется добавить в эту черную комедию чуть больше горечи, когда-то веселья. Там всего хватает.

Поэтому мы с моей партнершей Натальей Николаевой перед спектаклем максимально настроены друг на друга. Ведь в спектакле на двоих важно партнерство, чтобы дышали вместе. У нас спектакль пока становится на ножки, не споткнулся бы, не упал бы Многие любят приходить именно на первые премьерные показы. Пусть не все еще устоялось, но есть живое волнение и нерв. Хотя основатели МХАТа считали, что критиков надо приглашать только на 20-й спектакль.


- Черная комедия любимый жанр молодежной аудитории. На нее рассчитываете?

- Интерес молодых тоже радует, значит, им хватает и юмора и драйва. По смешкам в зале всегда можно определить, какая публика собралась. Скорее, по жанру это трагикомедия. Во Франции эту пьесу поставили как мюзикл, например.

- Именно эта пьеса названа лучшей пьесой 2008 года во Франции. Говорят, действительно трудно найти небанальный драматургический материал для актрис с опытом?

- В этом парадокс: когда уже многое умеешь, именно тогда очень трудно найти достойную пьесу, особенно для актрис постарше, такого, я бы сказала, нежного возраста. Одновременно и актеры должны не терять объективность и трезвую самооценку своих возможностей. Я свой возраст оцениваю адекватно, и понимаю, что, например, чеховские роли уже прошли мимо. Как это ни удивительно, но я за всю свою жизнь никогда не играла его пьес. Увы! И Раневская и Аркадина должны быть достаточно молодыми так написано у автора.

- Но этих героинь всегда играют бенефициантки с опытом такой закон театра. Ведь сочетание и молодости и опыта редко встречается.

- Подменяется возраст и получается совсем другая история. Пусть интересная, яркая. Однако не та, что у Чехова. Хотя с другой стороны, Чеховым нас закормили, и пора бы сделать перерыв Но как ни оправдывайся, все равно хочется глубокой драматургии его уровня! Поиск подходящей пьесы дело очень непростое. Чтобы нравилась и актерам и зрителям одновременно.

- Приступая к работе, вы всегда можете прогнозировать успех, или зона риска всегда остается?

- Зона риска есть всегда. В этой профессии ты никогда не защищен прошлым успехом. Может быть, в других областях больше стабильности. Наверное, если ты печешь пирожки 20 лет, то на 21-й год пусть что-то не заладилось: тесто не взошло, или что-то пригорело, но ты все равно знаешь ты мастер. В театре этой уверенности нет.

- Режиссура Надежды Аракчеевой достаточно деликатная, но выразительная

- Сейчас действительно много застроенной режиссуры. Способность умирать в актере стало редкостью. Кстати, как и умение открыть известную пьесу другим ключом. Это высокая режиссура.

- Есть особая драматургия в сценическом костюме, в имидже вашей Бернадетты. Молодежная прическа, дизайнерское шелковое платье с эполетами в духе мюзик-холла и глянцевые калоши. Для эпатажа или удобства?

- У моей героини свои тараканы в голове: она считает, что калоши и за лаковые туфли могут сойти. Ноги-то больные, ведь моя героиня не юная. Кстати, сначала у меня была идея надеть кроссовки. Но пришлось отказаться ведь они сейчас суперпопулярны, модницы их сегодня носят даже с вечерними платьями.

- Это подмечено точно и смешно. Много узнаваемых деталей очевидно, были прототипы у вашей героини?

-Узнаваемость это самое ценное. Копирую сразу многих. Иногда важнее подметить, чем просто придумать. Потом достаю из своей актерской копилки. Зрители должны узнавать и себя, и своих родных, и знакомых. Обязательно себя ассоциировать с персонажами западной пьесы. Чтобы это было про нашу жизнь, а не про чужую. Особенно в условиях малой сцены, когда ты рядом, на расстоянии вытянутой руки. Тут надо зацепить сильнее, и недостаточно просто вежливой реакции.

- Режиссеры признаются, что очень любят актеров, способных на такую нелепость правильной закваски, в которой намешано очень многое…

- Эту нелепость тоже надо найти и придумать, пожить с ней, посмотреть, как она действует. Кому-то это может показаться манерностью.

- Очевидно, прививку театра абсурда вы получили, репетируя Счастливые дни Беккета?

- Играю эту роль уже се


В избранное