Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

HobbyGid. Энциклопедия современных хобби.



  Занимаясь своим любимым хобби, вы становитесь более счастливыми

и получаете одно из главных удовольствий в жизни!

 HobbyGid: Икебана (история развития)

www.HobbyGid.ru


Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите

Давайте сделаем энциклопедию еще интереснее и толще! :) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Икебана – искусство аранжировки цветов. Слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «икэ» - жизнь и «хана» - цветок. Философия икебаны не предполагает, что срезанные цветы погибают, наоборот, считается, что они продолжают жить, только в иной форме.

Истоки икебаны восходят к середине VI века и связаны с ритуальным подношением композиций из цветов Будде. Композиции из цветов в роскошных сосудах украшали буддийские храмы и были великолепными дарами богам. Прямые ветки в вазах и цветы с прямыми стеблями смотрели в небо и символизировали веру.

Таким образом, первоначально икебана имела сакральную направленнсть и зародилась на основе древних ритуалов национальной японской религии синто («путь богов»), обожествлявшей природу, и храмовых подношений (кутэ), принятых в буддизме.

Наиболее популярными сегодня являются школы Икенобо, Охара, Согецу и Мишю. Каждая из этих школ придерживается определенного стиля и направления в составлении композиций. Наиболее распространены в Японии следующие стили: морибана, чока, нагаире и чабана.

Школа Икенобо

Эту школу основал в XVI веке выдающийся мастер икебаны Икенобо. Эта школа считалась строго канонической, традиционной и просуществовала до начала ХХ века. Уже в то время было положено начало различным стилям.

  • Стиль «рикка» – один из первых стилей, в переводе означает «стоячие цветы». В средних веках был распространен лишь в привилегированных кругах общества, со временем стал доступен и широким слоям населения. Приверженцы школы в качестве основания композиций использовали характерную постановку веток и цветов, стебли которых образовывали плотный пучок, служащий символом единства людей. Все растения в такой композиции помещались в сосуде строго вертикально. В центре располагалась ветка сосны, кедра или бамбука. Ветки и цветы укреплялись таким образом, чтобы стебли не соприкасались со стенками вазы. Высота всей композиции составляла от 1,5 до 1,8 м. Позже правила установки растений упросились, стали использовать разнообразный декоративный материал, начали появляться новые формы аранжировки (стиль «рикка»). 
  • Стиль «чока» появился на основе стиля рикка, однако он был более простым и быстро завоевал популярность. Его отличала простота линий, которые были расположены строго вертикально. Вазы для составления композиции в стиле чока выбрали самых различных форм и размеров: низкие и высокие, маленькие и большие, треугольные, круглые, квадратные, вытянутые. При этом вся композиция как бы устремлялась ввысь. Правила выполнения икебаны в стиле чока требовали, чтобы высота основных элементов вдвое превышала высоту и диаметр вазы. Основу композиции составляли три главные ветки. При создании аранжировки использовались один или два, очень редко три вида растений. Впоследствии появилось много разновидностей этого стиля. 
  • Стиль «нагаире» означает «брошенные в сосуд цветы», возник как альтернатива стилю рикка: в нем не было жестких правил, цветы располагались естественно в разноцветных непрозрачных стеклянных и керамических вазах цилиндрической, продоговатой и других форм. Чаще всего для аранжировки использовали высокие вазы. Высота основной ветви высчитывали так: складываил высоту и диаметр вазы и полученную величину увеличивали в полтора, а при изготовлении высокого букета – в два раза. При этом длина ветви считалась от верхнего края вазы. 
  • В ХVI веке установился ритуал чайной церемонии, и тогда же появился новый стиль икебаны – «чабана», что означает «чайные цветы». Композиции для чайной черемонии делались скромные, небольшие, с использованием минимального количества растений, а чаще всего – состоящие из одного цветка в очень простой вазе. Вначале чабана входила в стиль нагаире, а затем стала самостоятельным видом аранжировки. Для композиций этого стиля характерен показ растений в развитии, поэтому при их составлении использовали ветки с распускающимися почками и цветы в бутонах, символизирующих будущее, возраждающуюся жизнь. Часто выбирали также ветки с зелеными листьями и полураспустившиеся цветы – они считались символами настоящей жизни. Сухие листья, использовавшиеся при составлении композиции, говорили о прошлом. Основная идея последователей стиля нагаире заключалась во фразе: «Красота там, где нет искусственности». 

