Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Евгения Симонова: Мое поступление в щукинское – это комическая история


Евгения СимоноваИзвестность пришла к Евгении Симоновой буквально с первым появлением на экране в картине В бой идут одни старики. А после роли Принцессы в Обыкновенном чуде любовь зрителей стала поистине народной.

Меньше известны ее сценические работы, хотя в Театре Маяковского она служит уже три десятилетия. В начале этого сезона актриса сыграла главную роль в тургеневской пьесе Месяц в деревне. С разговора об этой работе и началось интервью с Евгенией Симоновой.

Время часто диктует спрос на авторов. Например, в эпоху перестройки стали популярны герои Островского с их бешеными деньгами или пороками от бедности. Но бывает и противоположное: сегодня тургеневские персонажи с их нежными чувствами, казалось бы, совсем не вписываются в эпоху. И театр словно в противовес времени показывает эти выпавшие из жизни типы.

Да, совершенно согласна.

В связи с этим вопрос: лично для вас о чем спектакль Месяц в деревне?

Для меня он о том, что мир чувств, мир ощущений совсем не меняется. Он и сегодня такой же, каким был в эпоху Тургенева. Какой бы социальный строй ни был на дворе человеческий мир особо не изменился. Мысль не оригинальна, но она бесконечна: если Софокл или Еврипид могут звучать современно, то что уж говорить о Тургеневе? Это спектакль про чувства и чувствование. И здесь во многом сказались поэтические пристрастия режиссера Александра Огарева. Вместе с художником Татьяной Видановой он создал атмосферу поэтического театра красивый, изысканный мир. И при этом нашу работу сопровождало стремление вверх путь к чему-то светлому, позитивному. Мы сошлись на том, что сильные чувства никогда не проходят бесследно. И пусть они не приводят к счастливому финалу, но они все равно обогащают человека.

Тургеневские герои, как известно, расстаются, но при этом каждый уезжает с неким своим приобретением. Каждый из них что-то вынес из этой скорбной истории. Ничего, что тургеневские дамы покажутся несовременными, а отношения между персонажами рафинированными. Для меня Месяц в деревне актуален всегда как музыка Баха, которая поддается любому стилю исполнения. Кстати, в актуальности этой темы я окончательно убедилась буквально через пару дней после премьеры. У моего 12-летнего внука Леши и дочери Зои дни рождения идут друг за другом. Я пришла к ним в гости, и Леша произносил тост. Он сказал: Мама, понимаешь, каждый год мы празднуем день рождения. Что это такое? Это некий итог накопленному опыту, каким-то знаниям, чувствам. Над столом повисла тишина. Леша продолжает: Ты как бы смотришь на себя со стороны. Мама, тебе 35 лет, но ты не стареешь, а приобретаешь все больше и больше опыта. Как 12-летний мальчик пришел к такому выводу, это, конечно, отдельный вопрос. Но главное, что он точно сформулировал мысль, которую мы вкладывали в спектакль. Я была потрясена

Ваша героиня живет в достатке, но ей не позавидуешь, поскольку для личного счастья она должна сделать сложный выбор. А вас жизнь ставила в такие рамки?

Ставила время от времени. И в мире чувств у меня тоже были сомнения. Но мне помогла разобраться в себе Ада Владимировна Брискиндова замечательный педагог из Щукинского училища, которая преподавала французский язык. Она не раз говорила: Если сомневаешься, то не делай ничего. Совершай поступок, только когда не остается сомнений. И даже если все кругом будут против не обращай внимания. Главное это твои собственные ощущения. А пока ты спрашиваешь, что делать, не нужно делать ничего. И я по сей день следую ее совету.

Но ведь это идеал, а в реальности не всегда успеваешь сориентироваться в ситуации

Все равно нужно остановиться и спокойно все взвесить. Если бы я жила только эмоциями, то давно бы ушла из Театра Маяковского, поскольку не раз были порывы бросить все и перейти в другую труппу. Например, у меня был период, когда я очень долго не репетировала и понимала, что в новых постановках не сыграю.

Я полагаю, что именно в такие периоды вы и начинали сотрудничать с другими театрами? Так, вероятно, возник в вашей жизни Современник?

Да, потому что, когда актер испытывает голод, он может утолять его на стороне. Причем я ходила на сторону и раньше играла в Таганке, в Табакерке, в Театре армии, в Театре Станиславского. Но мой первый опыт подобного рода был связан с театром Сфера, который я очень люблю. В этом году, кстати, Сфере исполняется 30 лет, и Екатерина Еланская пригласила меня на праздник. Я непременно буду, потому что с этим театром связан очень мощный отрезок моей жизни: я сыграла там несколько спектаклей. Но самое главное, Екатерина Ильинична очень многому меня научила, поскольку все время растягивала амплуа: она предлагала делать то, чего я раньше никогда не делала. Например, в спектакле Там вдали мы вместе с замечательным актером Евгением Киндиновым сыграли шукшинских персонажей. А еще Еланская научила меня читать стихи, хотя я раньше боялась этого как огня. Она давала мне работу, что называется, на сопротивление: я мучительно боролась, чтобы оправдать ее надежды.

А при поступлении в вуз вы разве поэзию не читали?

С моим поступлением была совсем комичная ситуация. Стихи и прозу я читала неважно, но подготовила номер из мюзикла Моя прекрасная леди (мне ужасно нравилась Одри Хепберн, я много раз смотрела фильмы с ее участием). В Школе-студии МХАТ мой номер забраковали. Спросили: Что вы нам покажете? Я сказала: Номер Нет, нет, здесь вам не цирк. Примерно такая же реакция была в ГИТИСе. И только в Щукинском училище захотели взглянуть на мою заготовку.

Я вообще-то не мистик. Но то, как стала студенткой, очень трудно поддается логике. В тот день я провалилась в ГИТИСе и шла домой со своей подругой Лидой, с которой познакомилась на вступительных экзаменах. Мы шли с ней по Кисловскому переулку, вышли на Арбат и остановились. Я жила на проспекте Вернадского, мне нужно было на Библиотеку Ленина, а она шла в Щукинское училище. То есть мне надо было налево, ей направо. И она мне говорит: Пойдем в Щукинское училище. Сегодня последний день первого тура. Это было в шесть часов вечера. А в ГИТИСе мы просидели с десяти до шести, была дикая очередь, да еще и страшная жара со смогом 1972 год. Я сказала: Лида, всё! Я эксперименты с театром закончила, поняла, что ничего не стою пойду домой, у меня скоро экзамены. Я ведь целый год занималась с репетиторами, готовилась к поступлению в пединститут. Но Лида начала уговаривать, и я почему-то пошла вместе с ней.

Когда мы подошли к Щукинскому училищу, кто-то выкликал: Заходит последняя десятка. В последнюю десятку набралось шесть человек. И вот мы зашли. В первом ряду сидела женщина (позже я узнала, что это старейшина Театра Вахтангова Мария Давыдовна Синельникова), и она мне говорит: Ну, давайте читайте. Читаю стихи, прозу и вижу, что лица кислые. Совершенно очевидно, что опять провал. Я говорю: У меня есть номер. И вдруг комиссия оживилась: Номер? Давайте номер Я спела и станцевала. А потом подводили итоги и некоторым абитуриентам объявили, что они прошли во второй тур. Я в этот список не попала, но


В избранное