Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ирина Апексимова: Моим кумиром была Любовь Орлова


Ирина АпексимоваЛетом в театре Содружество актеров Таганки планируется премьера спектакля Скамейка по пьесе советского драматурга Александра Гельмана,

репетиции которого сейчас идут полным ходом. Ирина Апексимова, исполнительница одной из главных ролей в постановке, рассказала, почему она не ходит на кастинги, как относится к возрасту и вредным привычкам, а также почему не будет выступать ни за, ни против какого-либо политика.

Ирина, в советское время народная любовь обрушивалась на актера после выхода на экраны добротного фильма, который смотрела вся страна. А сегодня популярность можно заработать, снимаясь в сериалах. Вы ведь тоже стали известны благодаря телевидению?

Да, вы правы. Некоторые еще помнят мой первый сериал Мелочи жизни, но в основном конечно, меня прославил День рождения Буржуя. Мне еще повезло, потому что первые сериалы снимались на пленку, и был другой подход к производству. День рождения Буржуя, например, довольно качественный продукт. Сегодня количество мыла невообразимое, и появился смешной термин звезда сериала. По-моему, это звание должно оскорблять артиста. Но, с другой стороны, сейчас такое время.


Что вы скажете о современном телевизионном формате, например, о проектах режиссера Валерии Гай-Германики?

Вы знаете, я не смотрела фильм Школа, но видела интервью с Валерией Гай Германикой. Она интересный человек, и мне понравилось, что она прекрасно понимает, что делает. Сейчас идет ее новый сериал Краткий курс счастливой жизни, я пару серий видела Это современное искусство, в том же направлении работает Театр.doc.

Некий вербатим, документальный театр

Такой вербатим имеет право на жизнь, но это нельзя делать главным и единственным в искусстве. К сожалению, это направление все-таки становится основным.

В двадцатые годы прошлого века это было очень модно.

Да, уже давно все это отыграли и забыли, а сегодня вспомнили. Жаль только, что при этом вытесняется традиционное, хорошее искусство.

Вы в своей театральной антрепризе придерживаетесь классики?

Как раз в настоящий момент мы работаем над спектаклем Скамейка по пьесе советского драматурга Александра Гельмана. Мы это я и Гоша Куценко, а ставит Никита Гришпун. Мы с Гошей мхатовцы и оба хотим играть по-настоящему, по-честному, как играли во МХАТе. При этом понятно, что сегодня невозможно просто сесть на скамейку и проговорить полтора часа. Поэтому Никита Гришпун остроумный и талантливый человек ищет яркие театральные решения бытовых сцен.

Вы птенец студии Олега Табакова. Почему вас не видно в стенах Табакерки?

Почему не видно? Недавно я была на 25-летии театра, и мне было крайне приятно, что меня не забыли, что я тоже имею какое-то отношение к этому прекрасному празднику жизни. В принципе, я оттуда и не уходила, но так сложилась моя жизнь: я там работала, будучи студенткой, потом работала во МХАТе.

Вы всегда были слишком самостоятельной. Наверное, трудно вам быть членом труппы?

В репертуарный театр мне уже сложно вернуться, но я бы с удовольствием поработала у Олега Павловича, если бы у него возникла во мне необходимость и он пригласил бы меня на какую-нибудь роль.

Вас, кстати, с самого начала приглашали лучшие режиссеры Олег Табаков, Олег Ефремов, Эймунтас Някрошюс, Роман Козак, Роман Виктюк. И вас, кажется, никогда не мучили кастингами

Это мое великое счастье: я никогда не ходила на кастинги ни для театра, ни для кино. Это чудовищная процедура. Я ходила на кинопробы, только будучи студенткой первого курса, когда была никем. После первого фильма Башня, в котором я снялась в 1986 году, меня на пробы больше никто не звал просто приглашали на конкретную роль. Сейчас иногда звонят и говорят, что продюсерам надо на меня посмотреть Ну, кому надо, придите и посмотрите, ради бога. Я готова пробоваться на роли какой-нибудь бабки, дедки или Джульетты, в конце концов, но когда меня приглашают на пробы ролей, которые я сто раз переиграла, как-то неловко становится. Возможно, продюсеры таким образом самоутверждаются.

Сейчас, как правило, рекламируют не фильм режиссера такого-то, а фильм от создателей того-то и того-то

Хорошая фишка, кстати, надо будет к премьере Скамейки написать в афише: От создателей мюзикла Веселые ребят.

Кстати, а куда пропали замечательные Веселые ребята?

Мюзикл продержался четыре года и прекратил свое существование. Не потому, что на него перестали ходить зрители, а потому, что исчезли декорации Во время нашего отпуска декорации и костюмы лежали на складе, у которого прохудилась крыша, а было очень дождливое лето, и за два месяца они попросту сгнили. А заново это все восстанавливать у меня уже не было сил. К сожалению, ничего не было снято на пленку

Хватает ли у вас сил на что-то помимо театра и кино? Вы участвовали в акциях протеста, в предвыборных кампаниях?

Абсолютно нет. Как бы я ни относилась к вновь избранному президенту, он единственный достойный кандидат из всех, что есть на сегодняшний день. Все остальные кандидатуры лично меня не убедили. Но агитировать ни за, ни против я никогда не буду. Я просто сама делаю свой выбор.

Раньше вы соглашались на участие в корпоративах, потому что приходилось кормить семью

Я и сегодня принимаю в них участие, даже с удовольствием!

Интересно, как вы для себя определяете грань допустимого в искусстве, что вы можете себе позволить на сцене, а что никогда?

Вы знаете, я не люблю на сцене голые тела и мат, если это не делается гениально. Это априори должно быть оправданно. Например, в спектакле Анархия Михаил Ефремов разговаривает исключительно матом, а я этого мата просто не услышала, потому что он это делает органично. Но есть люди, которые педалируют этими словами, при этом видно, что произносить им это неудобно. По большому счету, в искусстве может быть все, если это талантливо. Вот на халтуру я не пойду никогда.

Какие фильмы, спектакли вас впечатлили в последнее время?

Фильм Артист. Я была в восторге. Из спектаклей, пожалуй, Шведская спичка Никиты Гришпуна и в прошлом году на фестивале имени Чехова спектакль Донка Даниэле Финци Паски.

В одном из интервью вы обмолвились о своих мечтах: построить дом в Подмосковье и где-нибудь в Италии, встретить блестящую вторую половину и обрести наконец свой театр. Что-то из этого сбылось?

Ничего. Сегодня, я полагаю, строить дома для меня не время. Когда-нибудь, на пенсии, конечно, хотелось бы сидеть на крылечке собственного дома, например, на берегу озера Камо. Театра у меня тоже до сих пор нет, а вот блестящие мужчины были,


В избранное