Какое ваше любимое хобби? Что вы чувствуете, когда занимаетесь им? Если нет, то, какие сложности возникают при его поиске? Чего не хватает? Что еще вы хотите узнать? Пишите
Бонсай – искусство выращивания карликовых деревьев. В переводе с японского значит «дерево в чаше», «дерево в горшке» или «растущий на подносе».
Несмотря на то, что искусство такого художественного выращивания считается японским, зародилось оно в Древнем Китае и Индии.
В VI веке вместе со странствующими буддистскими монахами бонсай попал в Японию. Именно здесь возникли его основные виды. Это может быть избалованное южное дерево, и изогнутое морским ветром выносливое растение, и хилая «веточка», выросшая на скалах.
О бонсаи известно не так много, так как долгие столетия японцы не выдавали секретов выращивания карликовых деревцев.
Главное – изящество, легкость и красота, как в дикой природе. Сейчас эти растения пользуютс в Стране восходящего солнца большой популярностью.
Важно, чтобы композиция представляла некий образ. Задуманный автором-флористом. У этого образа должно быть несколько составляющих.
Основа бонсай - ствол и ветви, именно они создают впечатление о «дереве», именно они притягивают взор и вызывают восхищение.
Ствол должен быть выразительным, со старой, шершавой корой, без заметных дефектов и повреждений. Ветви нужно распределять так, чтобы внизу росли более длинные и толстые, а ближе к вершине – более изящные. Пересечения нарушают красоту бонсай: если несколько ветвей растут из одного участка, то следует оставить только одну, а лишние – обрезать.
Разумеется, в бонсай важны и листья. Имеет значение все: размеры, окраска, расположение в кроне дерева. Листочки, как учат японцы, должны быть мелкими (да и само дерево, прямо скажем, небольшое), густо расположенными, здорового, приятного цвета.
Контейнер – не менее важный предмет. Надо помнить, что образ создается из нескольких составляющих и, только когда они все прекрасны, целое получается совершенным.
Японцы предпочитают керамику и фаянс, причем дя каждого стиля бонсай важно правильно подобрать размер и цвет горшка.
Так, хвойные деревья выращивают в контейнерах пастельных тонов и строгой формы – они напоминают о суровой природе севера. А листопадные (в том числе и плодовые) деревья, которые весной усыпаны цветами, сажают в емкости ярких цветов.
Дальнейшее формирование образа бонсай – настоящее искусство, и здесь уже никак не обойтись без друга-японца, который поделится секретами мастерства. :) Ну, если друга-японца нет, можно обратиться к специальной литературе.
В искусстве бонсай применяется около 400 видов растений. Так что можешь себе представить, насколько образы непохожи друг на друга, даже если работа выполнена в одном стиле.
«Бонсаисты» со стажем предпочитают хвойные растения: сосну, ель, можжевельник, тую, кипарисовик, лиственницу. Эти деревья жизнестойки, неприхотливы, не требуют при выращивании особых хлопот.
Можно применять в бонсай и листопадные растения: клен, дуб, рябину, березу, бук, иву. Зимой и летом такие деревца радуют глаз, ну, а весной, во время цветения, просто очаровывают. Очень интересны плодовые слива, айва, вишня, цитрусовые, персики.
При выборе деревца обрати внимание на корневую систему. Особенно хорошо, если есть толстые, мощные корневища. Для композиций определенного стиля они будут очень кстати: ведь нередко подземные части растений специально не скрывают, а выставляют на всеобщее обозрение.
Стили:
Банкан – сложный стиль. Бонсаи, выращенный таким образом обладает стволом, который как бы закручен в тугой узел.
Бундзинги – сложный в исполнении элитарный стиль бонсаи, при котором стройное дерево имеет лишь небольшую крону с немногочисленными листьями. Это один из старейших стилей,
не требующий соблюдения правил, предписанных для бонсаи, для проявления полной творческой свободы самовыражения.
Есэ-уэ – многоствольный стиль, этот бонсай символирзирует лес. Используются растения одного вида, которые высаживаются рядышком.
Исудцуки – стиль, отличающийся тем, что корни дерева проходят сквозь ращелины в камне и погружаются в почву. Главное в этом стиле – найти подходящую «скалу» с расщелинами.
Кабудати – при создании этого бонсай также потребуются растения одного вида. Множество стволов отходят от одного основания,
как правило, от пня.
Кэнгай, или каскадный стиль дерева, согнутого ветром – дерево со стволом, круто склоненным к горшку, причем иногда он может зависнуть ниже основания контейнера. Одна сторона дерева может быть полностью лишена ветвей.
Моеги – свободное прямое дерево, но ствол его слегка изогнут. Само растение немного напоминает по форме зигзаг, а его вершина расположена точно над основанием ствола.
Нэагари – настоящее тропическое дерево. Его корни приподняты,
они выступают и как будто бы держат растение в воздухе.
Сожу – стиль, при котором композицию составляют два ствола дерева.
Сэкижежу – композиция на скалах. Выдержанное в этом стиле карликовое деревце, охватывая корнями камень, закрепляется в почве.
Сякан – символизирует сопротивление ветру. Это дерево со слегка наклоненным стволом, его ветки и корни направлены в одну сторону.
Таримики – стиль, при котором ствол дерева лишен коры и оно напоминает мертвое растение.
Теккан - это классика бонсай – одиночное, прямостоящее хвойное дерево с мощными, равномерно направленными в стороны корнями.
Фукинагаси – стиль, воспроизводящий дерево, выросшее на морском побережье.
Все части дерева направлены в одну сторону.
Хан-Кенгай – полукаскадный стиль, при котором ствол дерева растет прямо вверх, затем наклоняется в сторону, но не ниже основы контейнера.
Хокидати – это деревце имеет аккуратную крону, нередко состоящую из голых веток. Крона может быть в форме шара, а само дерево напоминает метлу.
Миниатюрные ландшафты
При создании композиций важно определить три главных фактора бонсаи: тип создаваемой среды, размер композиции, основной компонент из четырех присутствующих – камни, земля, вода, растения. В Японии миниатюрные ландшафты подразделяют на много категорий. Из них можно выделить три основные:
Бон-сэки - камни на подносе - древнее искусство. Также к композициям добавляют песок, ассоциирующийся у зрителей с землей или морским берегом. Благодаря камням разных цветов создают
мини-ландшафты, изображающие различные сезоны года. В качестве основы используют круглый, продолговатый или овальный поднос черного цвета.
Сюи-сэки - водяные камни – вначале пейзаж представлял собой просто камень, помещенный в блюдо с водой. Со временем стали использовать песок, а также камни, покрытые мхом. Поднос выбирают из материала, не пропускающего воду (фарфор, фаянс, бронза) белого или светло-кремового цвета.
Бон-кэй – ландшафт на подносе – если к предыдущим вариантам добавить миниатюрные растения, траву, макеты, получится новый стиль. Его предшественником являлось древнее искусство
хако-нива – «сад в коробочке». Прежде чем начинать создавать композицию на плоском блюде или подносе следует решить, для каких целей она создается – будет ли она временным украшением или же все-таки будет иметь постоянную структуру.