Школа Мишу

Представители школы Мишу сочетали в композициях живые цветы с природными материалами. Например, они часто использовали коряги, яркие осенние листья, сухие , причудливо изогнутые ветки, сиволизирующие прошедшие красоту и жизнь. Интересно, что эта школа аранжировки не применяла в составлении икебан цветы. Основным материалом для их работ являлись ветки сосны, деревьев различных лиственных пород, а также яркие разноцветные листья.

Школа Охара

В конце прошлого столетия У.Охара учредил свою школу и основал новый прогрессивный стиль – «морибана», который быстро завоевал популярность среди самых разных слоев населения.

При составлении композиции использовали необычные для того времени низкие плоские вазы из стекла, керамики, фаянса. При этом форма ваз могла быть самой разнообразной: прямоугольная, квадратная, овальная, сферическая и др. Кроме того, в этом стиле впервые стали использоваться металлические наколки и держатели.

Расположение элементов композиции было не такое строгое, как в других стилях. Листья и цветы, используемые в больших количествах, расставлялись свободно. Поэтому морибану часто сравнивали с европейскими аранжировками. И все-таки в стиле морибана существуют свои правила построения композиций.

Здесь не только сочетались элементы традиционной икебаны и естественного стиля, но и было добавлено новое – создание природных картин. Появилась возможность свободно группировать ветки и цветы среди водной поверхности в ввиде природных ландшафтов. Кроме цветов, используемых ранее, таких как хризантема, камелия, ирис, появились многие другие, в том числе и европейские.

Охара также упростил методику обучения и технику расстановки. Впервые в преподавательском составе школы пояились женщины, в то время как раньше искусство составления икебаны считалось ислючительно мужским занятием.

Интересно выглядят композиции в стиле морибана из водных растений – кувшинок, рогоза. В качестве подставки в этом случае используют плоские овальные подносы.

Каждой композиции в стиле морибаны авторы давали поэтическое название, например: «Мелодия», «Цветное письмо», «Поющее дерево».

Школа Согецу

Согецу означает «трава и луна». Эта школа была основана в 1926 году Софу Тесигахара. Она базировалась на двух стилях – морибана и нагаире. В качестве материала использовали не только живые растения, но и высохшие, а также крашеные, отбеленные или ошкуренные ветки и даже предметы нерастительного происхождения: камни, гальку, песок, металл, керамику, перья, веревки, проволоку, бумагу, синтетические изделия и т.д.

Для композиций этой школы характерна тесная связь с природой в сочетании с тонким художественным вусом. Среди икебан школы Согецу встречаются миниатюры высотой 10 см и монументальные произведения более 3 м в высоту, основу которых составляют оригинальные стволы берез, пни, коряги, толстые корни. Для этой школы также характерна объемная графическая композиция. Со временем диапазон композиций вырос, а область их применения расширилась: икебана стала занимать большие пространства, открытые площадки, водные поверхности и т.д.

Составление икебаны – сложный вид искусства, овладеть которым очень непросто. Проходят долгие годы, прежде чем человек, впервые открывший для себя композицию из цветов и делающий в икебане первые шаги, становится настоящим мастером. В настоящее время икебана является обязательным предметом в японских школах. 

Подписывайтесь на ХоббиГид

Copyright © 2013 "Энциклопедия Современных Хобби" Все права защищены. Использовать тексты рассылки можно только при обязательном указании ссылки на нее

В избранное