Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Медея — Гунна Зариня — охвачена одержимостью


Медея - Гунна Зариня - охвачена одержимостьюВладислав Наставшев, выпустивший в Гоголь-центре уже два спектакля, Митину любовь и Страх, на сей раз решил попробовать себя в другом жанре.

Его Медея попытка приближения к чистому трагедийному звучанию, которое сегодня в российском театре встречается нечасто. Даже мифологические оригиналы то протанцовываются, то просто адаптируются к некой печальной бытовой истории, легко синтезируются с фарсом или мелодрамой. Впрочем, в сезоне минувшем подобная попытка уже была в Электре Тимофея Кулябина, выпущенной Театром наций.


Владислав Наставшев делает то, что принято называть авторским спектаклем, соединяя в одном (своем) лице функции режиссера, сценографа, композитора и художника по костюмам. И самым решительным образом освобождает свой спектакль-миф от всяческих декоративных украшательств. Вообще от всего лишнего. Его Медея лаконична, строга и геометрически выверена. Квадратный помост и пара стульев вполне минималистское решение сценического пространства, в котором виртуозно работает световая партитура Игоря Капустина.

Переходы от полного мрака к ярким световым вспышкам сродни функционированию помутненного сознания заглавной героини. Добавьте к этому туманную дымку, розоватые закатно-рассветные наплывы. Все это подспудно заставляет звучать тему моря, кораблей, предшествующих водных странствий, обернувшихся трагическим финалом. Не зря же и Вестник Александр Горчилин семафорит флажками, как заправский матрос, аккомпанируя произносимым фразам. А еще так и встает перед глазами параллельная картинка видение Медеи на каком-нибудь одиноком горном утесе, в последний раз вглядывающейся в морские дали перед тем как впасть в свою болезненную одержимость.

Одержимость неотъемлемое свойство классической трагедии. Ею эта Медея Гунна Зариня охвачена сполна. Латышская актриса, много работавшая с Алвисом Херманисом в его Новом рижском театре, прекрасно передает это пограничное состояние: между уже прошедшей жизнью и еще не наступившим, но близким небытием. Она здесь явно иная, на фоне людей обычных, пусть и царской крови. Вроде полного спокойного достоинства Креонта Вячеслава Гилинова, или этой уверенности постепенно лишающегося Ясона Михаила Тройника.

Она чужая во всем в явном иноземном акценте, зверино-змеиной пластике. Ее вопли бьют, как пощечины, сбивают с ног вполне крепкого Ясона Тройника, заставляют даже софиты падать с потолка. Это похоже на удары током, причем на расстоянии, без тактильных контактов. Но ее крик подчас может быть безмолвным, но ощутимым внутренним слухом, как на картине Мунка. Ей нет нужды вымачивать пеплос для разлучницы в какой-нибудь отраве. Достаточно надеть его на себя и он тут же пропитается ядом, способным убить одним лишь прикосновением к отравленной ткани.

Медея Зариня, как настоящая варварка, еще способна поддаться зову плоти, ответить на провокационные объятия Ясона. Но ее рассудок уже давно замолчал, равно как и чувства любые, кроме одержимого желания мести. И тут даже дети не способны остановить мать. Мальчики Елисей Бочаров и Артемий Шаров здесь еще и своеобразное воплощение античного Хора. Ангельскими голосами они пропевают известную мифологическую историю, но вслушиваешься скорее в эту обреченность мелодии, нежели в вербальные смыслы. Они и без того ясны. А эта страшная сцена убийства детей Два приглушенных вскрика-всхлипа Медеи, два быстрых касания руками голов мальчиков и в мгновенно сменившемся свете мы видим седую голову героини. Наставшеву и актрисе не нужно крови, истерик и буйных страстей. Но эта лаконичная простота страшна до мурашек и куда точнее попадает в цель, нежели дальнейшие рыдания Ясона.

Да, этот спектакль Владислава Наставшева, конечно, можно приписать к разделу театральных штудий, опытов, экспериментов. Но в то же время вряд ли стоит отрицать цельность и завершенность подобного эксперимента, умение вписать разгул античных страстей в сдержанный лаконизм режиссерско-актерских построений.

Октябрь 2013

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное