Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Ирина Алферова: Пример у меня — Мэрлин Монро


Ирина АлфероваИрина Алферова когда-то покорила страну, сыграв в многосерийном фильме Хождение по мукам красавицу Дашу,

и с тех пор не выходит из списков самых привлекательных женщин России. Порой кажется, что с появлением Алферовой отечественный кинематограф обрел новые краски. Впрочем, разговор наш получился не о красоте, а о театре и обществе.

Ирина Ивановна, Иосиф Райхельгауз однажды назвал вас сильным бойцом, когда вся труппа перешла на контракты, а вы засомневались. А еще, помнится, вы подписывали письмо Путину с просьбой защитить актеров от безобразий желтой прессы. Вы вообще конфликтный человек?

Если конфликт во имя здравого смысла, то да. Меня удивляет, что до сих пор в нашей стране нет многих очень важных законов. Нет закона о театре, закона о культуре, закона о меценатстве. Хотя разговоры о них идут как минимум двадцать лет. В итоге все это отражается на жизни артистов. Упомянутая вами желтая пресса бесконечно подсчитывает наши заработки, но объективности в этих подсчетах нет. Я, например, никогда в жизни не соглашусь на чуждую мне роль, хотя деньги достаются мне тяжело, и они у меня не задерживаются, потому что я щедрый человек, не умею копить, но умею тратить. Но опять же я не осуждаю тех, кто гребет деньги в сериалах лопатой. Есть разные ситуации. Там можно прилично зарабатывать за каждый съемочный день.


Но ведь каждый выбирает по себе

Совершенно верно, поэтому я предпочитаю мотаться по городам и весям со спектаклями. И хотя это антреприза, ее качество все равно не сравнится с сериальным мылом: театр есть театр. А вообще я уверена, поставь на весы перед любым артистом большие деньги и роль его мечты он, конечно, выберет роль. Государство должно помнить, что артистов надо уважать уже хотя бы потому, что они работают за мизерную зарплату.

Недавно вы говорили Театралу про свою пенсию, которая составила, кажется, три тысячи рублей

Так и есть, три тысячи. Это разве не безобразие? Разве это не говорит об отношении к нашему труду? В таком случае не надо давать нам звания. Ведь получается комическая ситуация: ты становишься народным артистом, а в благодарность получаешь плевок в виде крошечной пенсии. И почему-то никто не помнит, что актеры, которые снимались в советское время, принесли государству очень много денег, поскольку на средства кинематографа содержались здравоохранение и просвещение. При этом зарплата артиста была последней графой в смете: достойные деньги можно было заработать только на съемках за рубежом. Так что государство совершает сегодня преступление, особенно по отношению к знаменитым актерам. Сейчас без конца показывают старые фильмы. А доживающие свой век звезды советского кино все нищие и униженные. Примите закон об авторском актерском праве, выплачивайте хоть какие-то проценты за показы, телевидение-то у нас не бедствует, а отчислений как не было, так и нет.

Зато есть деньги на раскраску черно-белых фильмов

Огромные деньги на это выбрасываются! Я ничего не понимаю в экономике, но знаю одно: если у разбогатевших людей нет совести, они тратят миллионы на пустые прихоти, вместо того чтобы отделить хотя бы часть от прожигаемой суммы на благотворительность. О душе ведь тоже надо думать

А не было у вас желания выйти на площадь и сказать об этом?

Я не очень понимаю, что происходит. Поэтому на какую площадь идти и с кем боюсь запутаться. Может, я слишком погружена в театр, закрыта четвертой стеной от жизни. Хотя меня не устраивает, с одной стороны, социальная незащищенность миллионов людей, а с другой шикарная жизнь нескольких человек. Но разобраться в причинах, найти точки воздействия мне не под силу все это от меня, повторяю, очень далеко.

В нашем театре Школа современной пьесы мы занимаемся делом, нам совершенно некогда митинговать: мы выпускаем спектакли, работаем сутками. Но когда почитала в Интернете про декабрьские выборы в Госдуму, удивилась всем этим подтасовкам. Такого я не ожидала! И это очень больно бьет по сердцу, ведь я люблю свою страну и своих зрителей. Да и вопрос отъезда для меня никогда не стоял, хотя многие спрашивали в трудные перестроечные времена, почему бы мне не уехать, где лучше. А я не хочу. Когда приезжаешь за границу, их воспитание и культура радуют душу. Однако недельки через две это начинает надоедать: неискренние улыбки

Зато пенсионеры там ухоженные и могут себе позволить путешествовать, а посмотрите на наших бедных стариков. Вот за кого обидно и кого очень жалко

Да, я всегда их защищала и буду делать все, что в моих силах. Дома престарелых это наш кошмар, а там, в цивилизованных странах счастье, уход, покой, обеспеченность всем необходимым. А у нас (особенно в регионах) изо всех щелей разит нищета, хотя губернаторы при этом подъезжают к театрам на роскошных машинах. Разве это не цинизм? Вот это меня убивает, ведь у каждого чиновника есть собственные дедушки-бабушки У нас, кстати, ушла культура пожилых людей, теперь они ассоциируются только с нищими несчастными людьми.

А ведь это в корне неверно! У этих пожилых людей советская власть столько всего отняла, так дайте же им хоть на старости лет пожить достойно. Есть золотое правило: когда отдаешь становишься счастливей. Просто, вот даришь подарок, и у самого душа поет. Что мешает осчастливить наших стариков? Но об этом должна говорить не только я в интервью, на эту тему должны ставиться спектакли, а сегодня их очень мало.

Несмотря на это, театр продолжает нести свою миссию света, добра и надежды?

Однозначно! А зачем тогда театр?! Зачем люди идут в театр и еще платят за билеты? Сейчас ведь такие дорогие билеты, не каждый может себе это позволить

Кстати, а вам не обидно, что при такой дороговизне билета зритель порой обманывается: приходит на известного актера, а оказывается, что спектакль поставлен, например, в постмодернистской стилистике?

Я не раз говорила, что афиша должна предупреждать зрителя, на что он идет. Он ведь заплатил деньги, и ему небезразлично, что будет на сцене эпатаж, чернуха или классическая трагедия. Я бы лично на эпатаж не пошла. Мне он неинтересен, поскольку эпатаж граничит с распущенностью, а искусство базируется совсем на других принципах.

Где проходит для вас грань допустимого на сцене?

Никакой грани нет, я адвокат своей роли. Если я найду момент понимания, почему моя героиня поступила так, а не иначе, то я соглашусь на самое страшное. Вот я играю в пьесе Сартра За закрытой дверью, там моя героиня, извините, убивает своего ребенка. Это же кошмар, разве это положительный образ? Она в ад попадает. Но я нашла тот ход, который мне интересен. Взяла для себя пример Мэрилин Монро, она женщина эмоциональная. Есть даже такое понятие: синдром Мэрилин сначала делать, а потом думать.

И многие неблаговидные поступки своих героинь я оправдываю такой женской непосредственностью. Зритель посмотрит на мою героиню, ему станет страшно от того, как легко она совершила непоправимое


В избранное